Культурные различия западной и восточной систем управления знаниями

На Западе бум в сфере управления знаниями приходится на 1990-е годы. Основное внимание здесь было посвящено двум аспектам:

1)измерению знаний и

2)управлению ими.

Японию же этот бум не коснулся: никто не ездил в США или в Европу для изучения подходов и технологий измерения и управления знаниями. Это вызвано тем, что в Японии доминирует совершенно другой подход к данному вопросу, который обусловлен культурными различиями западной и восточной цивилизации:

ü Знания в Японии не исчерпываются данными и информацией, которую можно собрать в компьютер, они предполагают включение эмоционального фона, опору на ценности и догадки.

ü Компании в процессе своей деятельности не только и не столько управляют знаниями, сколько создают новые знания в процессе инновационной деятельности.

ü Каждый работник изначально включен в процесс создания нового знания организации, при этом средние менеджеры выступают в роли инженеров знания.

В традициях западного менеджмента, начиная с Фредерика Тейлора и заканчивая Гербертом Саймоном, глубоко укоренился взгляд на компанию как на машину для «переработки информации». В соответствии с этим единственными полезными признаются знания формализованные кодифицированные процедуры, универсальные принципы.

Но есть и другая точка зрения на знание и его роль в бизнес-организациях. Ее чаще всего придерживаются в крупнейших японских компаниях, таких как Honda, Canon, Matsushita, NEC, Sharp и Као. Эти корпорации прославились способностью быстро реагировать на запросы потребителей, создавать новые рынки, быстро разрабатывать новую продукцию. Благодаря развиваемым технологиям они занимают доминирующую позицию. Секрет успеха японских компаний заключается в их уникальном подходе к управлению созданием нового знания.

Стержнем японского подхода служит следующее суждение. Ключ к данному процессу — личная приверженность, чувство сопричастности сотрудников компании к ее инициативам и миссии.

Более целостный подход к знанию во многих японских фирмах основан на еще одном важном соображении: компания — не машина, а живой организм. Во многом она, как человек, может обладать чувством коллективной идентичности и понятием фундаментальной цели. Это организационный эквивалент знания о самом себе — общее понимание целей компании, того, куда она движется, в каком мире хочет жить и, самое главное, как его создать.

Западные исследователи отмечают: «На протяжении истории человечества неоднократно признавалось, что человеческий ум располагает двумя способами познания, которые часто обозначались как рациональный и интуитивный, и традиционно ассоциировались с наукой и религией. На Западе интуитивный, религиозный тип познания нередко считался менее ценным, чем рациональный, научный тип познания, в то время как на Востоке было распространено противоположное мнение».

При сравнении восточного и западного подходов можно особенно ярко проследить различия между явным и неявным знанием. Японцы считают, что явные знания лишь надводная часть айсберга - неявное знание, которое невозможно формализовать, что делает затруднительным его передачу от одного человека другому.

Неявное знание – основа индивидуальных действий и опыта. Можно представить себе два вида неявного знания:

Первое – это технические навыки, которые проявляются у мастеров своего дела и выступают, как правило, результатом многолетней практики.

Второе – это верования, идеалы, ценности и ментальные модели, которые мы используем, не задумываясь о них.

Различие западного и восточного подходов проявляется и может быть проиллюстрировано философией дзен-буддизма, а также традициями самурайского воспитания.

По мнению японского теоретика организации Икудзиро Нонаки, большинство западных руководителей придерживается слишком узкого взгляда на то, что такое знание и как компании должны его использовать. Такие менеджеры полагают, что единственное полезное знание заключается только в «явных» данных, а предприятие – это машина для «переработки информации».

Так же, как производители по всему миру освоили японские производственные методы, для получения конкурентного преимущества на основе знания необходимо научиться и японским методам его создания. необходимо использовать новые методы:

1)оценки роли и ответственности менеджеров,

2)анализ структуры организации и деловой практики компаний, создающих знание.

В восточном подходе можно найти «последовательное и стройное философское обоснование наших наиболее передовых теорий о строении физического мира».

Восточные мыслители «постоянно настаивают на том факте, что высшая реальность не может быть объектом рефлексии или передаваемого знания. Она не может быть адекватно описана словами, поскольку лежит вне области чувств и интеллекта, из которой происходят наши слова и понятия». Основная задача восточных методик активизация интуитивного сознания.

Таким образом, восточные традиции делают значительный упор на использовании не только явного, но и неявного знания в жизни в целом и в производстве в частности.

5 Черты новой экономики

Многие исследователи по-разному называют новую стадию развития общества. Э. Тоффлер, например, называет ее эрой информации. Известны также и другие ее названия – цифровая эра, золотая эра, эра парадоксов, постэкономическая эра. Журнал "Экономист" назвал ее эрой знаний. В отечественных публикациях используется еще один термин – " новая экономика". Название периода социально-экономического развития, в который вступает сейчас человечество, в конечном счете, несущественно. Важно другое – знания становятся ключевым ресурсом развития, и глобальная конкуренция, основанная на создании наукоемких продуктов и услуг, возрастает.

Способность национальной экономики выделять знания и производительно их использовать будет все в большей мере определять экономическую силу нации и ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их использовать – вот то, от чего зависит успешное социально-экономическое развитие.

Стратегия роста, основанная на знаниях, не ограничивается инвестициями в человеческий капитал с целью повышения образования. Она нацелена на обеспечение открытости для инноваций и знаний в более широком смысле, и предусматривает инвестиции в элементы постоянного капитала, которые содержат знания, а также инвестиции в людей и институты, направленные на увеличение способности аккумулировать и использовать знания.

Переход к новому обществу, в котором знания становятся ведущим фактором общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. Это выражается, в частности, в том, что изменяется структура себестоимости всех материальных продуктов.

Характерная черта современного производства – наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, экономического развития организаций. Для многих видов продукции большая часть стоимости создается на стадии планирования, транспортировки, продажи и обслуживания. Источником новой добавленной стоимости выступает сейчас дизайн, контроль качества, маркетинг и обслуживание.

Современное производство – это во многом деятельность ума, т. е. преимущественно нематериальное воздействие со стороны инженеров, бухгалтеров, конструкторов, дизайнеров, специалистов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов по информационным сетям. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами.

Воспроизводственный процесс расширяет свои традиционные рамки:

--он начинается с изучения потребностей рынка,

-- включает стадии фундаментальных и прикладных исследований,

--инвестирования,

--производства,

--сбыта и обслуживания,

--маркетинга,

--инновационной деятельности и обучения.

В связи с этим расширяются границы инфраструктуры производства, она включает в себя:

-инфраструктуру интеллектуальной деятельности,

-технологической реорганизации,

-маркетинга,

- организационного развития.

В создании стоимости конкретного продукта все больший удельныйвес занимают те виды деятельности, которые непосредственно относятся к стадии обслуживания:

· Создание нового продукта, инжиниринг.

· Маркетинг, реклама, продвижение товара на рынок.

· Транспортировка, логистика.

· Финансы, информационные системы.

· Консультации, бухучет, аудит.

Становление новой экономики приводит к изменениям не только производства, но и менеджмента. На место бюрократии с присущими ей автократическим управлением, иерархией, жестким разделением функций и ответственности приходит адхократия.

Адхократия - это в высшей степени органичная организационная конструкция, представляющая собой открытое, свободное, гибкое, творческое, спонтанное предприятие, которое является антитезой традиционному большому бизнесу. Она обладает характеристиками горизонтальной или неиерархической организации, где в основном действуют команды работников, обладающих знаниями, наделенные полномочиями и самоуправляющиеся), характеризующаяся малыми командами, управлением на основе участия, постоянным обучением персонала, гибким разделением функций и ответственности.

Управление персоналом» Словарь» Типы организационной культуры

Управление персоналом
Словарь-справочник


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: