Социально-партнерские соглашения

Понятие и виды соглашений. Появившиеся в переходный

к рыночной экономике период социально-партнерские соглашения

на более высоком, чем организация, уровне — это новый

в трудовом праве вид правовых актов-договоров, расширяющий

договорное регулирование труда.

Соглашение — это правовой акт социального партнерства, устанавливающий

общие принципы регулирования труда, заключенный

между представителями работников и работодателей на федеральном,

региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

Если коллективный договор регулирует отношения социальных

партнеров (работников и работодателей) на уровне организации,

то соглашение регулирует социально-партнерские отношения

на более высоком, чем организация, уровне. Поэтому мы их именуем

централизованным правовым актом, распространяющимся на

данную отрасль или территорию, или регион (субъект Федерации),

или на всю Российскую Федерацию. Но как и коллективный

договор, социально-партнерские соглашения по отношению

к трудовому законодательству занимают подчиненное место, поскольку

их условия не могут быть ниже, чем в законодательстве.

Они призваны укреплять их социальные гарантии, улучшать условия

труда и быта, а не ухудшать положение работников.

Само название «соглашение» указывает, что это определенный

вид договора, заключенный центральными представительными органами

социальных партнеров по регулированию социально-трудовых

отношений работников с работодателями. Эти соглашения

расширяют договорный централизованный метод регулирования

труда.

В науке трудового права, как ранее указывалось, термины

«социальные партнеры» и «социальное партнерство» появились

в последнее десятилетие, главным образом, с принятием Закона

РФ «О коллективных договорах и соглашениях». В международ-

но-правовом регулировании труда они существуют давно и закреплены

в ряде актов МОТ о труде. В России в годы нэпа

были отраслевые и территориальные коллективные договоры, устанавливавшие

тарифы (ставки) оплаты труда, что по-существу

было тоже социально-партнерским соглашением. Термин «социальное

партнерство» появился впервые в промышленно развитых

странах Запада в конце XIX в., когда в них возникли зачатки

производственной демократии, называемой тогда промышленной

демократией. После Второй мировой войны в трудовом законодательстве

стран Запада стала все больше закрепляться уступка

капитала (работодателей) труду (работникам) в виде предоставления

работникам права на соучастие в управлении производством.

В отдельных странах Запада появились совместные рабочие

советы на производстве и законы о них. Так, по Закону ФРГ

«О производственных советах» 1949 года такие советы образуются

и действуют на паритетных началах из представителей работников

и работодателей. Они и стали называться органами социального

партнерства.

Конвенция МОТ № 87 «Свобода ассоциации и защита права

на организацию» 1948 года1 закрепила равное право социальных

партнеров по защите своих интересов. Она предусматривает также,

что эти организации трудящихся и предпринимателей имеют

право свободно выбирать своих представителей и формулировать

свою программу действий. Поскольку такие программы отражают

противоположные интересы трудящихся и предпринимателей,

то для их социального мира необходимо соглашение социальных

партнеров как необходимое условие экономического развития

страны. В этом суть социального партнерства.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусмотрел

не двух, как в коллективных договорах, социальных партнеров,

а трех, добавив к работникам и работодателям еще исполнительный

орган власти — как бы посредника между ними. Поэтому

в соглашениях у нас, как правило, трипартизм. Но данный

Закон допускает соглашения и двусторонние (без участия органа

исполнительной власти или когда этот орган сам является работодателем),

т. е. двупартизм. Это решают сами стороны. Введенная

в этот Закон Федеральным законом от 1 мая 1999 г. новая ст. 20

предусматривает, что для обеспечения регулирования социально-

трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и

подготовки проекта генерального соглашения создается постоянно

действующая Российская трехсторонняя комиссия.

В Федеральном законе «О Российской трехсторонней комиссии

по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая

См.: Резюме международных трудовых норм / / Международное бюро труда.

Женева, 1988. С. 5.

1999 г.1 указано, что основными целями этой постоянно действующей

паритетной Комиссии являются регулирование социально-

трудовых отношений и согласование социально-экономических

интересов сторон. Задачи ее — подготовка и заключение генерального

соглашения и контроль за его выполнением,

урегулирование разногласий по отраслевым (тарифным) соглашениям.

Задача социального партнерства — обеспечение гражданского

согласия между работниками и работодателями с учетом

их интересов.

Виды соглашений и их участники. По количеству участников

соглашения могут быть трех- и двусторонними. В трехсторонних

соглашениях представители исполнительного органа власти

— это не просто посредники между работниками и работодателями,

но они берут определенные обязательства от имени

этого исполнительного органа.

Профсоюзы не вправе требовать от органов исполнительной

власти, не являющихся работодателем или его представителем,

заключения с ними двусторонних соглашений. Они могут требовать

такового, если орган власти является работодателем, например

государственные и муниципальные организации. Так, профсоюз

угольщиков (шахтеров) заключает двустороннее соглашение

от имени шахтеров с Правительством РФ как их работодателем,

поскольку шахты — бюджетная сфера.

По сфере регулируемых отношений и уровню их заключения

соглашения могут быть четырех видов: федеральные, отраслевые,

субъекта Российской Федерации (их называют региональными)

и территориальные (города, региона). В зависимости от сферы

регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться

соглашения: генеральное (на федеральном уровне), региональное

(субъекта Федерации), отраслевое (межотраслевое) тарифное,

территориальное и иные. Каждый из этих уровней соглашений

имеет своих конкретных участников, регулирует отношения

лишь своей сферы действия (территории, отрасли) и устанавливает

определенные законом и сторонами условия.

1. Соглашение на федеральном уровне является генеральным,

устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых

отношений на всей территории Российской Федерации.

Оно заключается между общероссийскими объединениями профсоюзов,

общероссийскими объединениями работодателей и Правительством

Российской Федерации и действует на всей территории

Российской Федерации. Например, Генеральное соглашение между

общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими

объединениями работодателей и Правительством Российской

1 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2218.

Федерации на 2002—2004 годы1. Такие генеральные соглашения

заключаются на два-три года.

2. Соглашение на уровне субъекта Федерации, т. е. региональное,

заключается между объединением профсоюзов, объединением

работодателей и правительством субъекта Федерации

и действует лишь на его территории. Оно устанавливает общие

принципы регулирования социально-трудовых отношений на

уровне субъекта Федерации, а также нормы оплаты труда и другие

условия.

3. Соглашения на отраслевом уровне заключаются соответствующим

советом отраслевого профсоюза (например, химиков,

машиностроителей) с отраслевым объединением работодателей

(министерством) и Министерством труда и социального развития

РФ (как исполнительным органом власти). Отраслевое

(межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает направления

социально-экономического развития отрасли, условия труда,

нормы оплаты труда, а также социальные гарантии для работников

данной отрасли. Оно распространяется только на работников

данной отрасли.

4. Соглашения на территориальном уровне заключаются между

представителями соответствующих профсоюзов (объединений

профсоюзов), работодателями (объединениями работодателей)

и органами исполнительной власти данной территории (городов,

районов).

Данное соглашение — специальный акт, устанавливающий условия

решения определенных социально-трудовых проблем, связанных

с территориальными особенностями, т. е. это акт дифференциации

трудового права, например районов Крайнего Севера,

зон Чернобыльской аварии и т. д. Это специальное соглашение

отражает и углубляет дифференциацию трудового права.

Социально-партнерское соглашение — это акт, направленный на:

повышение оплаты труда, компенсационных выплат в связи с

ростом цен, инфляцией;

улучшение охраны труда, техники безопасности, других условий

труда и социально-бытового обслуживания, социального

обеспечения работников и их семей;

обеспечение занятости трудящихся, их переквалификации для

этого;

социальный мир работников и работодателей на производстве.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное

финансирование, заключаются при обязательном участии

представителей соответствующих органов исполнительной власти.

1 Бюллетень Минтруда РФ. 2002. № 2. С. 77.

На уровне субъектов Российской Федерации и административно-

территориальных образований в составе ее субъектов могут

быть соглашения:

региональные — соответствующих профсоюзов, их объединений

с объединениями работодателей (иными уполномоченными

работодателями представительными их органами) и органом исполнительной

власти субъекта Федерации;

отраслевые (межотраслевые) тарифные — соответствующих

профсоюзов (их объединений) с объединениями работодателей

(иными уполномоченными работодателями органами) и органом

по труду субъекта Федерации;

территориальные — между соответствующими профсоюзами

(их объединениями) и объединениями работодателей (иными

уполномоченными работодателями органами) и соответствующим

органом местного самоуправления.

Указанные виды соглашений определяют и их участников по

каждому из этих видов.__




double arrow
Сейчас читают про: