Рыжов Дмитрий Николаевич

(председатель профсоюзной организации студентов

Калининградского Государственного технического университета)

Выпускная работа на тему:

«Коллективный договор в организации: роль, содержание, механизм реализации, контроль за исполнением»

В настоящее время внедряется автоматизированная система анализа содержания и выполнения коллективных договоров и соглашений в вузах. Подготовлены предложения к межведомственной программе «Студенчество России». В то же время низкий уровень финансового обеспечения положений коллективных договоров и соглашений во многом является причиной недостаточной содержательности и в определенной степени – декларативности. К сдерживающим факторам развития процесса социального партнерства в сфере образования следует отнести медленное становление представительных органов работодателей в отрасли, низкий уровень заинтересованности работодателей (руководителей образовательных учреждений) в заключении коллективных договоров, отсутствие в бюджетной сфере эффективных способов стимулирования участия работодателей в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений.

В связи с принятием федерального закона № 122 – ФЗ от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положение студенчества сильно изменилось, причем не в лучшую сторону. Концептуальный подход закона заключается в том, что правовое регулирование отношений в области высшего профессионального образования осуществляется исключительно федеральным законодательством.

Из компетенции субъектов Российской Федерации полностью исключаются вопросы в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в большей своей части оказывается направленным на регулирование отношений в области высшего профессионального образования применительно к федеральным государственным образовательным учреждениям.

Однако в соответствии со статьями 72 и 76 Конституции РФ общие вопросы образования, в том числе профессионального образования, находятся в совместном ведении Российской Федерации, поэтому такой подход к регулированию в федеральном законе этих вопросов противоречит Конституции РФ и нарушает права граждан в этой сфере.

Из приоритетных задач государства в области развития высшего профессионального образования исключаются нормы, не допускающие сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета.

Государство отказывается от обязательств по ежегодному установлению доли национального дохода (не менее чем три процента расходов федерального бюджета), за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях, и устанавливает гарантии финансирования за счет средств федерального бюджета обучения только в федеральных государственных образовательных учреждениях.

Для льготных категорий граждан государственные гарантии прав на внеконкурсный прием, преимущественное право на поступление и прием без вступительных экзаменов, сохраняются исключительно при поступлении в федеральные государственные высшие учебные заведения.

Федеральные органы управления высшим профессиональным образованием в дальнейшем не обязаны совместно с профсоюзными организациями заниматься разработкой и реализацией мер по улучшению условий обучения, быта, отдыха и медицинского обслуживания студентов.

Значительно ограничиваются возможности образовательного учреждения по осуществлению предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и использованию доходов от этой деятельности, в том числе для создания фондов материальной поддержки обучающихся.

Отменяются государственные гарантии по обеспечению прав обучающихся на социальную защиту.

Порядок обеспечения социальной защиты обучающихся из средств бюджетов заменяется на механизм реализации мер социальной поддержки, когда образовательные учреждения в пределах имеющихся у них ограниченных внебюджетных средств самостоятельно будут разрабатывать и реализовывать меры социальной поддержки нуждающихся студентов.

Государство фактически снимает с себя обязанность по финансированию содержания студенческих общежитий и других объектов социально-культурной сферы, а также на реализацию мер по социальной защите студентов высшего профессионального образования, отменяет установленный законом конкретный перечень пособий и льгот, направленный на социальную поддержку студенчества.

Кроме того, из компетенции субъектов Российской Федерации в области образования исключается право субъекта устанавливать дополнительные к федеральным льготы обучающихся образовательных учреждений, а также виды и нормы материального обеспечения (ст.29 Закона РФ «Об образовании»).

Наряду с этим государственным органам управления образованием и муниципальным органам управления образованием отказывается в праве оказывать поддержку общественным организациям и государственным общественным объединениям в системе высшего профессионального образования (ст.15 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Обучающиеся лишаются возможности получения дополнительных льгот из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов, а образовательное учреждение с учетом очень ограниченных финансовых возможностей, а также собственного субъективного желания становится практически единственным местом, где нуждающиеся студенты могут получить хоть какую-нибудь поддержку.

Государство отказывается от централизованного порядка регулирования уровня стипендиального обеспечения путем установления соотношения стипендии к величине прожиточного уровня в целом по Российской Федерации, тем самым не оставляя никакой перспективы на повышение ее размера.

Отменяется единый механизм установления и повышения размеров стипендий, а также возможность субъектов Российской Федерации устанавливать более высокие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат за счет средств соответствующих бюджетов. Отмена положений Федерального закона «О порядке установления размеров стипендии и социальных выплат в Российской Федерации» означает отказ от федеральных минимальных государственных гарантий по обеспечению студентов вузов стипендиями.

В таких условиях роль и значимость профсоюзных организаций студентов и коллективных договоров приобретает новое значение. Без представителей студенчества и без законных механизмов защиты прав студентов можно потерять не только влияние профсоюзов в студенческой среде, но и сами профсоюзные организации, бесплатное высшее образование.

На мой взгляд, необходимо в первую очередь решение следующих вопросов:

· законодательно определить механизм осуществления субъектами РФ и муниципальными образованиями мер социальной поддержки студентов;

· определить правовой статус студента;

· внести изменения в Трудовой кодекс РФ в части, касающейся предоставления права профсоюзным организациям обучающихся заключать коллективные договоры;

· определить, что студенты являются страхователями Фонда социального страхования без уплаты страховых взносов;

· разработать примерный макет коллективного договора для профсоюзных организаций студентов;

· включать в Генеральное соглашение разделы про студенчество с конкретными обязательствами Правительства и работодателей;

· создать систему обучения профсоюзных студенческих руководителей в рамках программы подготовки кадров профсоюзов;

· включать в отраслевые соглашения разделы про студенчество (в тех отраслях, где существуют учреждения высшего и среднего специального профессионального образования);

· рассматривать на Генсовете или Исполкоме ФНПР вопросы о включении и выполнении разделов о студенчестве отраслевых соглашений;

· проводить Парламентские слушания по проблемам студенчества с участием представителей студенческих общественных объединений не менее одного раза в год;

· принять федеральный закон о квотировании рабочих мест для студентов, выпускников учреждений профессионального образования и молодых специалистов;

· внести изменения в Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» в части распространения мер государственной поддержки на студенческие профсоюзные организации;

· сохранить отсрочку от призыва в Вооруженные силы РФ для студентов, получивших степень бакалавра и продолжающих обучение на следующей ступени высшего профессионального образования;

· разработать Концепцию развития студенческого самоуправления в РФ совместно со студенческими общественными объединениями;

· разработать систему мер по социальной защите аспирантов, отнесенных Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к категории обучающихся: распространить на них выплату социальной стипендии, оказание материальной помощи, использование средств на оздоровление и отдых, обеспечение общежитием и т.д.;

· внести в перечень критериев государственной аттестации учреждений профессионального образования наличие в учреждении Соглашения (в рамках социального партнерства), программ социальной поддержки студентов, а также использование внебюджетных средств вуза и ссуза на данные цели;

· включать в комиссии по государственной аттестации учреждений профессионального образования представителей студенческих профсоюзных организаций;

· проводить общественные экспертизы законопроектов, программ и доктрин в сфере образования, затрагивающих интересы студенчества;

· принять Постановление Правительства РФ о поддержке студенческих отрядов, в том числе трудовых, правоохранительных и иных;

· организовать систему подготовки и переподготовки кадров студенческого профсоюзного движения;

· заключать трёхсторонние соглашения о взаимодействии между органами государственной власти субъектов РФ, советами ректоров вузов (советами директоров ссузов), региональными молодежными общественными объединениями;

· принять целевые программы субъектов РФ, направленные на поддержку студентов региональных учреждений профессионального образования;

· регулярно проводить исследования социально-культурных потребностей, интересов студентов, их ценностных ориентаций; на основе результатов исследований определять приоритеты государственной молодежной политики в сфере работы со студенчеством;

· администрациям учебных заведений проводить круглые столы и встречи со студентами, не реже двух раз в год, с целью обсуждения вопросов студенческой жизни с последующим информированием общественности о достигнутых договоренностях и принятых мерах;

· содействовать созданию студенческих органов контроля качества образования или наделить функцией контроля качества образования действующие студенческие общественные объединения;

· выделять не менее 2 % внебюджетных средств на организацию культурно-массовой, спортивно-оздоровительной работы, санаторно-курортного лечения и отдыха студентов, а также распределять эти средства по согласованию со студенческими общественными объединениями;

· предусмотреть возможность предоставления членам студенческих трудовых отрядов, выполняющим учебную программу, возможности досрочной сдачи сессии, засчитывать работу в студенческих трудовых отрядах по специальности в качестве прохождения профильной практики;

· разработать кодексы студенческой этики и корпоративной культуры учреждений профессионального образования.

Профсоюзные организации студентов в сегодняшней ситуации должны изменить свои методы и формы работы. Необходимо отказаться от распределения материальных благ и предоставлять членам профсоюза те услуги, в которых они нуждаются. Важным моментом является предоставление возможностей членам профсоюза для контроля за деятельностью профсоюзной организации, так как часто считается, что в профсоюзах «все схвачено» и простому человеку получить помощь невозможно. В рамках контроля за деятельностью организации хочу выделить несколько моментов:

1. Внутренний контроль осуществляют сами обучающиеся посредством регулярных отчётных конференций, а также работы контрольно-ревизионной комиссии. Тот факт, что руководящие должности в организации являются выборными и в то же время престижными, способствует конкуренции за рабочие места, в результате которой происходит отбор профессионалов, постоянно учитывающих мнения и пожелания обучающихся – потенциальных избирателей.

2. Взаимный контроль профсоюзный комитет и администрация учебного заведения осуществляют посредством регулярных заседаний и отчётов по итогам совместной деятельности, проведение которых регламентировано коллективным соглашением. Также коллективным соглашением могут быть предусмотрены иные формы взаимного контроля.

3. Внешний контроль осуществляют вышестоящие профсоюзные органы.

4. Внешний контроль осуществляют электронные и печатные СМИ учебного заведения, вынося на обсуждение общественности деятельность профсоюзной организации.

Основная часть средств, поступающих за счёт взносов и коммерческой деятельности, должна расходоваться на:

а) создание собственного фонда организации, средства из которого могут направляться на проведение образовательных программ, культурно-досуговых мероприятий, поддержку обучающихся в случае экстренных ситуаций;

б) формирование вертикальной и горизонтальной структуры профсоюзной организации;

в) на техническое оснащение;

г) на зарплату штатных сотрудников профкома и привлекаемых экспертов.

Средства, поступающие за счёт грантов и из бюджета учебного заведения, расходуются целевым образом. Необходимым условием является прозрачность совокупного бюджета профсоюзной студенческой организации–как для обучающихся, так и для администрации учебного заведения. Однако выполнение этого условия неразрывно связано с выполнением другого – прозрачностью совокупного бюджета самого учебного заведения.

Критериями эффективности работы профсоюзной студенческой организации предлагаются следующие количественные показатели:

1. Количество активно работающих добровольцев в организации (по каждому направлению деятельности).

2. Членство в профсоюзной организации (процент от общего количества обучающихся).

3. Количество человеко-часов работы, обеспеченных организацией по каждому направлению деятельности за год.

4. Доходная часть годового бюджета организации с указанием процентного соотношения всех источников финансирования.

5. Расходная часть годового бюджета организации с указанием статей расходов.

6. Анализ обращений обучающихся: соотношение полностью решённых проблем к частично решённым и нерешённым; количество обратившихся лиц.

7. Анализ каждого направления деятельности: количество текущих задач, находящихся на полном контроле профсоюзной организации, и количество задач, решаемых совместно с администрацией учебного заведения.

8. Количество проведённых мероприятий (по каждому направлению деятельности) и количество обучающих, охваченных этими мероприятиями в течение года.

9. Количество обучающихся, которым были оказаны услуги в процессе деятельности организации по каждому направлению.

10. Количество представителей обучающихся в органах управления учебным заведением и его структурными подразделениями.

11. Количество вопросов, решённых положительно: на уровне структурных подразделений учебного заведения, самого учебного заведения, на местном, региональном и федеральном уровнях (в коалиции с другими организациями).

12. Информированность обучающихся о деятельности организации, по данным анкетирования – полная, частичная, отсутствует.

13. Оценка обучающимися деятельности организации, по данным анкетирования, от 0 до 5.

14. Проведение подробного анкетирования по каждому направлению деятельности с оценкой результатов и экономической эффективности.

Здесь намеренно не приведены количественные значения для каждого показателя. Они зависят от ряда причин и должны оцениваться комплексно, с учётом специфики каждой профсоюзной студенческой организации и каждого учебного заведения. Однако необходимым критерием эффективности работы организации студенческого самоуправления является прогрессирование показателей во времени.

В реалиях сегодняшнего дня коллективный договор должен заключаться в условиях гласности. У работников и обучающихся есть право участвовать в управлении своей организацией. Коллективный договор должен стать инструментом такого управления в диалоге с руководством. Нельзя, чтобы его подготовкой занимались только профком и администрация. Вовлекая работников и обучающихся в подготовку и обсуждение условий коллективного договора, руководитель может составить представление о тех проблемах, которые волнуют работников и обучающихся (получить своеобразный «социальный мониторинг»).

И, наоборот, в тексте договора правильнее указывать, что администрация взаимодействует, согласовывает какие-то вопросы с профкомом, а не «профсоюзной организацией», так как именно профком обладает не только правомочиями, но и праводействием.

На конференции, где принимается коллективный договор, должны присутствовать все члены коллектива (в тех случаях, где это позволяет численность).

Пункты коллективного договора следует делать предельно конкретными, с указанием сроков и цифр. Благодаря подобным пунктам можно, в том числе, усилить свои позиции в общении с казначейством, налоговыми органами (разумеется, это касается в первую очередь распределения внебюджетных средств).

Надо помнить, что есть нормы, которые повышают уровень прав и гарантий работника, но не требуют дополнительных затрат. В качестве примера можно привести продление до одного года действия имеющихся квалификационных категорий педагогическим и руководящим работникам в случаях: наличия задолженности по заработной плате, временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д. (см. п. 7.11.3 Отраслевого соглашения, подписанного министром образования РФ В.М. Филипповым 26 декабря 2003 г.).

Как только коллективный договор будет заключен, целесообразно выпустить приказ, обязывающий все подразделения, задействованные в подготовке локальных нормативных актов, ориентироваться в этой работе на коллективный договор. Если этого добиться, коллективный договор станет действительно ДЕЙСТВУЮЩИМ, а внутри организации не будут появляться нормативные акты, ему противоречащие.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: