Партнерства (опыт Республики Татарстан)»

Российское государство строит свою социально-экономическую политику, опираясь на ряд основополагающих принципов:

· экономическую свободу человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию;

· доверие к регулирующей роли рынка (спрос, предложение, свободное ценообразование и конкуренция);

· ответственность государства за игру рыночных сил. Выработку и соблюдение правил этой игры;

· создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни;

· социальную солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

· социальную справедливость;

· социальное партнерство;

· участие работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.

Эти принципы социальной политики государства во многом взаимообусловлены и трансформируются в принцип самого социального государства. Социальное партнерство сегодня выступает обязательным элементом государственного устройства, а в социальном государстве - важнейшим принципом организации взаимодействия между органами власти, работниками и работодателями в социально-трудовой сфере. В социальном государстве этот принцип является одним из главных оснований усиления его «социальности».

Задачами правительства Татарстана в русле такой стратегии четко определены:

· разработка законодательных и нормативных актов по регулированию социально-трудовых отношений, совершенствованию организационных форм социального партнерства и механизма взаимодействия работодателей с представительными органами работников и органами исполнительной власти на всех уровнях;

· проведение трехсторонних консультаций с представителями работников и работодателей по выработке социально-трудовой и экономической политики, в том числе по вопросам тарифного регулирования оплаты труда;

· обеспечение поэтапного пересмотра действующих минимальных социально-трудовых стандартов с целью повышения уровня жизни населения республики.

Как один из субъектов системы социального партнерства Федерация профсоюзов РТ решает следующие задачи:

· вырабатывает и представляет солидарную позицию профсоюзов и профсоюзных организаций в органах государственной власти и управления Республики Татарстан и Российской Федерации, координирует и оказывает содействие коллективным действиям по защите трудовых, социально-экономических прав членов профсоюзов;

· содействует развитию системы социального партнерства, заключает соглашение с Кабинетом министров РТ, объединениями работодателей;

· участвует в управлении государственными и общественными делами через своих представителей в органах государственной власти РТ.

В Татарстане разработана Программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения на 2004-2006 годы. В ней оценены складывающиеся реалии рынка труда, определены основные цели и задачи, разработаны мероприятия, направленные на содействие занятости населения и его социальную защиту от безработицы. В частности, предусматривается поиск мер, компенсирующих снижение расходов на активные формы занятости, переобучение безработных. Без таких мер трудно повысить конкурентоспособность на рынке труда людей, попавших под увольнение.

Для укрепления ресурсной базы подобных программ на перспективу необходимо восстановление страховых принципов. Как никогда, нужны и отраслевые программы содействия занятости. Пока только в единственной из отраслей – здравоохранении действует такая программа. Она нацелена на высвобождение работников, их социальную защиту, возможное перераспределение кадров внутри отрасли. Помогает она и принятию превентивных мер по переподготовке специалистов и медперсонала, опережающему их обучению.

Для системы социальной защиты непременным элементом, целым самостоятельным направлением деятельности производственной администрации и профсоюзов всегда была охрана труда. Здесь перекрещивается масса проблем, значимых по многим параметрам. Не случайно в решении проблем охраны труда задействованы все социальные партнеры.

Наличие контрольных функций, возможность и способность квалифицированно оценивать социально-трудовые коллизии, привлечение к ответственности нарушителей законов и договоров – это реальный механизм социальной защиты работников. Даже действуя ограниченно, он делает договорные отношения сторон не декларациями о намерениях, а вполне дееспособной работающей системой.

В активизации контрольно-принудительных институтов, на наш взгляд, отражается едва ли не основная тенденция, свидетельствующая об усилении внимания к проблемам социальной защиты, компенсационным мерам в пользу тех, кто несет очевидные лишения из-за продолжающегося экономического кризиса. При этом не следует забывать, присутствует еще и регулярное рассмотрение итогов выполнения соглашений и договоров на специальных заседаниях руководящих органов каждой из сторон процесса.

Нокроме данной важной тенденции есть, как мы отмечали по ходу анализа, и другие, тоже весьма показательные. Их по меньшей мере еще пять:

· активное включение в процесс государственных органов управления республики;

· укрепление правовой базы социальных гарантий и их защиты;

· ориентация на программно-стратегический, целенаправленный и долгосрочный подход к решению социальных и трудовых проблем;

· появление в отраслях и на крупных предприятиях собственной корпоративной социальной политики;

· расширение зон влияния институтов социального партнерства, включение в систему социально-трудовых отношений, общественных профессиональных организаций (ассоциаций), территориальных органов управления разного уровня компетенции.

Социальное партнерство имеет свой совершенно определенный, общественно востребованный политический аспект, что определяется, в первую очередь, неразрывной взаимосвязью социально-трудовых и политических отношений.

Становление и развитие социального партнерства во многом зависят от степени демократизма политических отношений, от возможности свободно высказывать свою точку зрения по всем вопросам общественной жизни, от возможности свободно, в рамках закона, защищать свои личные и групповые социальные интересы, от возможности различным социальным слоям общества, опять же в рамках закона, объединяться, создавать свои организации для представительства и защиты своих интересов.

Опыт, приобретенный социальными партнерами РТ, достигнутые результаты, разумеется, требуют дальнейшего осмысления, проверки временем, обобщения с единых методологических позиций, соотношения его с опытом других регионов и на этой основе построения устойчивой системы социального партнерства, механизма взаимодействия профсоюзов с органами государственной власти и работодателями в целях выработки и реализации социальной политики.

Государство заинтересовано в наличии институционально закрепленной системы социальной защиты работников, поскольку это, помимо принуждения собственника к социальным отчислениям, еще сулит и большую прозрачность самой экономики производства. Зависимости различных форм общественного контроля тут очевидны.

Профсоюзы заинтересованы в укреплении института нового поколения в сфере социально-трудовых отношений работников и работодателей, ибо самой своей природой в них они выступают не только посредником между трудом и капиталом, но и призваны приучаться брать, наконец, на себя часть гражданских функций. В этих функциях задачи социальной защиты работника должны, несомненно, главенствовать и укрепляться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: