План:
1. Значение ранней психодиагностики
2. Психологическая диагностика в системе реабилитации
3. Пять видов ограничения жизнедеятельности
4. Принципы психодиагностики
5. Результаты психодиагностики
6. Психологические особенности, препятствующие социальной интеграции.
7. Поэтапная система помощи детям с ДЦП
8. Амбулаторная помощь после рождения
9. Лечение и воспитание в дошкольных образовательных учреждениях
10. Обязанности специалистов ДОУ
11. Воспитание и обучение детей школьного возраста
12. Профориентация и обучение после школы.
Литература:
1. Акош К. Помощь детям с ДЦП. Кондуктивная педагогика. Книга для родителей. – М., 1994.
2.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с ДЦП. – М., 1989.
3. Семёнова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом/К.А.Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин.- М., 1972.
4. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата/Под ред. М. Ипполитовой. – М., 1988.
Семинар № 12. Психолого-педагогическая коррекция дошкольников
|
|
План:
1. Специализированный детский сад как первый этап обучения, воспитании и коррекции.
2. Возможность оптимальной компенсации нарушений в дошкольнов возрасте.
3. Задачи коррекционного воспитания.
4. Принцип компетенции в системе воспитания.
5. Принцип взаимосвязи в работе специалистов.
6. Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами.
7. Принцип ежедневного учёта психофизического состояния.
8. Принцип приоритетного формирования качеств личности.
9. Две ступени коррекционно-педагогического процесса.
10. Включение родителей в коррекционно-развивающую работу.
Литература:
1. Комплексная реабилитация детей с ДЦП. Метод рекомендации.- М., 1998.
Семинар № 13. Подготовка к школе детей с церебральным параличом
План:
1.Предпосылки к овладению чтением и написанием.
2.Подготовительный период для овладения грамотой.
3. Формирование навыков произношения.
4. Основной период в обучении грамоте – букварный.
5.Процесс обучения навыкам при поражении правых конечностей.
Литература:
1.Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб пособие/И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
Семинар № 14. Работа с семьёй, имеющей ребёнка с нарушениями ОДА.
План:
1.Значение социальной, медицинской и психологической помощи для семей, имеющих детей с ДЦП.
2.Типы семей, имеющих детей с ДЦП.
3.Трудности в семьях с детьми, имеющими умственную отсталость.
4.Роль психолога и семьи при воспитании ребёнка с ДЦП.
5.Стадии приспособления семьи к наличию ребёнка с ДЦП.
|
|
6.Факторы, затрудняющие дальнейшую социальную адаптацию ребёнка с церебральным параличом.
7. Основные направления в работе специалистов с семьёй, имеющей детей с ДЦП.
8. Семьи, особенно нуждающиеся в помощи психолога.
9. Сложности адаптации на социальном и соматическом уровне семей, имеющих детей с ДЦП.
10. Роль психолога в раскрытии нравственных и психологических ресурсов семьи.
Литература:
1.Левченко И.Ю, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб пособие. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
Вопросы для зачётов по «Психологии детей с нарушением ОДА»
1.Предмет и задачи курса
2.Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата»
3.История оказания помощи лицам с двигательными нарушениями
4.Виды патологии опорно-двигательного аппарата
5.Этиология нарушений функций опорно-двигательного аппарата
6.Заболевания нервной системы, приводящие к патологии ОДА.
7.Врождённая патология ОДА (кривошея, врождённый вывих бедра и др.)
8.Врождённая патология ОДА (косолапость, аномалии позвоночника)
9. Врождённая патология ОДА (недоразвитие и дефекты конечностей).
10.Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (травмы спинного и головного мозга).
11. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (полиартрит и артриты)
12. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (остеомиелит, опухоли костей, туберкулёз костей)
13. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (рахит, хондродистрофия).
14.Нарушения ОДА наследственной этиологии с мышечными дистрофиями.
15.Структура двигательного дефекта при ДЦП. Параличи и парезы.
16.Нарушения мышечного тонуса.
17.Гиперкинезы.
18.Патологические сгибательные и разгибательные рефлексы.
19.Позотонические рефлексы.
20.Лабиринтно-тонический рефлекс.
21.Ассиметричный тонический рефлекс
22.Симметричный тонический шейный рефлекс.
23.Гиперкинетическая форма ДЦП.
24.Атоническая форма ДЦП.
25.Гемипаретическая форма ДЦП.
26.Спастическая гемиплегия. 27.Двойная гемиплегия
Академия социального образования
Факультет педагогики и психологии
Кафедра специальной психологии
Специальность – «специальная психология
2012-2013 уч. год
Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»
1.Предмет и задачи курса
2.Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата»
3.История оказания помощи лицам с двигательными нарушениями
4.Виды патологии опорно-двигательного аппарата
5.Этиология нарушений функций опорно-двигательного аппарата
6.Заболевания нервной системы, приводящие к патологии ОДА.
7.Врождённая патология ОДА (кривошея, врождённый вывих бедра и др.)
8.Врождённая патология ОДА (косолапость, аномалии позвоночника)
9. Врождённая патология ОДА (недоразвитие и дефекты конечностей).
10.Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (травмы спинного и головного мозга).
11. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (полиартрит и артриты)
12. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (остеомиелит, опухоли костей, туберкулёз костей)
13. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (рахит, хондродистрофия).
14.Нарушения ОДА наследственной этиологии с мышечными дистрофиями.
15.Структура двигательного дефекта при ДЦП. Параличи и парезы.
16.Нарушения мышечного тонуса.
17.Гиперкинезы.
18.Патологические сгибательные и разгибательные рефлексы.
19.Позотонические рефлексы.
20.Лабиринтно-тонический рефлекс.
21.Ассиметричный тонический рефлекс
22.Симметричный тонический шейный рефлекс.
23.Гиперкинетическая форма ДЦП.
24.Атоническая форма ДЦП.
25.Гемипаретическая форма ДЦП.
26.Спастическая гемиплегия.
27.Двойная гемиплегия
|
|
28.Особенности психического развития детей с ДЦП (обзор).
29.Особенности сенсорного развития детей с ДЦП.
30.Нарушения зрительно-моторной координации.
31.Нарушения пространственного анализа и синтеза.
32.Нарушения предметно-практической деятельности.
33.Нарушения речи у детей с ДЦП.
34.Особенности внимания у детей с ДЦП.
35.Особенности формирования личности детей с ДЦП.
36.Особенности восприятия у детей с ДЦП.
37.Особенности памяти у детей с ДЦП.
38.Особенности мышления у детей с ДЦП.
39.Психологические вари анты личности детей с нарушением ОДА.
40.Нарушения коммуникативных функций у детей с нарушением ОДА.
41.Система специализированной помощи для детей с ДЦП.
42.Особенности воспитания детей с нарушением ОДА.
43.Психолого-педагогическая диагностика нарушений функций ОДА.
44.Психологическое сопровождение детей с нарушением ОДА.
45.Социальная адаптация и профориентация детей с нарушениями ОДА.
46.Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребёнка с нарушением функций ОДА.
Составил: доцент кафедры специальной психологии Строков Е.С.