Теория управления знаниями тесно связана с теорией интеллектуального капитала в отношении понятий человеческого, социального и организационного, или структурного, капитала. Эта теория связана также с понятиями организационного обучения и обучающейся организации.
Три причины появления "Управление знаниями"
1. Социальная причина
2. Экономическая причина
3. Технологическая причина
1. Социальная причина
В компании материальное производство становится вторичным по отношению к нематериальному(информации и знанию), появляется новая роль компании, это работник со знаниями.
Характеристики работника:
-Безраздельно владеет средствами производства: интеллект, память, опыт, инициатива.
-Его знания специфичны и могут быть применены в рамках строго определенного бизнес процесса.
2. Экономическая причина
При оценке возврата инвестиций от приобретенных информационных технологий оказалось, что возникает компьютерный парадокс. Определить экономический эффект от вложенных в IT средств просто нельзя. Было проведено исследование IT компаний, которое показало, что если взять всю 100% рыночную стоимость компаний, то 95%, это нематериальный актив, это собственно знания самих сотрудников. Поэтому решение компании данного парадокса в том, что экономическая оценка от внедрения IT строится с учетом знаний, как экономического фактора, следовательно IT сами по себе не является прибыльными, прибыль формируется через операции со знаниями (данными).
|
|
3. Технологическая причина
Техн. причина заключается в эволюционном процессе развития IT:
ü Вычисление
ü Коммуникация
ü Поддержка мыслительной деятельности
ü Связи теории управления знаниями
Управление знаниями – это стратегия, которая трансформирует все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность. Управление знаниями – это комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использования новых информационных технологий в управлении организациями. Управление знаниями – сплав различных дисциплин, разнообразных подходов и концепций. Оно применялось и прежде, но не называлось таким образом. Близкими концепциями являются, на наш взгляд, реинжиниринг, обучаемые организации, человеческий каптал, информационные технологии.
Сегодня открылись новые возможности в связи с развитием информационных технологий, созданием баз данных, появлением Интернета. В то же время управление знаниями не тождественно применению новых информационных технологий в управлении. Важнейшей частью управления знаниями выступают технологии распространения, адаптации, конвертации и использования неявных знаний, которые тесно переплетены с эмоциями, принципами, приверженностью и др.
|
|
Управление знаниями включает в себя следующие компоненты:
· Стимулирование прироста знаний.
· Отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению к данной организации источников.
· Сохранение, классификация, трансформация, обеспечение доступности знаний.
· Распространение и обмен знаний, в том числе в рамках организации.
· Использование знаний в деловых процессах, в том числе в процессе принятия решений.
· Воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении.
· Оценка знаний, измерение и использование нематериальных активов организации.
· Защита знаний.
Управление знаниями можно определить как искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость. Менеджмент знаний приводит к изменениям в образе мысли многих менеджеров, к отходу от многих устаревших, ортодоксальных подходов.
Управление знаниями касается важных моментов деятельности организации в постоянно меняющейся внешней среде. Это управление дает единый, интегрирующий подход к использованию новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной активности и творчества людей.
Управление знаниями предусматривает синергетическую связь между технологическими и поведенческими аспектами в управлении Это отражает взаимосвязь между явным и неявным знанием.
ЯВНОЕ ЗНАНИЕ - это то, которое может быть выражено в виде слов и цифр и которое может передаваться в формализованном виде на соответствующих носителях.
НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ - это то знание, которое не формализуется и может существовать лишь вместе с его обладателем - конкретным человеком или группой лиц. Менеджмент знаний – это работа с каждым видом интеллектуального капитала в отдельности и в то же время со всеми его видами одновременно, обеспечивающая необходимую комбинацию человеческого, организационного и потребительского капитала.
МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ – многогранная и многоаспектная деятельность, которая может рассматриваться с точки зрения экономики, психологии, социологии, а также с точки зрения бизнеса, образования и информационных технологий. Этот менеджмент – интегральная дисциплина, которая включает в себя элементы стратегического управления, управления персоналом, маркетинга, организационного развития, экономики, информатики, теории создания информационных систем, образования команд, инновационного менеджмента и пр. Менеджмент знаний рассматривает не только отдельные элементы этих сформировавшихся дисциплин, но и их взаимодействие.
Для успешного осуществления менеджмента знаний необходимы:
· Хорошая технологическая инфраструктура, позволяющая с помощью коммуникаций эффективно переносить и распространять знания.
· Высокая организационная культура, способствующая переносу знаний от одного работника и подразделения к другим.
· Непрерывное и квалифицированное обучение персонала.
Управление знаниями для каждой организации дает возможность:
· Быстрее отвечать на требования клиентов с помощью более эффективных инновационных решений и препятствовать тому, чтобы клиенты искали эти решения у конкурентов.
· Быстрее воплощать инновации в продукты с тем, чтобы поставить их клиентам.
· Использовать интеллектуальные активы партнеров, осуществляя совместную техническую, функциональную, отраслевую экспертизу.
· Ускорять обучение и передачу навыков для персонала.
|
|
· Экономить ресурсы за счет повторного использования однажды найденных решений.
Многие отрасли сегодня - это отрасли, основанные на знании. Так, например, сутью фармацевтики является не столько производство таблеток, сколько производство и тиражирование знаний в виде новых свойств новых химических соединений, а также новых способов тестирования новых лекарств, их патентной защиты и продвижения на рынке. Кино, телевидение, консалтинг, аудит, медицинские и образовательные услуги - примеры отраслей, которые производят и предают информацию.
Во многих отраслях производимый продукт в значительной степени является результатом переработки информации (компьютеры, мобильные телефоны, программное обеспечение).