Тема 3. Государственное регулирование и учет валютных операций

  1. Понятие валютных операций и порядок их регулирования

2. Порядок открытия валютного счета

3. Обязательная продажа валютной выручки

4.Учет имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

5.Учет курсовых разниц

Экспортно-импортные операции — объект валютного регулирова­ния, которое является частью валютной политики государства и заклю­чается в деятельности компетентных органов государственной власти и управления по законодательному установлению:

• порядка совершения валютных операций резидентами и нерези­дентами на территории страны и резидентами за ее пределами;

• порядка вывоза и ввоза иностранной и национальной валюты;

• прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

• ответственности за нарушение валютного законодательства;

• полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Целью валютного регулирования является воздействие на валютный рынок страны и ее экономику в целом с помощью системы мер по правлению внутренними валютными потоками, внешними платежами переводами.

Важность цели определяет требования к участникам внешнеэкономической деятельности в отношении соблюдения норм валютного законодательства и высокую ответственность за его нарушения.

Несоблюдение хозяйствующими субъектами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, норм валютного законодательства несет риск применения санкций за их нарушение и может оказать существенное влияние на финансовое положение экономического субъекта, поставить под сомнение возможность его функционирования в обозримом будущем.

Поскольку наступление финансовых санкций может быть отложено во времени и, следовательно, не учтено при составлении теку­щей бухгалтерской отчетности, то такая отчетность вводит в заблуждение еепользователей.

Поэтому в задачи аудитора входит выявление во время аудиторской проверки имеющих место нарушений валютного законодательства, что позволяет профессионально оценить степень влияния возможных санкций на финансовое состояние проверяемой организации, сделать вывод о том, сможет ли она в обозримой перспективе продолжать свою деятельность и выполнять свои обязательства.

Осуществление экспортно-импортных операций, как правило, предполагает получение российской организацией-экспортером иностранной ва­люты от покупателя, или перечисление денежных средств валюте в оплату приобретенных импортных товаров работ или услуг.

Поэтому необходимо от­метить и некоторые особенности валютного регулирования.

Валютные операции в России должны осуществляться в строгом соответствии с тре­бованиями Федерального закона от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и ва­лютном контроле» (далее - Закон N° 173-ФЗ), а также нормативными актами Центрального банка РФ (Инструкциями, Указаниями и т.д.) и Правительства РФ, являющихся органами валютного регулирования.

В статье 1 Закона № 173-ФЗ введены важные для валютного законодательства термины и по­нятия. Обратим внимание на некоторые из них.

Под иностранной валютой понимаются:

- денежные знаки в виде банкнот, казна­чейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответст­вующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

- а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Участниками валютных отношений могут быть резиденты, нерезиденты и уполномочен­ные банки:

1) резидентами считаются:

- физические лица, являющиеся гражда­нами РФ (за исключением граждан РФ, при-знаваемых постоянно проживающими в ино­странном государстве в соответствии с законо­дательством этого государства);

- постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного за­конодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

- находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные под­разделения этих юридических лиц;

- дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные офици­альные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также посто­янные представительства РФ при межгосудар­ственных или межправительственных органи­зациях;

- Российская Федерация, субъекты Рос­сийской Федерации, муниципальные образо­вания, которые выступают в отношениях, ре­гулируемых Законом № 173-ФЗ;

2) нерезидентами, считаются:

- физические лица, не являющиеся рези­дентами;

- юридические лица, созданные в соответ­ствии с законодательством иностранных госу­дарств и имеющие местонахождение за преде­лами территории РФ;

- организации, не являющиеся юридичес­кими лицами, созданные в соответствии с за­конодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами тер­ритории РФ;

- находящиеся на территории РФ филиа­лы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структур­ные подразделения вышеуказанных юридиче­ских лиц и организаций;

-аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при меж­государственных или межправительственных организациях;

-межгосударственные и межправительст­венные организации, их филиалы и постоян­ные представительства в РФ;

- а также иные лица, не отнесенные к рези­дентам;

3) уполномоченные банки - это кредитные организации, созданные в соответствии с зако­нодательством РФ и имеющие право на основа­нии лицензий Центрального банка РФ осуще­ствлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с зако­нодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Валютными операциями, регулируемыми Законом № 173-ФЗ, считаются следующие:

- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, атакже использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерези­дентом в пользу резидента валютных ценнос­тей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутрен­них ценных бумаг в качестве средства платежа;

- приобретение нерезидентом у нерезиден­та и отчуждение нерезидентом в пользу нере­зидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных осно­ваниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валют­ных ценностей, валюты РФ и внутренних цен­ных бумаг;

- перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на терри­тории РФ, и со счета, открытого на террито­рии РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

- перевод нерезидентом валюты РФ, внут­ренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на Счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

В соответствии со статьей 6 Закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами и не­резидентами осуществляются без ограниче­ний, за исключением:

- валютных операций движения капитала (например, предоставления резидентом нере­зиденту или получения резидентом от нерези­дента кредитов и займов, осуществления опе­раций с внешними ценными бумагами и т.д.);

- операций по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России.

В отношении вышеперечисленных опера­ций ограничения устанавливаются только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких ко­лебаний курса валюты РФ, а также для под­держания устойчивости платежного баланса РФ. Они должны носить недискриминацион­ный характер и отменяться органами валют­ного регулирования по мере устранения обсто­ятельств, вызвавших их установление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: