Плюс – двойной плюс

Педагогический анализ представляет собой одну из острейших проблем организации деятельности детского оздоровительного лагеря. Диагностика состояния ребенка, ситуации его развития, эффективности влияния организованного воздействия – это сигма и омега целенаправленной деятельности по воспитанию и образованию личности. Без знания того, что происходит с ребенком, с педагогическим процессом в целом, педагог остается без стратегии деятельности, тратит дополнительные усилия, ведет ребенка в неизвестность, а в отдельных случаях вредит ему.

В условиях лагеря, когда жизнедеятельность молниеносно меняется, когда она перенасыщена событиями и отношениями, когда от действия одного человека или отряда во многом зависит настроение всего лагеря, значение педагогической рефлексии резко возрастает.

Всего за 21 день нужно распознать ребенка; зафиксировать его исходный уровень развития; определить, что из предложенной программы и создавшихся отношений существенно повлияло на его становление; попытаться доказать, что именно лагерь сыграл определенную роль в скачке личностного роста. Названные элементы составляют аксиому процесса оценивания результатов педагогической деятельности.

Кроме того, интенсивность педагогического процесса делает актуальным ежедневный анализ. С целью коррекции взаимодействия отрядов злободневной становится оперативная обратная связь руководителя смены и вожатых. Важным моментом анализа является фиксация динамики развития отрядного и личностного роста. В конечном счете, педагогическая оценка событий и явлений позволяет удерживать в поле зрения детей и взрослых цель и задачи смены. Таким образом, общие основания педагогического анализа в условиях временного детского коллектива дополняются специфическими характеристиками и требуют особых способов организации.

Знакомство с разными подходами к анализу педагогического процесса в условиях лагеря позволяет выделить ведущие противоречия, наиболее часто встречающиеся при организации педагогического анализа и достижения его эффективности. Это столкновения, возникающие между:

· осознанием необходимости глубинного анализа развития личности и коллектива и вынужденной сосредоточенностью на анализе организационных вопросов;

· важностью коллективного анализа и слабыми аналитическими способностями начинающих педагогов-вожатых;

· потребностью доказать, что в развитие личности немаловажный вклад внес именно лагерь, и недостаточностью специфических методик исследования динамики личностных изменений за короткий временной отрезок;

· стремлением алгоритмизировать (максимально оптимизировать) процесс подведения итогов педагогической деятельности и недостаточным выбором технологии анализа.

Данные противоречия предопределяют вектор научно-практического поиска систем и технологий педагогического анализа в современных условиях. Генеральное направление видится в признании ребенка как ценности, которая в процессе анализа воспринимается целостно и многогранно. Отсюда вытекают задачи:

1. обсуждения концепций аналитической деятельности, адекватных программно-вариативному содержанию воспитания ребенка в лагере;

2. апробации специфических, характерных для временных детских коллективов, подходов и методов педагогического анализа;

3. выработки авторской стратегии рассмотрения педагогической деятельности, четкое определение критериев оценки образовательно-воспитательной эффективности лагеря;

4. выявления эффективных способов формирования технологических навыков педагогической рефлексии.

Несомненно, во многих лагерях имеется заслуживающий внимания опыт педагогического анализа. Разрабатываются разнообразные варианты педагогических дневников вожатых. Предлагаются конкретные алгоритмы для анализа частных задач. Проводятся аналитические планерки по итогам организационного и основного периодов смены. Создаются группы социологического сопровождения; динамику личностного развития отслеживает психологическая служба лагеря. Методисты, закрепленные за отрядами, помогают вожатым организовать включенное наблюдение, использовать специально подобранные ключи для дифференциации педагогических ситуаций. Руководители смены сосредотачивают внимание на тех явлениях, которые рефлексивно представляет отряд в системе жизнедеятельности всего лагеря. Учитывается при педагогическом анализе мнение самих ребят, обобщенное на отрядных огоньках и сборах. Многие коллективы, особенно лагерей круглогодичного действия, практикуют проведение педагогических советов, круглых столов, научно-практических дискуссий и конференций. Творческие группы активно апробируют инновационные технологии и скрупулезно собирают эффективные средства диагностики и динамики развития ребенка в лагере

Все это помогает накапливать материалы для полного и систематического обдумывания педагогических процессов и явлений, включает вожатых в ситуацию перманентного оценивания своей деятельности. Одним словом, идея педагогического анализа не сходит с повестки дня современных лагерей.

В «Ямале» данной проблеме уделяется очень серьезное внимание. Во-первых, здесь анализ осуществляется на нескольких уровнях. Основанием аналитической деятельности является коллективное подведение итогов дня на вожатских планерках. Специфика лагеря заключается в том, что на ежедневных вечерних сборах обязательно присутствуют оба вожатых и выслушивается мнение каждого. Происходит действительно всеобщий и систематический анализ. Особое место в анализе отводится группе аниматоров (административной команде). Они предлагают концепцию коллективного обдумывания педагогического процесса, удерживают вожатские высказывания в ее русле, делают обобщения и выходят на единство всех смен. Имея в своем арсенале разные способы подведения итогов деятельности и определения эффективности реализации образовательно-воспитательных программ, команды аниматоров согласовывают свои смены с общей политикой лагеря. Анализ на уровне высших эшелонов руководства лагерем предполагает определение роли и места «Ямала» в реализации детских и молодежных программ Ямало-Ненецкого автономного округа. С этой целью с содержанием деятельности лагеря знакомятся члены межведомственной комиссии по организации летнего отдыха и представители окружной администрации. Директором лагеря назначается заместитель начальника Управления молодежной политики и туризма, в качестве руководителей смен направляются ведущие специалисты Управления и координатор программ детского и молодежного отдыха ЯНАО.

Во-вторых, к процессу анализа в лагере подходят нестандартно. Наиболее ярким примером может служить аналитическая концепция, построенная на основе позитивных оценок. Называется эта технология «Плюс – двойной плюс». Заимствованная из позитивистской психологии, она творчески перенесена аниматорами и вожатыми «Ямала» на почву временного детского коллектива.

Суть аналитической технологии «Плюс – двойной плюс» заключается в том, что любое педагогическое явление рассматривается в контексте настоящего (плюс) или будущего (двойной плюс) успеха. В качестве «плюса» оцениваются те обстоятельства, поступки, действия, чувства, отношения, которые, по личному мнению аналитика, существенно влияют на ситуацию развития личности, коллектива или педагогического процесса. «Двойной плюс» формулируется как желательное изменение условий, пока тормозящих целенаправленную воспитательную деятельность. Недостаток переводится в разряд планируемого достижения. Например: мастерские станут разнообразнее, в лагере появится орган периодической печати, во время огоньков в лагере будет тихо. Аналитическая деятельность интегрируется с педагогическим проектированием.

Цель предложенной технологии – формирование позитивного педагогического мышления, утверждение радостных перспектив педагогической деятельности. Анализ превращается в ситуацию выражения удовлетворения, удовольствия от своей деятельности и общения с детьми. Позитивный эмоциональный настрой мотивирует вожатых, особенно молодых специалистов, студентов-практикантов на развитие гуманистической педагогической позиции. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии отрядов и каждого ребенка.

Кроме того, преимущество процесса педагогического анализа в контексте позитива заключается в том, что он нацеливает детей и вожатых на достижения. Как утверждают психологи, обнаруженное отрицательное явление в большинстве случаев приводит к ситуации ухода от неуспеха: повторно не получившееся действие человек старается не делать (вспомните классический пример, как неуспевающий ученик в день контрольной работы «заболевает» и не приходит в школу). Если же анализ направлен на то, чтобы найти способ преодоления неудавшегося мероприятия, показать другой путь достижения цели, сформулировать необычные приемы создания желательных отношений – тогда открывается перспектива достижения успеха. «Двойные плюсы» в нашем случае как раз и предназначены для того, чтобы вожатые и дети учились добиваться достижений при первичных неудачах, учились преодолевать обстоятельства и самих себя.

С методической точки зрения анализ в технологии «Плюс – двойной плюс» осуществляется следующим образом. Ведущий во время общего сбора задает вопрос о согласии вожатых и аниматоров на такой способ подведения итогов. Согласие означает, что мнение любого человека принимается без обсуждения: здесь господствует индивидуальный взгляд. Если другой вожатый уже обсужденную ситуацию видит в ином свете педагогического воздействия, то он может зафиксировать ее как двойной плюс. Если сформулированный тезис не совсем понятен участникам анализа, то говорящего попросят пояснить свою позицию. При затруднении формулировки четкого тезиса вожатый может высказаться более пространно, а краткое положение поможет оформить ведущий или другие вожатые. Высказываются все по очереди, поднимая руки и получая разрешение ведущего. Если некоторые вожатые остаются не сосредоточенными на анализе, дается дополнительное время на обдумывание.

Порядок выявления «плюсов» или «двойных плюсов» в данном случае не важен. На ватманском листе есть две колонки, и они могут пополняться в зависимости от того, какие ситуации дня приходят на память. Записи являются обязательным элементом технологии. Обычно их оформляет помощник ведущего, используя для четкости восприятия высказанных мыслей разные фломастеры. При необходимости помощник оттачивает некоторые фразы. Самое главное, что записи остаются в вожатской комнате в течение всей смены, напоминая о проблемах и подсказывая пути и способы их разрешения.

Для того чтобы продемонстрировать действенность аналитической технологии «Плюс – двойной плюс», приведем примеры трех записей: из организационного периода, экватора смены и итоговой планерки.

Таблица №1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: