Тема 8. Рыночные отношения

1. Сущность и функции рынка

2. Рыночный механизм и его элементы

3. Спрос и факторы, определяющие его величину

4. Предложение товара и его кривая

5. Предложение и спрос: рыночное равновесие

6. Цена и влияющие на нее факторы

Вопрос 1. Сущность и функции рынка

Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений.

Рынок – тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики, это форма движения общественного продукта и услуг.

Рынок – механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, парикмахерская, фондовая и товарная биржи и т.д.

Рынки принимают самые разные формы.

Это различные базары, ярмарки, аукционы. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д.

Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер.

Рынок открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения.

Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий работник.

Механизм рынка – это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.

На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

Характерная особенность рыночной экономики состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают.

Рынок выполняет определенные функции:

- информационную - выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;

- интегрирующую;

- регулирующую;

- уравновешивает спрос и предложение;

- обеспечивает сбалансированность экономики;

- санирования - на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;

- стимулирующую - своеобразный двигатель научно-технического прогресса;

- формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.

Условиями функционирования свободного рынка являются:

- свобода выбора,

- конкуренция,

- свободное равновесное ценообразование.

К структурам рынка относятся: монополия, совершенная конкуренция, олигополия и монополистическая конкуренция.

Свободный рынок характеризуется следующими чертами (свободой выбора, конкуренцией, свободным равновесным образованием):

- неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;

- свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;

- неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;

- наличием у каждого участника полной информации о рынке;

- стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;

- на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.

В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:

- рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения, нарастанию социальных конфликтов;

- не создает условий для реализации права на труд;

- не гарантирует полную занятость населения;

- не создает стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

- не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;

- не защищает среду обитания человека от загрязнения;

- рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.

В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.

Для того чтобы рынок функционировал в нормальном режиме необходима развитая инфраструктура рынка. Наличие эффективно работающих бирж (товарной, фондовой, труда), банковской системы и других институтов.

Одним из важных условий функционирования рынка есть наличие хорошо развитой рыночной инфраструктуры. От того, насколько хорошо она развита зависит эффективность функционирования рыночной экономики. В свою очередь по уровню развития рыночной инфраструктуры можно судить и о степени развития рынка, рыночных отношений в той или другой стране. Поэтому необходимым условием действенности рыночных отношений является создание соответствующей инфраструктуры рынка.

Инфраструктура – совокупность отраслей и предприятий, занятых обслуживанием общественного производства.

Различают производственную, социальную и рыночную (сферы обращения) инфраструктуру.

Инфраструктура рынка – это система предприятий и организаций, которые обеспечивают движение товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, то есть - комплекс институтов, которые обеспечивают эффективное функционирование рынка.

Рыночная инфраструктура с помощью своих элементов выполняет такие основные функции:

- осуществляет правовое и экономическое консультирование предпринимателей и защиту их интересов в государственных и частных структурах;

- обеспечивает финансовую поддержку, кредитование, включая лизинг, аудит, страхование новых хозяйственных формирований и тому подобное;

- способствует материально-техническому обеспечению и реализации продукции предприятий;

- регулирует движение рабочей силы;

- создает необходимые условия для деловых контактов предпринимателей;

- осуществляет маркетинговое, информационное и рекламное обслуживание и т. др., что в конечном результате обеспечивает более быстрое движение товаров и услуг от производителя к потребителю.

Элементы рыночной инфраструктуры, через которые реализуются ее функции, можно сгруппировать в три блока:

- организационно-техническая инфраструктура, куда входят товарные биржи и аукционы, торговые дома и торговые палаты, холдинговые и брокерские компании, информационные центры и ярмарки, пункты проката и лизинга, государственные инспекции, разного рода ассоциации предпринимателей и потребителей, транспортные коммуникации и средства оперативной связи;

- финансово-кредитная инфраструктура рынка, куда входят банки, фондовые и валютные биржи, страховые и инвестиционные компании, фонды профсоюзов и других общественных организаций, то есть все те, кто может и занимается мобилизацией временно свободных ресурсов, превращает их в кредиты, а затем и в капиталовложения;

- государственно-регуляторная инфраструктура рынка, куда относятся законодательное регулирование рыночных отношений, биржи труда (служба занятости), лицензирование, налогообложение, таможенная система, государственные фонды для содействия деловой активности и др.

- организационно-исследовательская инфраструктура рынка (научно-исследовательское и информационное обеспечение) включает научные институты, которые изучают рыночные проблемы, информационно консультативные фирмы, аудиторские организации, специальные учебные заведения. Институты и организации, которые входят в эту инфраструктуру, изучают динамику рыночной ситуации, разрабатывают стратегию и тактику поведения предпринимателей на рынке, разрабатывают прогнозы для правительства и предпринимателей, моделируют последствия тех или других решений, консультируют, улаживают конфликты между партнерами, готовят экономистов, менеджеров и специалистов по маркетингу.

Кроме общей инфраструктуры, которая обслуживает весь объем рыночных отношений, существует специализированная инфраструктура, которая обеспечивает эффективное функционирование отдельных рынков: товаров, капиталов, труда и др.

Рынок капитала (финансовый) обслуживают фондовые биржи, страховые и аудиторские компании, брокерские конторы, коммерческие банки, инновационные фонды, инвестиционные фонды, региональное регулирование, страховой надзор, инспекции по контролю за ценными бумагами, валютные биржи; рынок товаров – товарные биржи, торговые дома и торгово-посреднические фирмы, брокерские конторы, коммерческие центры бизнеса, лизинговые компании, аукционы, ярмарки, государственные резервы и страховые фонды, государственные инспекции по ценам и стандартам; рынок труда – биржи труда, центры подготовки кадров, государственные фонды содействия занятости, предпринимательство, пенсионные фонды, фонды занятости.

Биржа – это рынок оптовой торговли массовыми товарами по стандартам и образцам (товарная биржа) или рынок операций по покупке-продаже ценных бумаг (фондовая биржа), валюты (валютная биржа), рабочей силы (биржа труда), соглашений по фрахтованию (фрахтовая биржа).

Вопрос 2. Рыночный механизм и его элементы

Рынок можно рассматривать (классифицировать):

- по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой),

- по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля),

- по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков.

Основное – это деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов, по экономическому назначению.

I. Рынок средств производства – это рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Все предприятия органически связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного назначения покупаются и продаются обычно оптом, большими партиями. Оптовая торговля выступает посредником между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями продукции.

1. Рынок природных ресурсов (земля, полезные ископаемые и т.д.).

2. Рынок рабочей силы связан с рынком средств производства. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда. Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами.

3. Рынок капитала и финансов. В движении капитальной стоимости денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг - акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.

II. Рынок потребительских товаров и капитальных благ. На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью.

Рис. 1. Схема взаимодействия элементов рыночной системы

Рынок информационных материалов и информационных услуг. У рыночного хозяйства достаточно высокая степень неопределенности. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения.

На рынках, где информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются фирмы, специализирующиеся на сборе информации о спросе и предложении.

Для успешной конкуренции на рынке любой фирме прежде всего необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Надо знать емкость рынка и многое другое. Способность рынка дешево производить высококачественную информацию является его важнейшим достоинством.

Информация - это сведения о том, что и при каких обстоятельствах хотят делать другие. От услуг посредников в информации зависит благосостояние людей.

В последние десятилетия быстро формируется рынок информации и информационных услуг. Развернулась торговля научно-техническими разработками, программно-математическим обеспечением для ЭВМ, интеллектуальной продукцией.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Цена - это язык рынка, его сигнальная система, это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя).

Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал еще Адам Смит: "Предприниматель, преследуя свои собственные интересы часто более действенным способом служит интересам общества…".

В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Регулирующая функция рынка - самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики. Рынок дает ответ на вопросы: "Что производить? Как производить. Для кого производить.

Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса. Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:

1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Вопрос 3. Спрос и факторы, определяющие его величину

Спрос — общее понятие, в котором отображается физический объем потребностей людей в том или другом товаре или услуге, это естественная категория, которая выражает их желание, потребности общества (рынку). Спрос — это количество определенных товаров (услуг), какие покупатели могут и готовые приобрести в определенных пределах цены (тарифу) в определенный период времени. Например, спрос на обувь по цене 100-500 ден. ед. для 1000 человек составляет 4000 пар.

Величина спроса — понятие конкретное, это количество товаров (услуг), какие покупатели желают и могут приобрести по определенной цене. Величина спроса — это платежеспособная потребность, это возможность потребителей приобрести товары или услуги. Экономическая теория, оперируя категорией спроса, имеет в виду именно величину попившую. Потребительский спрос и его удовольствие охватывают как производство, так и обращение благ.

Целью потребителя является максимальное удовлетворение своих потребностей. Но эта максимальность потребления и удовлетворения потребностей не безгранична, она определяется в первую очередь нисходящей предельной полезностью блага и ценой блага. Рассмотрим их детально.

Первым фактором, который ограничивает потребление, является нисходящая предельная полезность. Но полезность блага — категория непостоянная, иногда очень переменчивая. В основе этой изменчивости лежит действие принципа нисходящей полезности, суть которого заключается в том, что полезность благая зависит от его количества: что меньше того или другого блага на рынке, то высшая его ценность. Например, если в каком-то городе есть неограниченные ресурсы пресной воды, то ее полезность (ценность) незначительна: вода используется для бассейнов, фонтанов, мойки улиц. Но если в городе пресная вода — дефицит и ее распределяют за нормой, то ее ценность, полезность значительно увеличиваются. Следовательно, предельная полезность блага — это величина дополнительной полезности, полученная от сокращения объема потребления такого блага. Что большее потребление какого-то блага, то меньший прирост его полезности, полученной от увеличения потребления этого блага. Например, измученный жаждой человек ищет и находит прохладительный напиток. Первый стакан приносит ей наибольшее удовольствие, она получает наивысшую полезность. Но с каждым следующим стаканом полезность напитка для человека уменьшается и очень быстро приближается к нулю. И стакан остается недопитым. Этот товар для человека потерял полезность. Следовательно, потребление благ или потребительский спрос ограничивается нисходящей предельной полезностью блага.

Второй фактор, который ограничивает потребление, — это цена блага. Стоимость, ценность, полезность благая оказываются на рынке в денежной форме цены товара или тарифа на услугу. Возможности потребления ограничиваются ценой блага и платежеспособностью (бюджетом) потребителя. Если из бюджета можно потратить на покупку прохладительных напитков 20 ден. ед., а цена одного стакана напитка составляет 5 ден. ед., то величина спроса на этот товар будет составлять 4 стакана. Но если цена напитка будет равняться 4 ден. ед., то величина спроса увеличится до 5 стаканов. Что низшая цена товара, то высший объем спроса на этот товар. В этой обратной зависимости цены товара и величины спроса оказывается действие закона спроса, который отображает обратную зависимость между ценой товара и величиной покупательного спроса на этот товар (при других одинаковых условиях). При неизменности всех других параметров уценки вызывает соответствующий рост спроса, и наоборот, повышение цены соответственно уменьшает величину попившую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: