и ранняя диагностика. Система поэтапной медико-педагогической реабилитации детей с ДЦП в России

План:

1. Значение ранней психодиагностики

2. Психологическая диагностика в системе реабилитации

3. Пять видов ограничения жизнедеятельности

4. Принципы психодиагностики

5. Результаты психодиагностики

6. Психологические особенности, препятствующие социальной интеграции.

7. Поэтапная система помощи детям с ДЦП

8. Амбулаторная помощь после рождения

9. Лечение и воспитание в дошкольных образовательных учреждениях

10. Обязанности специалистов ДОУ

11. Воспитание и обучение детей школьного возраста

12. Профориентация и обучение после школы.

Литература:

1. Акош К. Помощь детям с ДЦП. Кондуктивная педагогика. Книга для родителей. – М., 1994.

2.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с ДЦП. – М., 1989.

3. Семёнова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом/К.А.Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин.- М., 1972.

4. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата/Под ред. М. Ипполитовой. – М., 1988.

Семинар № 12. Психолого-педагогическая коррекция дошкольников

План:

1. Специализированный детский сад как первый этап обучения, воспитании и коррекции.

2. Возможность оптимальной компенсации нарушений в дошкольнов возрасте.

3. Задачи коррекционного воспитания.

4. Принцип компетенции в системе воспитания.

5. Принцип взаимосвязи в работе специалистов.

6. Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами.

7. Принцип ежедневного учёта психофизического состояния.

8. Принцип приоритетного формирования качеств личности.

9. Две ступени коррекционно-педагогического процесса.

10. Включение родителей в коррекционно-развивающую работу.

Литература:

1. Комплексная реабилитация детей с ДЦП. Метод рекомендации.- М., 1998.

Семинар № 13. Подготовка к школе детей с церебральным параличом

План:

1.Предпосылки к овладению чтением и написанием.

2.Подготовительный период для овладения грамотой.

3. Формирование навыков произношения.

4. Основной период в обучении грамоте – букварный.

5.Процесс обучения навыкам при поражении правых конечностей.

Литература:

1.Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб пособие/И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. – М.: Академия, 2001. – 192 с.

Семинар № 14. Работа с семьёй, имеющей ребёнка с нарушениями ОДА.

План:

1.Значение социальной, медицинской и психологической помощи для семей, имеющих детей с ДЦП.

2.Типы семей, имеющих детей с ДЦП.

3.Трудности в семьях с детьми, имеющими умственную отсталость.

4.Роль психолога и семьи при воспитании ребёнка с ДЦП.

5.Стадии приспособления семьи к наличию ребёнка с ДЦП.

6.Факторы, затрудняющие дальнейшую социальную адаптацию ребёнка с церебральным параличом.

7. Основные направления в работе специалистов с семьёй, имеющей детей с ДЦП.

8. Семьи, особенно нуждающиеся в помощи психолога.

9. Сложности адаптации на социальном и соматическом уровне семей, имеющих детей с ДЦП.

10. Роль психолога в раскрытии нравственных и психологических ресурсов семьи.

Литература:

1.Левченко И.Ю, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб пособие. – М.: Академия, 2001. – 192 с.

Вопросы для зачётов по «Психологии детей с нарушением ОДА»

1.Предмет и задачи курса

2.Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата»

3.История оказания помощи лицам с двигательными нарушениями

4.Виды патологии опорно-двигательного аппарата

5.Этиология нарушений функций опорно-двигательного аппарата

6.Заболевания нервной системы, приводящие к патологии ОДА.

7.Врождённая патология ОДА (кривошея, врождённый вывих бедра и др.)

8.Врождённая патология ОДА (косолапость, аномалии позвоночника)

9. Врождённая патология ОДА (недоразвитие и дефекты конечностей).

10.Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (травмы спинного и головного мозга).

11. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (полиартрит и артриты)

12. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (остеомиелит, опухоли костей, туберкулёз костей)

13. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (рахит, хондродистрофия).

14.Нарушения ОДА наследственной этиологии с мышечными дистрофиями.

15.Структура двигательного дефекта при ДЦП. Параличи и парезы.

16.Нарушения мышечного тонуса.

17.Гиперкинезы.

18.Патологические сгибательные и разгибательные рефлексы.

19.Позотонические рефлексы.

20.Лабиринтно-тонический рефлекс.

21.Ассиметричный тонический рефлекс

22.Симметричный тонический шейный рефлекс.

23.Гиперкинетическая форма ДЦП.

24.Атоническая форма ДЦП.

25.Гемипаретическая форма ДЦП.

26.Спастическая гемиплегия. 27.Двойная гемиплегия

Академия социального образования

Факультет педагогики и психологии

Кафедра специальной психологии

Специальность – «специальная психология

2012-2013 уч. год

Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»

1.Предмет и задачи курса

2.Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата»

3.История оказания помощи лицам с двигательными нарушениями

4.Виды патологии опорно-двигательного аппарата

5.Этиология нарушений функций опорно-двигательного аппарата

6.Заболевания нервной системы, приводящие к патологии ОДА.

7.Врождённая патология ОДА (кривошея, врождённый вывих бедра и др.)

8.Врождённая патология ОДА (косолапость, аномалии позвоночника)

9. Врождённая патология ОДА (недоразвитие и дефекты конечностей).

10.Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (травмы спинного и головного мозга).

11. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (полиартрит и артриты)

12. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (остеомиелит, опухоли костей, туберкулёз костей)

13. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (рахит, хондродистрофия).

14.Нарушения ОДА наследственной этиологии с мышечными дистрофиями.

15.Структура двигательного дефекта при ДЦП. Параличи и парезы.

16.Нарушения мышечного тонуса.

17.Гиперкинезы.

18.Патологические сгибательные и разгибательные рефлексы.

19.Позотонические рефлексы.

20.Лабиринтно-тонический рефлекс.

21.Ассиметричный тонический рефлекс

22.Симметричный тонический шейный рефлекс.

23.Гиперкинетическая форма ДЦП.

24.Атоническая форма ДЦП.

25.Гемипаретическая форма ДЦП.

26.Спастическая гемиплегия.

27.Двойная гемиплегия

28.Особенности психического развития детей с ДЦП (обзор).

29.Особенности сенсорного развития детей с ДЦП.

30.Нарушения зрительно-моторной координации.

31.Нарушения пространственного анализа и синтеза.

32.Нарушения предметно-практической деятельности.

33.Нарушения речи у детей с ДЦП.

34.Особенности внимания у детей с ДЦП.

35.Особенности формирования личности детей с ДЦП.

36.Особенности восприятия у детей с ДЦП.

37.Особенности памяти у детей с ДЦП.

38.Особенности мышления у детей с ДЦП.

39.Психологические вари анты личности детей с нарушением ОДА.

40.Нарушения коммуникативных функций у детей с нарушением ОДА.

41.Система специализированной помощи для детей с ДЦП.

42.Особенности воспитания детей с нарушением ОДА.

43.Психолого-педагогическая диагностика нарушений функций ОДА.

44.Психологическое сопровождение детей с нарушением ОДА.

45.Социальная адаптация и профориентация детей с нарушениями ОДА.

46.Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребёнка с нарушением функций ОДА.

Составил: доцент кафедры специальной психологии Строков Е.С.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: