Педагогические смыслы линейки

Линейки в детском оздоровительном лагере. Сколько раз возникали нешуточные педагогические споры об их целесообразности. Справедливые возмущения от многочасовых репетиций и заорганизованности, доводящих детей до обмороков, сменялись не менее справедливыми доводами о возникновении чувства общности, единого ритма, четкого старта, личной сопричастности к жизнедеятельности всех отрядов. От того, какая сторона представляла более убедительные аргументы, зависела судьба этой удивительно неоднозначной и в то же время одной из старейших форм работы с детьми в лагере.

В период критики и бурной перестройки содержания деятельности детского отдыха и оздоровления линейки, видя в них, в основном, организационное начало, старались использовать предельно осторожно и крайне редко. Это, в свою очередь, приводило к обеднению педагогических приемов ее организации, к выхолащиванию определенных функций, ограничению эмоциональных компонентов совместного действия. Педагогические смыслы линейки зачастую сводились к дисциплине и ритуалам.

Лагерь «Ямал» Ямало-Ненецкого автономного округа родился всего девять лет тому назад, когда время всеобщего отрицания поутихло и к историческому опыту, в том числе и опыту организации детских оздоровительных лагерей, стали подходить более конструктивно. И линейку здесь увидели во всей ее многофункциональности, приняли как важнейшее воспитательное средство. Трепетное отношение со стороны детей, вожатых и сотрудников к, честно говоря, очень частым линейкам однозначно свидетельствует о жизнестойкости и важности этой формы работы в частном, конкретном случае.

Формальная сторона линейки достаточно проста: ее обязательными элементами являются построение и информация. Однако внутренняя сущность зависит от очень многих переменных, в том числе и от позиции педагогов. Проблема заключается в том, чтобы найти и педагогически обосновать именно смысловое наполнение линейки.

Чем же так привлекает современных детей линейка в лагере «Ямал»? Какой ее видят педагоги и сотрудники? Вот что об этом говорят участники первой смены 2006 года: «На линейке я рада видеть всех ребят», «Счастлива», «Зажигаюсь вместе со своим отрядом», «Восхищаюсь директором», «Для того чтобы мое имя прозвучало на линейке, я пытаюсь с каждым днем все больше участвовать в жизни лагеря», «На линейке мы – одна семья».

Обобщая высказывания детей и учитывая результаты включенного наблюдения, попытаемся выделить искомые смысловые нагрузки общелагерной линейки «Ямала» и определить педагогические средства, обеспечивающие их эффективное использование. На наш взгляд, к актуальным педагогическим смыслам линейки относятся:

1. Личностная сопричастность. Абсолютно на каждой линейке: утренней, вечерней, тематической или торжественной – звучат конкретные имена детей. Поводов для этого оказывается огромное множество. Победители окружных творческих смотров и предметных олимпиад поднимают флаги на линейке открытия, олимпийский огонь на спортивной линейке выносит юниорский чемпион, песню на День России исполняет дипломант вокального конкурса. С одной стороны, это дополнительная информация о личностных достижениях детей Ямало-ненецкого национального округа, повод для гордости за свой район или школу, с другой – ощущение разделенности успеха с новыми друзьями, возможность внести свой вклад в общественно значимые достижения лагеря.

Есть возможность доказать индивидуальную сопричастность к лагерю и самому неприметному ребенку. Выходят к микрофону и представляются те ребята, которые придумали сюрпризы во время дежурства, самыми последними ушли, наводя порядок после очередного праздника, помогли младшему отряду вынести аппаратуру на утреннюю зарядку (для этого нужно встать на полчаса раньше). Весь лагерь знакомится на линейке с подростками, которые нашли деньги или дорогие вещи и вернули их через дежурный отряд или директора лагеря законным владельцам. Становятся известными имена тех ребят, которые на призыв ведущего для всех повторяют правила поведения на воде или во время экскурсий, которые запомнили большое количество болгарских выражений (лагерь «Ямал» находится на территории этой гостеприимной страны), назвали все районные образования Ямала, имена вожатых всех отрядов и т.д. На линейке часто повторяются фразы ведущего: «Кто готов ответить на мой вопрос?», «Кто считает важным… и почему?», «Кто знает, что…?». Вопрос может быть адресован всей линейке, но к микрофону выходят два-три человека, точнее или оригинальнее на него отреагировшие. Каждый ребенок называет свое имя, публично демонстрирует индивидуальность, неповторимость, самобытность. Получая в качестве поддержки аплодисменты, ребенок утверждается в своей значимости, ценности, принадлежности.

В течение смены почти каждый ребенок, так или иначе, личностно выражается, личностно соприкасается с большим сообществом лагеря. В конце смены лагерь узнает имена детей, которые будут за особые заслуги запечатлены на Аллее Звезд. Педагогической целью индивидуальной работы с детьми на линейке является развитие самовоспитания, рефлексии и формирование устойчивой «Я-концепции».

2. Включенность в общий процесс. Так как линейки в лагере «Ямал» проводятся дважды в день, перед завтраком и перед ужином, то именно на них разворачивается сюжет, поддерживается логика смены, демонстрируется степень вовлеченности отрядов в общее дело. Периодически появляются новые вводные: открытие мастерских, испытания отрядов, обсуждение условий личностного роста, презентация тематических направлений отрядной работы, трудовые проекты, подарки лагерю и т.д. То обстоятельство, что ключевые дела смены озвучиваются на линейке, позволяет сохранять энергичный ритм жизнедеятельности лагеря. Кроме того, обеспечивается полная информированность, и все отряды удерживаются в содержательном контексте смены. Линейки организуются так, чтобы ребятам было понятно не только то, что происходит в течение дня, но и как усложняются задания, к чему можно стремиться, каких успехов можно достичь.

Информация о дне представляется педагогами-аниматорами, отвечающими за организацию конкретного дела. Весь лагерь видит этого человека, знает, где и как его можно найти. Выход ответственных сопровождается мелодией, которая потом в течение дня будет означать начало дела. Образ предстоящего действия эмоционально наполняется музыкальным содержанием, таким способом привлекая детей к активному участию в общелагерных мероприятиях. Ответственные за дело дети получают пароли, что повышает их личностную лидерскую позицию. Общие решения, принятые на линейке, подкрепляются индивидуальным сопровождением, также обозначенном на общем сборе.

На линейке действует принцип свободного микрофона, и каждый выход ребенка с сообщением или обращением поощряется аплодисментами. Выходят к микрофону и целые отряды с творческим представлением своих идей. Все это направлено на поощрение самоорганиации, самоуправления, поддержки индивидуальных инициатив.

Одной из педагогических задач линейки является наполнение информации средствами целеполагания и мотивации. Так, на повторяющийся вопрос о том, сколько отряд набрал баллов при испытании, одни называют достаточно высокие цифры, другие несколько дней подряд говорят: «Ноль». Соревнование при испытании отсутствует: баллы служат основанием для разговора об отношениях в отряде на вечерних огоньках. Но сам факт включенности отряда в жизнь всего лагеря налицо у одних и стимул для ускорения – у других. Линейка заставляет детей думать и принимать самостоятельные решения.

Мотивационный компонент наглядно проявляется во время линейки и при вручении отличительных знаков на отрядные флаги. Фирменные награды служат педагогическим средством вовлечения отряда в творческий процесс деятельности потому, что, во-первых, это практически моментальная реакция на действие отряда. Успех фиксируется в тот же день, когда отряд выделяется среди других своей инициативой или добрым делом. Своевременность отклика поднимает ценность сделанного, подчеркивает его общественное значение, дает возможность самим ребятам осознать весомость отрядного вклада в общее дело. Во-вторых, с помощью награды высвечивается определенный образец отношения к делу, к людям, к своим друзьям и лагерю в целом. Предъявить его на линейке – значит замотивировать другие отряды творчески использовать поощренный опыт, может быть, преломить его на свой возраст (особенно заметно такое отношение к образцу, когда малыши стараются повторить, и не безуспешно, действия старших отрядов при дежурстве или при подготовке сюрпризов). В-третьих, на линейке происходит перевод поведения в целеполагание. Данная задача решается с помощью нравственного аналога практического действия. Знаки отличия имеют ранги: за слаженность действий, за дружбу, за умение договариваться, за доставленную радость, за оказание помощи другим отрядам. Нравственная ценность наградного знака подчеркивается для того, чтобы целью становилась не деятельность как таковая, а значение этой деятельности в глазах других. Моральный потенциал сделанного с помощью знака-символа четко обозначается, а главное – вербализуется для всех участников линейки. Лагерь совершенно определенно дифференцирует, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Вместе с тем, решение, т.е. выбор действия или бездействия на основе зафиксированной цели, остается за отрядом. В отдельных случаях, когда какой-то отряд с трудом входит в процесс реализации идеи смены, знак-символ может сыграть на линейке роль опосредованного воздействия. Например, отряд может быть награжден восходящей звездой (когда выявилась небольшая творческая группа) или звездой-надеждой (особенно если речь идет о поощрении водных, воздушных или медицинских процедур). В итоге линейка мотивирует, стимулирует и поощряет активную жизнедеятельность отрядов.

2. Эмоциональное сопереживание. Каждой линейке, в том числе и торжественной, предшествует мелодия песни известного композитора Игоря Корнилова «На холодном Ямале». Это очень ритмичная музыка, под которую исполняется ставшая визитной карточкой лагеря массовая танцевальная композиция. На первой линейке организационного периода ее танцуют вожатые и «старички-ямалята», а уже на следующий день в нее включаются все желающие дети. Как в системе Вальдорфской педагогики данное танцевально-музыкальное действие задает общий дневной ритм. Ценным является то, что в этом коллективном ритме есть очень интересное движение, когда на несколько тактов создаются танцующие пары. Пары, а иногда и тройки весело движутся по всему внутреннему периметру линейки. В результате появляется двойной эффект: 1) момент некого веселого хаоса, позволяющий опаздывающим ребятам добежать до возникающего строя на линейке (на линейку в «Ямале» отряды не выходят с исходных позиций, она образуется стихийно-организованно); 2) ситуация эмоционального, почти семейного единства. Ведь случайные пары (а их образование зависит от того, кто вдруг оказался соседом по выполнению общих движений) объединяют незнакомых детей из разных отрядов, случайно соединяют вожатого и ребенка из другого отряда. В конце музыкальной композиции все вновь возвращаются к общим ритмичным движениям, последними из которых становится танцевальная проходка к своему отряду. Этот момент и считается окончанием построения на линейку.

Педагогический состав и сами участники смен придумали очень много приемов эмоционального окрашивания хода и содержания линейки. Здесь разыгрываются короткие КВНовские миниатюры, всем лагерем поддерживаются отрядные девизы-кричалки, вручаются сюрпризы именинникам, сообщаются удивительные факты. Даже здороваются здесь по-особому: обязательно к многоголосому «Доброе утро» добавляют имя того человека, кто вышел к микрофону и поприветствовал отряды.

Разнообразные методические приемы делают каждую линейку неповторимой и эмоционально насыщенной. За счет этого линейка превращается в коллективное творческое дело, увлекательное и незанудное. Оно длится не более 15-20 минут, задает бодрый тон и заканчивается коллективным пожеланием приятного аппетита. После этого отряды здесь же, на большом спортивном поле расходятся на малые отрядные круги и проговаривают специфику деятельности своего отряда в течение предстоящего дня. Информация еще раз закрепляется, распределяются обязанности творческих и инициативных групп. Организационный этап дня имеет полное завершение.

Кстати, достаточно любопытно организовано само пространство линейки. Она проходит на большом спортивном поле, с двух сторон окруженном Черным морем. Лагерь «Ямал» расположен на небольшом полуострове. Центральной точкой является флагшток, где в день открытия смены поднимаются флаги Болгарии, России, Ямало-Ненецкого автономного округа и всех муниципальных образований, откуда приехали дети. Ежедневная линейка представляет собой каре у флагштока. Торжественные и тематические линейки это пространство расширяют, перегруппировывают, изменяют диспозиции отрядов. Очень интересной была разводка отрядов в день открытия первой смены. Репетиция у детей была только одна: на утренней зарядке. Схему разводки хорошо знали вожатые, которые шли впереди своих отрядов. Поэтому три разные фигуры оказались вполне исполнимыми. Свое дело сделала музыка, яркие фирменные футболки и умение держать общий ритм.

Во время линейки, на которой любимую песню лагеря исполнял ее автор Игорь Корнилов, все триста сорок человек раздвинулись в общем танце практически по всему полю, а затем так же дружно, как и во время ежедневных линеек, на последнем такте оказались на своих местах.

Большое спортивное поле позволяет развернуть действие линейки за ее рабочими пределами. Инициативная группа, создающая линейку, старается привлечь внимание к идее дня с помощью движущейся по открытому полю колонне флагов, танцующей группы детей, театрализованного представления. Азарт организаторов заражает, мотивирует на творческое участие в коллективном деле.

Поднимается линейка и в воздух. Ее пространство расширяется за счет почтовых голубей, разноцветных воздушных змеев, гелеевых шаров с записками-желаниями. Однажды во время выступления директора лагеря на небе появилась радуга. Детские голоса искренне и открыто обратили на это внимание, и радуга стала неотъемлемой частью линейки, общей ее радостью. Одним словом, линейка в «Ямале» живая, двигающаяся, перемещающаяся, активно на все реагирующая.

Нередко на линейке используется и принцип громкой связи. Это когда к микрофону подносится сотовый телефон и поздравления или приветы передают родные, знакомые или дети из других лагерей. Так на день России мы получили теплые праздничные пожелания лагеря «Дружба» из города Тюмени и лагеря «Юнга» из Анапы. Частыми гостями на линейках, несмотря на дальние расстояния, бывают представители администрации Ямало-Ненецкого национального округа, наши московские партнеры и, конечно, друзья фирмы «Балканика-экспресс». Педагогический смысл такого открытого пространства мы видим в возможности эффективно формировать единства чувств толерантности и патриотизма.

Итак, к традиционным педагогическим функциям линейки: организационной, дисциплинирующей, ритуальной, информационной - дети и вожатые лагеря «Ямал» добавили смыслы, связанные с особенностями современного – свободного, открытого, индивидуально ориентированного и ранимого – детства. А именно: смыслы ощущения принадлежности, защищенности, эмоциональной сопричастности. Это и делает линейку притягательной для сегодняшних мальчишек и девчонок, педагогически эффективной для нового поколения вожатых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow