Специфические качества ПР-менеджера

Благодаря управленческим способностям менеджер по связям с общественностью может добиться сильного влияния на окружающих, даже не обладая харизмой, которую, кстати сказать, дано иметь далеко не всем людям. Специфические управленческие способности слагаются из диагностических, творческих, организаторских, мотивационных и коммуникационных способностей. Диагностические способности проявляются в виде стремления и умения познавать состояние дел, оценивать ПР-ситуации на основе анализа и оценки информации и собственной интуиции. Эти способности быстро развиваются по мере накопления опыта управленческой деятельности в области связей с общественностью.

Творческие способности выражаются в умении отыскивать, генерировать и применять оригинальные управленческие решения и действия. Организаторские способности состоят в умении объединять и упорядочивать работу по связям с общественностью, подчинять ее достижению поставленных целей и выполнению принятых решений.

Мотивационные способности заключаются в умении отыскивать способы влиять на людей, побуждая их к заинтересованной и активной деятельности в интересах субъекта управления.

Коммуникационные способности выражаются в стремлении и умении осуществлять связи с коллегами и партнерами по работе, вести деловые переговоры и выступать перед аудиторией.

Все перечисленные составляющие управленческих способностей по связям с общественностью обычно развиваются из природных данных людей в процессе их практической, профессиональной деятельности и обязательно путем постоянного профессионального обучения.

Приведенное в предыдущем параграфе определение лидерства позволяет понять причину часто возникающего в деятельности менеджеров по связям с общественностью противоречия. Суть его в том, что, с одной стороны, у менеджеров проявляются сильно выраженные потребности и стремление к власти, а с другой – обнаруживаются слабые управленческие способности или просто неумение управлять. Это противоречие оказывает пагубное, а иногда трагическое влияние на деятельность всей организации. Полноценное лидерство – одно из необходимых качеств менеджера, позволяющее ему эффективно реализовать властные полномочия.

Лидерство, в совокупности всех его элементов, представляет собой основу полной реализации властных полномочий, делегированных менеджеру. Если власть дает право и возможность, то лидерство дает способность менеджеру управлять людьми. Одно без другого теряет реальное значение.

Менеджер по связям с общественностью наделяется определенными властными полномочиями, должностными обязанностями и ответственностью и, как правило, имеет подчиненный ему персонал. Все перечисленное вместе образует официальный, или формальный, статусположение менеджера.

Для укрепления формального статуса менеджера по связям с общественностью весьма важно четко очертить его правовое и функциональное пространство, которое для каждого уровня управления должно иметь свои границы и наполнение.

Существуют некоторые общие требования к должностным обязанностям менеджера по связям с общественностью. Он должен

♦ точно формулировать свои права, полномочия и обязанности в области использования людских, информационных, финансовых и материальных ресурсов;

♦ отвечать за принимаемые решения, общее ведение дел, мотивированность групп общественности, за состояние межличностных отношений;

♦ уметь подчиняться;

♦ обычно рабочий день менеджеров не регламентируется, т.е. они работают столько времени, сколько считают нужным.

Глубоко заблуждаются те, кто считает, что должностное положение уже само по себе определяет отношение людей к менеджеру. Это отношение в большой мере зависит от неформального статуса менеджера по связям с общественностью.

Наряду с формальным менеджер имеет неформальный статус. Он формируется на основе его личностных качеств, взаимоотношений с окружающими людьми. Неформальный статус менеджера формируется на основе его личностных и деловых качеств, которые находят наиболее яркое выражение в харизме, лидерстве, стиле работы.

В сознании людей формальный и неформальный статус менеджера синтезируются в одно целое, которое можно определить как реальный статус.

Реальный статус можно оценить авторитетом, компетентностью и репутацией менеджера по связям с общественностью среди подчиненных и коллег по работе.

Авторитет менеджера выражается степенью всеобщего признания его в качестве лидера. Высокий авторитет предполагает безусловное доверие, уважение к менеджеру. Добившись авторитета, менеджеру проще управлять группами общественности, поскольку люди многое делают, полагаясь только на авторитет менеджера, не требуя объяснений.

Компетентность – обладание хорошими знаниями в сфере своей деятельности, необходимое условие для поддержания высокого статуса менеджера по связям с общественностью.

Репутация менеджера по связям с общественностью определяется общим мнением подчиненных, коллег, партнеров по работе относительно его достоинств и недостатков. Репутация может быть безупречной или что называется «подмоченной», т.е. содержащей отрицательные оценки, мнения. Для менеджеров репутация во многом идентифицируется с деловой этикой, обращением с людьми.

Репутация наряду с другими качествами образует сравнительно новое в нашем лексиконе понятие имидж (image). В более широком смысле оно включает в себя кроме репутации визуальный облик, манеру держаться в общении. В общем «имидж» – понятие емкое, к нему с некоторой степенью допущения следует отнести все, что может создать у окружающих благоприятное, располагающее впечатление или, напротив, настороженность или даже неприязнь. Привлекательность имиджа менеджера по связям с общественностью во многом зависит от его умения хорошо выглядеть, свободно общаться, вести деловые беседы, выступать перед группами общественности.

Менеджер по связям с общественностью действует не сам по себе, а всегда представляет организацию, в которой он работает. Это обстоятельство возлагает на него обязанность заботиться не только о своем, но и о имидже организации. Менеджер олицетворяет для групп общественности, партнеров свою организацию, ее положение в деловом мире. Многое в имидже менеджера зависит от его отношения к себе. Это относится прежде всего к собственному здоровью, которое сильно зависит от образа жизни. Основные элементы здорового образа жизни: подвижность, умеренность, спортивность. Хорошее здоровье – это не только залог энергичной деятельности и делового успеха, но и часть имиджа менеджера. Оно является естественной основой для активной и полнокровной жизни и деятельности.

Внешность и поведение менеджера по связям с общественностью должны выражать присутствие у него уверенности в своих действиях, знание того, чего он хочет добиться, энергию, бодрость. Созданию привлекательного имиджа менеджера способствует:

♦ доступность для людей;

♦ ровность в поведении, без «истерик» и уныния;

♦ внимательность и приветливость, легкость в общении. Таковы основные требования к статусу и стилю успешной работы менеджера по связям с общественностью.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите характеристики личных качеств ПР-менеджера.

2. Определите основные харизматические качества ПР-менеджера.

3. Как эффективность работы менеджера по связям с общественностью влияет на внутрифирменные взаимосвязи и отношения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: