Почему должно соблюдать Свщ. Предание и тогда, когда мы имеем Свщ. Писание?

Необходимость держать Предание даже тогда, когда мы обладаем Свщ. Писанием, обусловлена тремя причинами.

А) Свщ. Предание включает в себя и то, что в принципе не может быть записано, а именно, опыт духовной жизни, передаваемой личным примером, и благодатное освящение, сообщаемое посредством таинств.

Б) " Для руководства к правильному разумению Свщ. Писания… " (56)

Конечно, Свщ. Писание заключает в себе полноту богооткровенной Истины и содержит все необходимое для сохранения чистоты веры и благоугождения Богу. однако, для того, чтобы воспользоваться сокровищами Писания, мало иметь его выверенный текст. Свщ. Писание должно еще правильно пониматься и надлежащим образом истолковываться. Одного человеческого разума для правильного понимания Свщ. Писания явно недостаточно, об этом красноречиво свидетельствует история протестантизма. Отказавшиеся от авторитета Свщ. Предания многочисленные протестантские деноминации, опираясь на один и тот же текст Свщ. Писания, приходят к существенно различным, порой диаметрально противоположным, выводам.

Формы Свщ. Предания теснейшим образом связаны между собой. Правило веры по отношению к Свщ. Писанию является руководительным началом, ключом для истолкования. В литургической жизни, в таинствах сообщается Божественная благодать, отверзающая " ум к уразумению Писаний " (Лк.24,45). А в творениях свв. отцов мы имеем живую, непрерывную традицию истолкования библейских текстов.

Поэтому " изъятое из потока Священного Предания, Писание не может быть понято, как должно, никакими научными исследованиями " (57).

Свт. Василий Великий писал: " …ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие: то неприметно повредим Евангелию в самом главном, или паче, от проповеди Апостольской оставим пустое имя " (58).

В) " Для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления " (59).

Церковные таинства и священнодействия представляют собою диалектическое единство формы и содержания. Преподание верующим в таинстве невидимых благодатных даров, что составляет внутреннюю сторону таинства, совершается посредством видимой формы или обряда. Обряд не должно абсолютизировать. Обряд не есть догмат, обряды могут изменяться. Но обрядовая форма таинства теснейшим образом связана с его внутренним содержанием, поэтому изменение обряда имеет свои допустимые пределы: обряд даже у одного и того же таинства может быть различным, но он не может быть каким угодно.

Обряд имеет двоякое назначение:

— посредством обряда верующим сообщается Божественная благодать;

— обряд должен помогать человеку раскрыть свою душу для принятия и усвоения преподаваемых в таинстве благодатных даров.

Если изменение обряда выходит за допустимые пределы, теснейшая связь между обрядовой формой и смыслом, содержанием таинства начинает разрушаться. Такой искаженный обряд уже не способствует, а напротив, препятствует человеку воспринимать и усваивать благодать, то есть вредит действенности таинств. Дальнейшая деформация обряда ведет к разрушению таинства как такового, то есть к отрицанию его действительности. Например, если при совершении таинства крещения не будет совершено трехкратное погружение (обливание), сопряженное с произнесением установленных слов ("Крещается раб Божий (имя рек). Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь"), то таинство не совершится, то есть окажется недействительным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: