Самой известной моделью, описывающий процессы создания знаний является модель SECI.
Авторами этой модели являются японские ученые И.Нонака и Х.Такеучи, которые рассматривают четыре перехода явных (explicit) и скрытых (tacit) знаний друг в друга:
Социализация – переход неформализованного знания в неформализованное.
Экстернализация – переход неформализованного знания в формализованное.
Комбинация – переход формализованного знания в формализованное.
Интернализация – переход формализованного знания в неформализованное.
4 формата преобразования знания взаимодействуют в спирали создания знания. Спираль растет в маштабе по мере движения через организационные уровни и может вызвать новые спирали создания знания.
Организационная память.
Одной из самых трудных задач в управлении знаниями является локализация организационных знаний (т.е. определение тех мест в организации, в которых «скрыты» наиболее важные, со стратегической точки зрения, знания), с их последующей кодификацией и открытием возможности использования.
Выделяют пять типов организационной памяти:
1 Культура – истории и мифы, герои и символы организации
2 Процессы – все процессы (не только технологические), которые позволяют организации существовать и развиваться
3 Структура – не только организационная, но еще и структура контроля
4 Экология – офисное пространство, включая специфические для организации символы
5 Внешние архивы – вся доступная закодированная информация
Идентифицировав местонахождение знаний, следует: оценить потребность в кодификации знаний, для внесения их в информационные системы, или обеспечить доступ к этим знаниям в некодифицированном виде.
Это может показаться парадоксальным, но информационные технологии не столько предоставляют возможности для управления знаниями, сколько являются ограничением на пути эффективного управления знаниями. Хотя, если задуматься, ничего странного в этом нет – ведь информационные технологии являются лишь средством работы с кодифицированными знаниями.
В итоге, вес информационных технологий в управлении знаниями можно оценить лишь в 10%, в то время как вес организационных процессов может доходить до 20%. Основную же роль в управлении знаниями играют люди.

Люди – основные носители скрытых и явных знаний, основные создатели и пользователи этих знаний. Информационные технологии – способ сохранять и использовать знания.
Стратегия развития организации
Знания, как основной, наиболее трудно копируемый ресурс организации, в то же время нуждаются в надежной защите. Можно запатентовать изобретение и тем самым защитить организационные знания. Но невозможно запатентовать людей, являющихся носителями знаний, не столько явных, кодифицированных знаний, сколько – скрытых знаний, заключающиеся как в рабочих навыках, так и в навыках взаимодействия.
Организация должна выстраивать процессы управления знаниями таким образом, чтобы с одной стороны обеспечить создание, сбор, хранение и эффективное использование знаний. А с другой стороны – чтобы обеспечить защиту своих знаний, обезопасить себя от потери своих стратегических ресурсов и способностей, сохранить знания, как основу своего долгосрочного конкурентного преимущества.
Основными моделями организации доступа к знаниям являются: модель «сокровищница», модель «указатель».
Модель «сокровищница» ориентирована на накопление интеллектуального капитала и создание механизма доступности. В этих условиях предполагается, что знания могут успешно сохраняться, фиксироваться в документах и многократно использоваться. Инструментами модели «сокровищница» могут выступать базы данных, простые экспертные системы. Такая модель позволяет сохранить интеллектуальный капитал в случае ухода сотрудника, дает оперативный доступ к интеллектуальному капиталу компании.
Модель «указатель» ориентирована на объединение людей, заинтересованных в наращивании знаний. Аспекты знаний, которые не зафиксированы документально, можно получить только в процессе общения (конференции, встречи, электронные форумы, индивидуальные информационные сети). Некоторые эффективные методы тяжело зафиксировать документально. Необходимо говорить непосредственно с человеком — носителем знаний. Модель «указатель» не требует больших затрат на поддержание, дает оперативный результат, но требует постоянных усилий для кооперации персонала.
Каждая из моделей имеет свои преимущества и недостатки.