Софронова Елена Михайловна

(председатель Молодежного совета Владимирского областного объединения организаций профсоюзов, вед. инженер отдела информационных технологий ОАО «ОСВАР»)

Выпускная работа на тему:

«Субъекты социального партнерства, их роль в системе регулирования социально-трудовых отношений»

Здесь следует отметить определенную специфику субъекта системы социального партнерства.

Во-первых, как субъект системы социального партнерства государство выступает через органы исполнительной власти уже не только как собственник, предприниматель, работодатель на казенных и некоторых других предприятиях, но и как главное звено политической системы общества, принимающее законы, другие нормативные акты, регулирующее социально-трудовые отношения в обществе и гарантирующее соблюдение и выполнение этих законов, актов.

Во-вторых, субъектом системы социального партнерства являются уже не непосредственно предприниматели и собственники, а работодатели, так как именно с ними работники вступают в трудовые отношения на различных уровнях их реализации и именно представители различных объединений и организаций работодателей или непосредственно сами работодатели подписывают соглашения и договоры с представителями работников на различных уровнях, т.е. выступают стороной соглашения.

Не останавливаясь на подробном описании всего спектра элементов нового экономического климата, без которого не может развиваться предпринимательство, можно отметить следующее:

1) административно-налоговые реформы;

2) поощрение научно-производственной кооперации;

3) быстрый рост рынка венчурного капитала и диверсификация финансовых институтов;

4) расширение доступа к информации и информационным центрам;

5) создание и развитие организаций, способствующих созданию нового бизнеса (технополисы, инновационные парки, инкубаторы и т.д.).

Важнейшими задачами предпринимательства в области формирования социального партнерства в настоящее время являются:

– содействие образованию национальных, региональных и отраслевых ассоциаций как социальных партнеров на разных уровнях;

– определение уровня представительной ассоциации предпринимателей;

– законодательное установление права и полномочий предпринимательских объединений в системе социального партнерства при разграничении с правами и полномочиями профсоюзов и государства;

– определение рамок ответственности и возможных санкций за нарушение принципов социального партнерства и заключенных соглашений.

Самым главным, самым «святым» делом профсоюзов следует признать выполнение ими функции защиты законных интересов и прав трудящихся, понимаемой в самом широком смысле, т.е. включающей деятельность как по охране прав и недопущению административного произвола в отношении трудящихся, так и по улучшению условий их труда и быта, по решению разнообразных социальных проблем. В прошлом при всей значимости этой функции она все-таки, как правило, упоминалась на втором месте, а на первом – стояла забота о производстве, задача «мобилизации усилий трудящихся в борьбе за улучшение производственных результатов».

Защита интересов трудящихся выражает общественное назначение профсоюзов, она должна стать целью их существования, содержанием их деятельности во всех сферах – в экономике, социально-бытовой и культурной, а степень эффективности реализации этой функции – главным мерилом и критерием правильности их действий.

Новая социально-политическая ситуация в нашем обществе дает российским профсоюзам возможность более полно, на качественно новом уровне реализовывать свой потенциал, дает им новый исторический шанс сыграть важную роль в обновлении нашего общества. Для того чтобы быть на уровне этой задачи, профсоюзам необходимо по-новому определить свои положение и роль в обществе, осуществить адекватные этой роли изменения в принципах своей жизнедеятельности и организации.

Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций:

– корректирует стихийные процессы поляризации богатств, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев – в этом состоит существенное значение социального государства;

– определяет прожиточный минимум, который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;

– обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;

– создает минимально необходимые условия для социального страхования.


Для успеха социального партнерства в России принципиально важно:

– определиться со стратегией государственного строительства, уточнить тип общества, который избирает Россия: социально-правовое государство, гражданское общество с эффективной социально-рыночной экономикой или государство и общество, где социальные интересы одного из партнеров могут стать жертвой капитализма ранней модели;

– закрепить принципы социального партнерства в Конституции РФ как одни из ключевых принципов социального государства и создаваемого гражданского общества;

– зафиксировать в Конституции наряду с политическими также социально-экономические права, имеющие основополагающее значение для формирования социального партнерства;

– вывести социальное партнерство из сферы политики противоборства; оно не должно быть заложником каких-либо политических сил в их играх.

Одной из главных преград, мешающих эффективному социальному партнерству в России, является слабое развитие его организационных форм. В последние годы высшим достижением социального диалога считается работа Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовому регулированию (РТК), в которой представлены профсоюзы, работодатели и Правительство РФ. К достоинствам работы РТК относится реальная возможность предварительного обсуждения всеми сторонами – перед внесением в Госдуму – правительственных законопроектов, а также актуальных проблем трудовых отношений и социальной политики.

До сих пор существует своеобразное «разделение труда» между государством и работодателями: государство берет на себя защиту интересов только бюджетной сферы, а работода


тели, соответственно, внебюджетного сектора экономики. Такое «разделение» вызывает негативную реакцию как у профсоюзов, так и у работодателей, которые видят в этом сознательный уход государства от ответственности перед всеми работниками за последствия своей политики и перекладывание на работодателей основного бремени социальных обязательств.

В связи с этим стоит отметить, что во всех трехсторонних соглашениях часть, касающаяся защиты «бюджетных» интересов, прописана лучше и подробней, в то время как решение проблем внебюджетного сектора оставляет «поле для маневров», в ходе которых и государство, и работодатели находят возможности уйти от ответственности выполнения своих обязательств.

Отсутствие ясного понимания принципов социального партнерства проявляется и в деятельности региональных комиссий, в которых две стороны пытаются взвалить (и взваливают) на появляющиеся объединения работодателей чуждые для них функции, т.е. такие, для выполнения которых они изначально не были созданы. Работодатель вправе оценивать, насколько эффективно расходуется та часть его прибыли, которую он платит как налоги. Но на сегодняшний день налоговая нагрузка на работодателя входит в противоречие с тем, что местные власти просят или обязывают его нести и другие «повинности», связанные, как правило, с содержанием местной социальной инфраструктуры.

Социальное партнерство – один из основных инструментов для проведения преобразований в системе трудовых отношений, что само по себе способно существенно улучшить социальную ситуацию в стране. И в эффективности такого партнерства на деле должны быть заинтересованы все общественные институты.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: