Детская социологическая служба

В организационный период смены под названием «Кто есть кто» возникла идея тщательного исследования этого непростого вопроса. Действительно, хотелось узнать, на что способны участники смены, какие имеют таланты, чем любят заниматься. Хотелось понять, какие интересы объединяют детей и подростков в «Ямале», какие ценности они признают, как воспринимают себя и окружающий мир.

Из активистов сформировалась постоянно действующая социологическая служба. Ее целью стало изучение общественного мнения по самым актуальным вопросам, связанным с детьми и молодежью.

В первых опросах приняли участие все отряды. С помощью психогеометрического теста выяснилось, что в лагерь приехали 29% детей и подростков, воспринимающих себя как людей счастливых, доброжелательных, сопереживающих («круги»). Они готовы первыми прийти на помощь, создать благоприятную обстановку, поднять настроение. Больше всех таких ребят оказалось в 1, 2 и 10 отрядах. Они просто притягивали к себе весь лагерь эмоциональным задором. В их отрядах царили радостное настроение, взаимопомощь, оптимизм. Эти ребята как будто родились для «Ямала», где атмосфера густо насыщена эмоциональными отношениями.

Обнаружилось среди участников смены 28 % ярких лидеров, одаренных

организаторов, целеустремленных личностей («треугольники»). Аниматоры быстро отреагировали на такой богатый ресурс и предложили систему сменных командиров. Кроме того, многие ребята с лидерскими установками побывали в роли физруков отрядов, капитанов спортивных команд, руководителей творческих групп. С целью повышения организаторского мастерства для ребят устраивались тренинги личностного и командного роста.

Творческой опорой отрядов стали 23 % мальчишек и девчонок, обладающих инициативой, желающих предложить нестандартные решения в организации жизнедеятельности лагеря («зигзаги»). Именно они придумывали имидж отряда, режиссировали композиции при проведении танцевального, музыкального, театрального марафонов, готовили творческие выступления на вечерних мероприятиях. Ощущать себя человеком с неуемной фантазией в «Ямале» очень комфортно: в этом месте поощряют неожиданности, защищают открытость, ценят детскую непосредственность. Скорее всего, такое большое количество ярких индивидуальностей не только принимается лагерем «Ямал», но и взращивается здесь.

Вожатые с удовольствием узнали от членов социологической службы, что в лагерь заехали 12 % детей и подростков, обладающих устойчивыми ценностными ориентирами («квадраты»). Эта группа имеет ясно выраженное отношение к миру, обладает способностью анализировать, может четко формулировать проблемы и находить компромиссы. Именно эти ребята становятся ведущими отрядных огоньков, готовы обсуждать вопросы, касающиеся дружбы, любви, честности. Они помогают при рефлексии жизнедеятельности отряда видеть в отношениях глубокий личностный смысл.

Выявились и такие мальчишки и девчонки, которые в организационный период не успели определиться со своей позицией («прямоугольники»). Они впервые оказались в лагере, впервые попали в шумные детские компании, неожиданно включились в стремительный ритм действий и отношений. Их было всего 8 %, но именно этих окружили особой заботой отрядные вожатые. Социологическая служба также обратила внимание отряда на необходимость индивидуальной работы с этими ребятами.

Общие результаты социологического исследования были оформлены на специальном стенде, и каждый отряд увидел свои особенности.

Интересными оказались результаты изучения образа отряда с помощью методики незаконченного предложения. Нужно было пять раз продолжить фразу: «Я…..». Как выяснилось, в лагерь приехали 12 % философски относящихся к себе детей и подростков. Они писали, что воспринимают себя человеком, гражданином, личностью. Особенно ярко такое восприятие себя показал 7 отряд. В течение смены именно этот отряд проявил себя наиболее толерантным, обрел большое количество друзей, взял шефство над малышами. Ребята оказали самое большое количество социальных услуг в тот день, когда в лагере была объявлена операция «Коммунальная квартира». Даже в спортивных состязаниях они чаще других оказывались победителями.

72% было оптимистов, т.е. людей, любящих себя, считающих себя веселыми, счастливыми, способными, жизнерадостными. Нашлись и пессимисты, критично воспринимающие свой внутренний мир, выставляющие напоказ негативные качества личности (9%). Такая позиция вполне характерна для раннего подросткового возраста. К сожалению, больше всех пессимистов собралось в одном отряде (а может быть, отряд спровоцировал такое восприятие самого себя). Результаты, полученные социологами, стали поводом для разговора в этом отряде на вечернем огоньке.

Выявилась среди участников смены группа так называемых не определившихся (7 %). Они крайне осторожно оценивали свои способности и возможности, терялись в выборе позиции, боялись раскрыться. Их никто не торопил в высказываниях на огоньках, им позволялось тщательнее приглядеться к предложенной деятельности и, возможно, выбрать дело по душе не только в отряде, но и в мастерской. А вообще, в «Ямале», как мы уже не раз говорили, самопознанию и самооткрытию уделяется серьезное внимание, и самоизменения в этих детях здесь ценятся больше всего.

Проведя обследование в начале смены, социологическая служба поставила задачу отследить изменения по итогам реализации программы. Результаты вновь были оформлены в графики и диаграммы и явно свидетельствовали о росте числа «кругов» и «треугольников».

Значит, смена удалась. Мы получили прирост жизнерадостных, удовлетворенных, счастливых людей. Приятно, что такими являются детские лидеры.

Служба социологов активно проводила опросы среди отдельных участников смены. Ребята придумывали самые разнообразные темы исследований: о любви, о ценностях, об отношении к телерекламе, о причинах табачной зависимости. Тщательно обдумывались методы выяснения тех качеств личности, которые в мальчиках ценят девочки, а в девочках – мальчики. Было интересно найти единомышленников по экзотическим хобби, определиться в чувствах, понять самого себя. Проводились опросы, брались интервью, даже была использована компьютерная программа выяснения отношения к современным детским общественным организациям.

Вот только несколько образцов деятельности детской социологической службы. В связи с тем, что в «Ямале» отдыхает много старшеклассников, была поставлена задача - изучить влияние особой лагерной эмоциональной атмосферы на становление межличностных отношений. Ребятам были предложены следующие вопросы:

1. Я в лагере влюбился: да нет не понял
2. Любовь моя взаимная да нет не понял
3. Любовь меня не интересует: да нет не понял

Как оказалось, любовь не интересует только 16 человек из 107 опрошенных. Это всего 14,8 %. 12,7% не определилось в своих чувствах. Зато 72,5% респондентов в лагере влюбились. 28 пар нашли взаимность. Результаты подсчетов были доложены на линейке, и их достоверность была подкреплена веселыми аплодисментами. Стало понятно, что в лагере пора проводить лирический вечер. И он, действительно, оказался очень романтичным.

Разбиралась социологическая служба и в проблеме дружбы. Большинство респондентов призналось, что верят в дружбу между мальчиками и девочками. Правда, доля девочек, утверждавших эту истину, была значительно больше, чем число ответивших мальчиков. Интересно расположились тендерные предпочтения причин, по которым мальчики и девочки заводят дружбу. Так, мальчики дружат с девочками, потому что с ними весело, интересно, девочки помогут в трудную минуту, и еще, нужно общаться не только с мальчиками. Девочки дружат с мальчиками, так как у тех другой взгляд на мир, мальчики не предают. Кроме того, девочек интересует психология мальчиков, им хочется романтики и новых ощущений.

Пищу к размышлению, особенно для организаторов лагеря, дало социологическое исследование личных и отрядных целей участников первой смены. Приведем результаты исследования в двух отрядах, которые социологической службе показались наиболее типичными с точки зрения активного отношения к жизнедеятельности в лагере и с точки зрения потребительского отношения. Если в первом примере явно заметна тенденция создания коллектива и обозначено стремление к личностному росту, то во втором ведущим мотивом является развлечение. Достаточно высок процент тех ребят, которым ничего не хочется делать и цели отряда они определить не могут.

Итак, социологическая служба пыталась отражать в своих исследованиях настроение лагеря, выявлять состояние отрядов, определять отношение подростков к миру и окружающим людям. Это, с одной стороны, была помощь отрядам и организаторам смены при анализе и коллективном планировании жизни лагеря. С другой стороны, члены социологической службы получили первичные навыки проведения массовых опросов, их классификации и интерпретации. Как оказалось, многие члены социологической группы увлечены социологией и психологией. Так как руководила детской социологической службой ученый - кандидат педагогических наук, то и знания подростки получали квалифицированные. Лагерь в данном случае помог утвердиться в личностном выборе, а, значит, выполнил еще одну очень важную педагогическую задачу: профессиональной ориентации школьников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: