Развитие управления знаниями

Теория управления знаниями тесно связана с теорией интеллектуального капитала в отношении понятий человеческого, социального и организационного, или структурного, капитала. Эта теория связана также с понятиями организационного обучения и обучающейся организации.

Три причины появления "Управление знаниями"

1. Социальная причина

2. Экономическая причина

3. Технологическая причина

1. Социальная причина

В компании материальное производство становится вторичным по отношению к нематериальному(информации и знанию), появляется новая роль компании, это работник со знаниями.

Характеристики работника:

-Безраздельно владеет средствами производства: интеллект, память, опыт, инициатива.

-Его знания специфичны и могут быть применены в рамках строго определенного бизнес процесса.

2. Экономическая причина

При оценке возврата инвестиций от приобретенных информационных технологий оказалось, что возникает компьютерный парадокс. Определить экономический эффект от вложенных в IT средств просто нельзя. Было проведено исследование IT компаний, которое показало, что если взять всю 100% рыночную стоимость компаний, то 95%, это нематериальный актив, это собственно знания самих сотрудников. Поэтому решение компании данного парадокса в том, что экономическая оценка от внедрения IT строится с учетом знаний, как экономического фактора, следовательно IT сами по себе не является прибыльными, прибыль формируется через операции со знаниями (данными).

3. Технологическая причина

Техн. причина заключается в эволюционном процессе развития IT:

ü Вычисление

ü Коммуникация

ü Поддержка мыслительной деятельности

ü Связи теории управления знаниями

Управление знаниями – это стратегия, которая трансформирует все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность. Управление знаниями – это комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использования новых информационных технологий в управлении организациями. Управление знаниями – сплав различных дисциплин, разнообразных подходов и концепций. Оно применялось и прежде, но не называлось таким образом. Близкими концепциями являются, на наш взгляд, реинжиниринг, обучаемые организации, человеческий каптал, информационные технологии.

Сегодня открылись новые возможности в связи с развитием информационных технологий, созданием баз данных, появлением Интернета. В то же время управление знаниями не тождественно применению новых информационных технологий в управлении. Важнейшей частью управления знаниями выступают технологии распространения, адаптации, конвертации и использования неявных знаний, которые тесно переплетены с эмоциями, принципами, приверженностью и др.

Управление знаниями включает в себя следующие компоненты:

· Стимулирование прироста знаний.

· Отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению к данной организации источников.

· Сохранение, классификация, трансформация, обеспечение доступности знаний.

· Распространение и обмен знаний, в том числе в рамках организации.

· Использование знаний в деловых процессах, в том числе в процессе принятия решений.

· Воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении.

· Оценка знаний, измерение и использование нематериальных активов организации.

· Защита знаний.

Управление знаниями можно определить как искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость. Менеджмент знаний приводит к изменениям в образе мысли многих менеджеров, к отходу от многих устаревших, ортодоксальных подходов.

Управление знаниями касается важных моментов деятельности организации в постоянно меняющейся внешней среде. Это управление дает единый, интегрирующий подход к использованию новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной активности и творчества людей.

Управление знаниями предусматривает синергетическую связь между технологическими и поведенческими аспектами в управлении Это отражает взаимосвязь между явным и неявным знанием.

ЯВНОЕ ЗНАНИЕ - это то, которое может быть выражено в виде слов и цифр и которое может передаваться в формализованном виде на соответствующих носителях.

НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ - это то знание, которое не формализуется и может существовать лишь вместе с его обладателем - конкретным человеком или группой лиц. Менеджмент знаний – это работа с каждым видом интеллектуального капитала в отдельности и в то же время со всеми его видами одновременно, обеспечивающая необходимую комбинацию человеческого, организационного и потребительского капитала.

МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ – многогранная и многоаспектная деятельность, которая может рассматриваться с точки зрения экономики, психологии, социологии, а также с точки зрения бизнеса, образования и информационных технологий. Этот менеджмент – интегральная дисциплина, которая включает в себя элементы стратегического управления, управления персоналом, маркетинга, организационного развития, экономики, информатики, теории создания информационных систем, образования команд, инновационного менеджмента и пр. Менеджмент знаний рассматривает не только отдельные элементы этих сформировавшихся дисциплин, но и их взаимодействие.

Для успешного осуществления менеджмента знаний необходимы:

· Хорошая технологическая инфраструктура, позволяющая с помощью коммуникаций эффективно переносить и распространять знания.

· Высокая организационная культура, способствующая переносу знаний от одного работника и подразделения к другим.

· Непрерывное и квалифицированное обучение персонала.

Управление знаниями для каждой организации дает возможность:

· Быстрее отвечать на требования клиентов с помощью более эффективных инновационных решений и препятствовать тому, чтобы клиенты искали эти решения у конкурентов.

· Быстрее воплощать инновации в продукты с тем, чтобы поставить их клиентам.

· Использовать интеллектуальные активы партнеров, осуществляя совместную техническую, функциональную, отраслевую экспертизу.

· Ускорять обучение и передачу навыков для персонала.

· Экономить ресурсы за счет повторного использования однажды найденных решений.

Многие отрасли сегодня - это отрасли, основанные на знании. Так, например, сутью фармацевтики является не столько производство таблеток, сколько производство и тиражирование знаний в виде новых свойств новых химических соединений, а также новых способов тестирования новых лекарств, их патентной защиты и продвижения на рынке. Кино, телевидение, консалтинг, аудит, медицинские и образовательные услуги - примеры отраслей, которые производят и предают информацию.

Во многих отраслях производимый продукт в значительной степени является результатом переработки информации (компьютеры, мобильные телефоны, программное обеспечение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: