double arrow

Рыночная экономика

Рынок – это определенный тип хозяйственных связей.

Рынок – это форма взаимосвязанных отношений между отдельными самостоятельно принимающими решение субъектами с целью решения 3 основных экономических проблем.

Рыночная экономика – это рыночные механизмы стихийной координации действий производителей и потребителей через систему цен, прибыли, убытков и конкуренции, при этом действия этих субъектов координируются и регулируются экономическими законами.

Характерные черты рынка, типичные для всех способов хозяйствования:

1. Достаточное число продавцов и покупателей для свободного выбора партнеров по хозяйственным и коммерческим связям.

2. Самостоятельность экономических субъектов и их материальная ответственность за свою деятельность.

3. Прямые связи производителей и потребителей без диктата одной из сторон, т.е. равноправные партнерские коммерческие связи.

4. Конкуренция за потребителя и его рубль.

5. Свободное ценообразование – право хозяйствующего субъекта самостоятельно договариваться о цене.

6. Для формирования свободной конкуренции рынка требуется многообразие форм собственности: частной, акционерной, кооперативной, государственной, смешанной.

7. Создание рыночной инфраструктуры (рынок товаров и услуг, рынок капитала, финансовый рынок и т.д.)

Функции рынка:

Современный высокоразвитый рынок выполняет 6 взаимосвязанных основных функций.

1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров и услуг, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли – продажи. Без рынка практически невозможно определить насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая или экономическая связь между конкретными участниками рыночного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется выбрать наиболее подходящего покупателя.




2. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.



3. Информационная функция – сложившиеся цены информируют о состоянии экономики. В частности через конкретный разброс цен (скажем, на чай, кофе и какао), через их падение или рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т.д. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные знания по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

4. Регулирующая функция действует через механизм свободных рыночных цен. Из менее выгодных отраслей с низкими ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство).В результате в первых отраслях производство сокращается , а во вторых – растет. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

5. Стимулирующая функция тоже осуществляется с помощью рыночных цен. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Через рыночные цены стимулируется эффективность экономики и НТП. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции , поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных областей.

6. Оздоравливающая функция довольно жесткая, но экономически оправдана. Рынок очищает экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и “наказываются” банкротством. И, наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы.

Принципы рынка.

1.Свобода выбора видов и форм экономической деятельности.. Каждый субъект может избрать любые формы хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом.

2.Всеобщность рынка. Он охватывает рыночными отношениями все многообразие ценностей, созданных природой и человеком.

3.Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

4.Саморегулирование деятельности. Самосоздание и самозакрытие предприятия, при ведущем финансовом контуре управления.

5.Принцип договорных отношений. Он распространяется и на взаимные поставки, закупки и на обязательства, выступает также в форме трудовых контрактов.

6.Свобода ценообразования. Рыночная цена отражает себестоимость продукции, ее обменный курс по отношению к другим товарам ,ее потребительские свойства.

7.Самофинансирование. Рынок порождает чувство экономической ответственности в связи с угрозой финансового банкротства, учит добывать деньги, упорядочивает учет и контроль финансовых средств.

8.Децентрализация управления и самостоятельность. Однако, во-первых, экономика не может быть децентрализованной полностью, и , во-вторых, необходима система правил экономического поведения.

9.Экономическая ответственность. Нарушение договорных условий ведет к финансовым санкциям и лишает статуса надежного партнера.

10.Государственное регулирование. Без него рыночная экономика невозможна. Формирование свода правил рыночной деятельности через законодательство, государственное планирование и систему государственного налогообложения.

11.Конкуренция. Соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров.

12.Механизм социальной защиты. Принцип социальной защиты включает в себя ограничения опасного уровня рыночных эффектов. Например, установление минимальной заработной платы, максимального налога и социальные компенсации (льготы, субсидии и т.д.).

Условия возникновения рынка

1. Общественное разделение труда и специализация.

2. Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства.

3. Величина трансакционных издержек

4. Свободный обмен ресурсами.