Понятие конкуренции, объективные причины ее возникновения. Виды конкуренции. Силы конкуренции
Определить конкуренцию можно как борьбу между производителями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от продажи, следовательно, конкуренция характеризуется, наличием нескольких соперников; одной и той же сферой деятельности; совпадающей целью.
Первым условием возникновения конкуренции является наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного продукта или ресурса.
Второе условие возникновения конкуренции - это свобода выбора хозяйственной деятельности производителей.
Третьим условием возникновения конкуренции является соответствие между тем, что определяет спрос, и тем, что определяет предложение.
Четвертым условием возникновения конкуренции следует считать наличие рынка средств производства.
Существует 4 основных вида конкуренции: чистая (совершенная) конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия.
Майкл Портер выделил 5 сил (факторов), которые оказывают влияние на компанию в отрасли (на ее прибыль): новые конкуренты — новые игроки на рынке; существующие конкуренты; компании, предлагающие продукты-заменители; влияние поставщиков; влияние покупателей.
Понятие конкурентного преимущества. Виды и источники конкурентного преимущества.
Любая стратегия рыночной конкуренции имеет в основании два элемента: конкурентное преимущество и сферу конкуренции.
Конкурентное преимущество набор возможностей, с помощью которых фирма обходит своих соперников на рынке. Конкурентное преимущество обеспечивается двумя приемами:
1. Либо низкими затратами на производство и реализацию товаров;
2. Либо дифференциацией товара.
Источники конкурентного преимущества.
Система ценностей представляет совокупность взаимосвязанных цепочек ценностей. Разные цепочки ценностей вносят свой вклад в ценность конечного продукта. Например, каналы сбыта могут ускорять процесс продвижения товара от производителя до потребителя, тем самым снижая суммарные затраты на храпение, финансирование продаж, а также полнее удовлетворяя запросы потребителей.
Аналогичное влияние на конкурентное преимущество оказывают и другие цепочки ценностей, формируя в итоге систему ценностей. Именно она лежит в основе конкурентного преимущества любой организации, предприятия. Виды конкурентного преимущества и их характеристика.
Основой конкурентных преимуществ являются уникальные ресурсы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Конкурентные преимущества позволяют предприятию иметь рентабельность выше средней, что обеспечивается более высокой эффективностью использования ресурсов, и завоевывать прочные позиции на рынке.
Обычно выделяют два вида (разновидностей) конкурентных преимуществ - низкого порядка и высокого порядка. Конкурентные преимущества низкого порядка - это дешевая рабочая сила, сырье, низкие затраты на производство и т.п.
Конкурентные преимущества высокого порядка - это новая технология. К уникальные товары, репутация фирмы и т.д.
Конкурентные преимущества низкого порядка: менее устойчивы, ибо легко постижимы; действуют, как правило, непродолжительное время и их легко потерять. Конкурентные преимущества высокого порядка: более надежны, их обеспечение требует значительных затрат; они действуют более продолжительный период.
Для того, чтобы достигнуть конкурентного преимущества высокого порядка требуется:1. Работать на новейшем оборудовании; владеть уникальными технологиями; персоналу быть высококвалифицированным и творческим: руководству - мобильным, изобретательным и дальновидным.
2. Делать долговременные и интенсивные вложения капитала в производственные мощности, в специализированное обучение персонала, сопряженное, как правило, с риском.
По мере развития новых технологий и глобализации бизнеса изменяется; структура конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества перестают быть статичными. Они изменяются под воздействием инновационного процесса (совершенствования технологии производства, методов управления, способов поставки и сбыта продукции и т.д.). Для удержания конкурентных преимуществ требуется постоянное внедрение нововведений в деятельность организации.