СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА
План:
Социальное партнерство: понятие, стороны, система
и формы;
2. Основные принципы социального партнерства;
Представители работников и работодателей как социальных партнеров. Органы социального партнерства.
4. Коллективные переговоры;
5. Коллективный договор;
6.Социально-партнерские соглашения;
Участие работников в управлении организацией.
Социальное партнерство: понятие, стороны, система
и формы
В России коллективные договоры появились в самом начале XX в., но правовое урегулирование впервые получили лишь в Кодексе законов о труде 1918 года и Положении о порядке утверждения коллективных договоров 1918 года.
В России социальное партнерство на более высоком уровне, чем организация, стало впервые регулироваться правом с 1992 года. Основным нормативным актом стал Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» oт 11 марта 1992 г. который по-новому урегулировал порядок заключения коллективных договоров. В нем впервые в российском законодательстве употребляются термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры».
|
|
До принятия Закона РФ 1992 г «О коллективных договорах и соглашениях» термин социальное партнерство был использован в ныне утратившем силу Указе Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г. Указ ввел в практику ежегодное заключение генеральных и отраслевых соглашений между тремя социальными партнерами: соответствующими объединениями профсоюзов, работодателей и органами исполнительной власти.
Но более подробно социально-партнерские отношения по заключению соглашений и уже на пяти уровнях урегулировал Закон «О коллективных договорах и соглашениях».
Значение этого Закона РФ в том, что он:
· впервые в истории трудового права России урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях;
· установил правовые основы и принципы разработки, заключения и действия коллективных договоров и соглашений;
· расширил коллективно-договорное и социально-партнерско-договорное регулирование условий труда и социально-экономических вопросов труда и быта трудящихся;
· дал легальные понятия коллективного договора и социально-партнерского соглашения, установил виды и содержание таких соглашений, и их социальные гарантии;
· установил соотношение трудового законодательства, социально-партнерских соглашений, коллективных и трудовых договоров;
· по-новому закрепил, где и как заключаются коллективные договоры, расширив их сферу и предоставив право трудовому коллективу самому решать — заключать или нет коллективный договор;
|
|
· предусмотрел порядок разрешения разногласий, возможных в ходе коллективных переговоров;
· установил ответственность зa уклонение от участия в коллективных переговорах и за невыполнение коллективных договоров и соглашений.
Таким образом, этот Закон впервые ввел в предмет трудового права коллективные переговоры и социально-партнерские отношения и подробно их урегулировал. С учетом новых социально-экономических условий он также урегулировал коллективный договор.
Организации имеют право самостоятельно по коллективному договору устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников тех организаций, которые обслуживают трудовой коллектив, но не входят в состав организации. Все это может быть закреплено в коллективном договоре или в специальном соглашении.
Коллектив организации независимо от ее организационно-правовой формы решает вопрос о необходимости заключении с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект. Данное положение детализировано в Законе «О коллективных договорах и соглашениях».
Следует отмстить, что положения указанного Закона действуют в той части, в которой они не противоречат Трудовому кодексу. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г., который дал новую редакцию Закона РФ 1992 года, не предусматривал понятие «социальное партнерство, его систему и органы. Трудовой кодекс вобрал в разд. II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23—55) основные положения Федеральное закона, несколько усовершенствовав отдельные из них, дал понятие данного института трудового права и поставил его даже впереди норм о трудовом договоре.
Ст. 23 ТК определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношении и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Такое понятие «социальное партнерство» основано на принципе трипартизма (трехсторонности), что соответствует международно-правовому регулированию труда.
В соответствии со ст. 25 ТК сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Систему социального партнерства составляют пять следующих уровней (ст. 26 Кодекса).
1. федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда;
2. региональный уровень, устанавливающий такие основы в субъекте Российской Федерации,
3. отраслевой уровень, устанавливающий эти основы в отрасли (отраслях);
4. территориальный уровень, устанавливающий эти основы в муниципальном образовании (города, района и т. д.);
5. уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Формами социального партнерства являются следующие (ст. 27 ТК):
· коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
· взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования труда, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
· участие работников, их представителей в управлении организацией.
· участие представителей работников и работодателей в судебном разрешении трудовых споров.