Балканские игры

Спортивная жизнь лагеря «Ямал» предопределяется местом его расположения. Он находится на территории учебно-тренировочного комплекса ЦСК «Балканика». Отсюда происходит название спортивных состязаний отрядов – «Балканские игры». Они традиционно проводятся каждую смену, но всякий раз наполняются новым содержанием. Простор для выбора видов соревнований, для осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности в «Ямале» - огромный. Здесь расположено полногабаритное футбольное поле с тартановым покрытием, четыре теннисных корта, по две волейбольные и баскетбольные площадки, беговые дорожки, турники. Есть в лагере большой спортивный зал, тир. Имеется ковер для вольной борьбы, боксерский ринг.

Благодатные условия Черного моря, йодированный воздух, благоухание цветущих деревьев, южное солнце, песочный пляж – все удачно дополняет уникальное спортивное пространство лагеря.

В целом физкультурно-оздоровительная деятельность «Ямала» направлена на:

1) включение спорта в другие виды деятельности;

2) реализацию оздоровительных программ;

3) проведение спортивных мастерских;

4) организацию состязаний отрядов.

Как мы уже показывали, спортивными площадками покрыта основная часть территории лагеря. Дети и подростки на них проводят рабочее и свободное время, играют, гуляют, организуют общелагерные мероприятия. С первых часов пребывания в лагере ребята приучаются к тому, чтобы активно и рационально использовать это спортивное богатство. Поэтому спортивные элементы здесь включаются практически во все отрядные и дружинные дела. В первую смену 2006 г. всех приятно удивили красочные спортивные перестроения во время торжественных линеек. За масштабность коллективных действий по всему футбольному полю (в спортивной проходке принимали участие все 350 участников смены, причем им было предложено сделать три разные фитнос-фигуры) спортинстуктору лагеря тут же присвоили звание: «Церетели».

Обязательно предлагаются спортивные задания при проведении игр по станциям. Это позволяет наряду с двигательной активностью актуализировать знания детей, связанные со спортивными событиями страны и мира. Кроме того, уже в организационный период выявляются спортивные фанаты, любители отдельных видов спорта, юниоры, достигшие неплохих спортивных результатов.

Инструкторы по спорту подсказывают, чтобы ребята не забывали называть имена выдающихся спортсменов своего края, когда проходят традиционные гостевания делегаций Ямало-Ненецкого национального округа, прибывших на смену. Юниорам, получившим путевки в лагерь за спортивные достижения, предоставляется почетное право поднятия и спуска флага Балканских игр, зажжения олимпийского огня. Их представляют на линейках и сборах-знакомствах.

Вполне конкретные спортивные навыки становятся необходимыми при подготовке и проведении таких коллективно-творческих дел, как «Цирк», «Народные гуляния», «Карнавал», «Ярмарка», «Парк развлечений». Физруки помогают в постановке номеров жонглеров, силачей, акробатов, клоунов и даже кордебалета. Они разучивают с детьми народные и национальные игры, предлагают спортивные забавы: армреслинг, батут, твистор, стилизованный боулинг, тир для стрельбы из водных пистолетов и др. Есть здесь и чрезвычайно необычные виды спорта: тайский футбол, летний биатлон с пробежкой на самокатах, водный боулинг. Успех обычно обеспечивается тесным взаимодействием спорта и творчества.

Активное участие спортивные инструкторы принимают в реализации отрядных программ: консультируют проекты, бывают на вечерних огоньках после поражений спортивных команд, проводят фитнес-уроки для младших отрядов. Работают они и со стихийно сложившимися командами спортсменов-любителей. Как обычно, с первых дней выделяются возрастные группы с устойчивым интересом к футболу. Чаще стали встречаться любители большого тенниса. Профессиональные рекомендации в сочетании с неимоверным упорством и многочасовой продолжительностью тренировок к концу смены дают неплохие результаты.

Все спортивные площадки открыты для обзора. Это очень удобно с точки зрения организации зрительской поддержки и обеспечения безопасности индивидуальных и групповых тренировок. Таким образом, спорт плавно вписывается в общий педагогический процесс, становится его неотъемлемой частью. Не последнюю роль в этом играет активная позиция инструкторов по спорту и их тесное взаимодействие с аниматорами и вожатыми.

Такому направлению деятельности лагеря «Ямал», как оздоровление, уделяется наиболее пристальное внимание. Данная установка объясняется тем, что в лагерь заезжают дети и подростки, ослабленные длительной полярной зимой. Все мероприятия обязательно проходят на открытом воздухе. Даже отрядные места не закрепляются в помещениях. Зарядку ребята делают в такой момент утра, когда йодовые смеси поднимаются на спортивную площадку, расположенную на высоком морском мысу. Участники смены включаются в большое количество подвижных игр. Особенно активно отряды играют в организационный период, чтобы быстрее пройти акклиматизацию, естественным образом включиться в новую природную среду.

Морские и воздушные ванны принимаются дважды в день. Большинство ребят выезжают на однодневную экскурсию в аквапарк. Практикуются вечерние огоньки на берегу моря. Отрядами выходят в море на романтичной яхте под алыми парусами. Существует в лагере традиция утренней рыбалки. Рыбная ловля начинается в половине шестого утра, а на линейке уже объявляют счастливчиков, которые первыми поймали рыбку и поймали первыми рыбку съедобную. По итогам смены выявляется и самый удачливый рыбак, выудивший самую большую добычу.

Двигательная активность стимулируется практически целый день, кроме двухчасового тихого времени. Поощряются пробежки до подъема и утреннее окунание. Объявляются конкурсы на выполнение индивидуальных упражнений во время утренней зарядки. Называется эта акция «Победи себя сам». Затем весь лагерь танцует ритмичный фитнос-танец на линейке. Используются формы организации деятельности отрядов, когда нужно передать информацию на скорость, когда происходит передвижение отряда по заданному маршруту. Дети, особенно младших отрядов, много бегают, играют с мячами, подтягиваются на турнике.

Работают в лагере различные спортивные мастерские. Их проводят инструкторы по спорту и вожатые. На утренней линейке объявляется направление деятельности мастерской, время и место встречи. Элементы спортивного мастерства здесь же и демонстрируются, чтобы привлечь как можно больше мальчишек и девчонок к совместным тренировкам. Обычно, на мастерские приходят те дети и подростки, которые впервые пробуют себя в спорте. Группы формируются небольшие, чтобы обеспечить индивидуальный подход. Задача таких занятий заключается в формировании интереса к определенному виду спорта, в стимулировании работы над собой. На памяти «Ямала» спортивные занятия по рукопашному бою, акробатике, боксу, восточным единоборствам, многоборью.

Ребята, добившиеся особых успехов, на заключительной линейке награждаются грамотами и медалями. Но самое главное, лагерь втягивает их в спорт, работает на последействие: может быть, и впоследствии отвлечет многих трудных подростков от улицы и асоциальной компании. Подростки, пережившие в лагере с помощью спорта ощущение первой победы над своим телом, над своим характером, стараются вернуться сюда еще раз, а это тоже требует особых усилий, в том числе и физических, в течение учебного года.

Состязания отрядов, т.е. собственно Балканские игры, длятся весь основной период смены. Традиционно проходит красочное театрализованное открытие и первая массовая эстафета. Несомненной методической находкой лагеря является использование данной спортивной эстафеты с целью укрепления контактов в отрядах. Все десять этапов отряд проходит, держась за большую веревку. В зачет идет и скорость продвижения, и крепость цепочки. За каждый отрыв, т.е. когда один из членов команды выпускает веревку из рук, начисляются штрафные очки. Нужно выбрать правильную стратегию распределения членов команды в единой спортивной цепи, внимательно следить за тем, как друзья справляются с выполнением задания. Содержания заданий тоже направлены не столько на спортивные достижения, сколько на взаимопонимание и взаимопомощь. Отряд проходит сквозь небольшое кольцо, потом делает змейку, не отрываясь от веревки, с помощью одного игрока бьет пенальти, преодолевает барьеры, водные преграды и т.п. Наравне с детьми в эстафете участвуют вожатые и воспитатели. Практикуются необычные командные задания: кто быстрее протянет по полю машину директора санатория «Балканика», кто сумеет переместить на определенное расстояние компанию вожатых, расположившихся на покрышках от автомобильных колес, кто найдет больше помощников для перетягивания канатов и т.п. Первые победы приносят очки в общую копилку отряда.

После открытия Балканских игр отряды превращаются в спортивные клубы и начинают подавать заявки на участие в соревнованиях. Состязания происходят по возрастным группам и включают в себя: пионербол, футбол, баскетбол, стрельбу из пневматического оружия, легкоатлетическую эстафету и чирлидинг. Дополнительные баллы зарабатываются во время участия в играх на пляже или при проведении игры «Водный пейнтбол» (смотри правила проведения игры в приложении №4).

При подведении итогов учитывается соблюдение отрядом правил фейер-плэй (честной игры). Это еще раз подчеркивает, что спорт является средством здорового образа жизни и здоровых отношений между людьми. С помощью спортивных соревнований подростки учатся действовать по правилам, соблюдать договоренности, уважать соперника, развивать командный стиль. Огромное внимание уделяется поведению групп поддержки. Поощряются призывы, кричалки, плакаты, имеющие подбадривающий тон по отношению к своей команде и уважительный по отношению к противнику. График соревнований составляется таким образом, чтобы группы поддержки были свободны от других занятий отряда.

По инициативе кандидата педагогических наук Валерия Сергеевича Домащенко, одного из первых организаторов лагеря «Ямал», в программу Балканских игр была включена экстремальная эстафета. Отряд или смешанная возрастная группа заявляют на экстрим свою пару: мальчика и девочку. От одного отряда заявок может быть несколько.

Этапы готовятся во время тихого часа и становятся полной неожиданностью для спортсменов. Удивиться там действительно есть чему: вдруг в лагере появляется залитое водой болото, грязная яма, а когда крепко держащиеся за руки мальчик и девочка выныривают из ряда разноцветных надувных кругов, их встречает достаточно мощная струя воды. Несмотря на нестандартность заданий, спортсмены смело отправляются на их выполнение. Придуманные названия пар дают возможность комментатору представить участников экстрима во всей красе. Забеги делают: «Сиамские близнецы», «Комарики», «Летящие стрелы», «Бодряки» и т.п. Зрители в определенные моменты тоже становятся участниками экстремальных испытаний: их обливают из брансбойта водой. С целью создания эмоционального комфорта первыми бежит дистанцию вожатская пара. Заканчивается этот веселый экстрим своеобразным кругом почета: пара - победитель на «бис» вновь проходит всю трассу.

На закрытии Балканских игр победителям вручаются фирменные медали с эмблемой лагеря. Спортсмены, получившие пять и более наград, отмечаются почетными грамотами и Благодарственными письмами родителям. Участие в показательных выступлениях для многих подростков становится благоприятным моментом самопрезентации. Итоговый праздник превращается в демонстрацию образца здорового образа и спортивного стиля жизни. Используются такие педагогические приемы, чтобы детям и подросткам стало ясно, что спорт – это престижно и современно.

Обобщая опыт спортивно-оздоровительной деятельности лагеря «Ямал», можно смело утверждать, что здесь в полном объеме используются природно-климатические условия отдыха и закаливания. Постоянно стимулируется свободная двигательная активность. Накоплено немало интересных педагогических приемов и методов привлечения детей к спорту. Спорт включен в общий педагогический процесс и является делом всего педагогического коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: