Процессы создания знаний

Самой известной моделью, описывающий процессы создания знаний является модель SECI.

Авторами этой модели являются японские ученые И.Нонака и Х.Такеучи, которые рассматривают четыре перехода явных (explicit) и скрытых (tacit) знаний друг в друга:

Социализация – переход неформализованного знания в неформализованное.

Экстернализация – переход неформализованного знания в формализованное.

Комбинация – переход формализованного знания в формализованное.

Интернализация – переход формализованного знания в неформализованное.

4 формата преобразования знания взаимодействуют в спирали создания знания. Спираль растет в маштабе по мере движения через организационные уровни и может вызвать новые спирали создания знания.

Организационная память.

Одной из самых трудных задач в управлении знаниями является локализация организационных знаний (т.е. определение тех мест в организации, в которых «скрыты» наиболее важные, со стратегической точки зрения, знания), с их последующей кодификацией и открытием возможности использования.

Выделяют пять типов организационной памяти:

1 Культура – истории и мифы, герои и символы организации

2 Процессы – все процессы (не только технологические), которые позволяют организации существовать и развиваться

3 Структура – не только организационная, но еще и структура контроля

4 Экология – офисное пространство, включая специфические для организации символы

5 Внешние архивы – вся доступная закодированная информация

Идентифицировав местонахождение знаний, следует: оценить потребность в кодификации знаний, для внесения их в информационные системы, или обеспечить доступ к этим знаниям в некодифицированном виде.

Информационные технологии

Это может показаться парадоксальным, но информационные технологии не столько предоставляют возможности для управления знаниями, сколько являются ограничением на пути эффективного управления знаниями. Хотя, если задуматься, ничего странного в этом нет – ведь информационные технологии являются лишь средством работы с кодифицированными знаниями.

В итоге, вес информационных технологий в управлении знаниями можно оценить лишь в 10%, в то время как вес организационных процессов может доходить до 20%. Основную же роль в управлении знаниями играют люди.

Люди – основные носители скрытых и явных знаний, основные создатели и пользователи этих знаний. Информационные технологии – способ сохранять и использовать знания.

Стратегия развития организации

Знания, как основной, наиболее трудно копируемый ресурс организации, в то же время нуждаются в надежной защите. Можно запатентовать изобретение и тем самым защитить организационные знания. Но невозможно запатентовать людей, являющихся носителями знаний, не столько явных, кодифицированных знаний, сколько – скрытых знаний, заключающиеся как в рабочих навыках, так и в навыках взаимодействия.

Организация должна выстраивать процессы управления знаниями таким образом, чтобы с одной стороны обеспечить создание, сбор, хранение и эффективное использование знаний. А с другой стороны – чтобы обеспечить защиту своих знаний, обезопасить себя от потери своих стратегических ресурсов и способностей, сохранить знания, как основу своего долгосрочного конкурентного преимущества.

Основными моделями организации доступа к знаниям являются: модель «сокровищница», модель «указатель».

Модель «сокровищница» ориентирована на накопление интеллектуального капитала и создание механизма доступности. В этих условиях предполагается, что знания могут успешно сохраняться, фиксироваться в документах и многократно использоваться. Инструментами модели «сокровищница» могут выступать базы данных, простые экспертные системы. Такая модель позволяет сохранить интеллектуальный капитал в случае ухода сотрудника, дает оперативный доступ к интеллектуальному капиталу компании.

Модель «указатель» ориентирована на объединение людей, заинтересованных в наращивании знаний. Аспекты знаний, которые не зафиксированы документально, можно получить только в процессе общения (конференции, встречи, электронные форумы, индивидуальные информационные сети). Некоторые эффективные методы тяжело зафиксировать документально. Необходимо говорить непосредственно с человеком — носителем знаний. Модель «указатель» не требует больших затрат на поддержание, дает оперативный результат, но требует постоянных усилий для кооперации персонала.

Каждая из моделей имеет свои преимущества и недостатки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: