Избыток предложения

Проанализируем ситуацию противоположного характера, когда под воздействием требований нефтяных "магнатов" и их лобби в органах власти правительство пошло на установление высших цен на бензин, например, 80 ден. ед. Рассмотрим, что состоится на рынке бензина, используя рис. 15, который поможет понять, что будут делать люди, очутившись в такой рыночной ситуации.

Следовательно, повышение цены 1 л бензина до 80 ден. ед. приведет к значительному сокращению спроса на него с 6 до 4 млрд. л (точка М), потому что желающих купить бензин по цене, которая выросла на треть, станет меньше также приблизительно на 1/3. При этом предложение бензина вырастет с 6 до 8 млрд.. л (точка V). То есть, образуется разрыв между предложением бензина (8 млрд. л) и спросом на него (4 млрд. л), который составляет: 8 - 4 = 4 млрд. л. Это будет избыточная величина предложения или избыток предложения. Избыток предложения возникает в том случае, если величина предложения товара по определенной цене превышает величину попившую на него.

Избыток предложения приведет к тому, что составы готовой продукции будут переполненными, магазины затоваренными, производители начнут сокращать производство товаров и снижать цены на товары, чтобы заинтересовать потребителей. Величина предложения будет сокращаться (на графике движение по кривой от точки В к точке С). Из-за высоких цен на бензин многие потребители значительно сократят количество поездок на автомобилях, кое-кто будет переоборудовать автомобили для работы на капнувшем газе или вместо машин с бензиновым двигателем приобретет машины с дизельным двигателем. Это приведет к уменьшению спроса на бензин, который заставит производителей уменьшить цены на него. Величина спроса будет увеличиваться в направлении от точки С к точке N. Следовательно, бензиновые "магнаты" от этого повышения цен не выиграли, а даже потеряли значительное количество потребителей бензина. Потребители также потеряли, поскольку потратили много сил и средств на переоборудование своих машин или на дизельное топливо. Общество в целом потеряло, потому что нарушило работу регулирующего рыночного механизма.

Проанализированная модель "спрос — предложение" дала возможность рассмотреть, как функционирует рыночный механизм, как поддерживается равновесие рынка, как его субъекты приспосабливаются к рыночным условиям. Однако рынок не может эффективно функционировать без конкуренции. Поэтому следует рассмотреть сущность и значение конкуренции в функционировании рыночного механизма.

Вопрос 6. Цена и влияющие на нее факторы

Цена – это пропорция обмена товаров на деньги. Основу цены составляет стоимость. Цена – это денежное выражение стоимости товара, его денежная форма.

Правда цена в кожном частном случае совсем не является точным выражением стоимости. Как правило, цена отклоняется под воздействием соотношения спроса и предложения вниз или вверх от стоимости, но эти колебания происходят вокруг стоимости, как закону цен. Это факторы объективного порядка, не зависимые от воли и желания людей.

Отклонение цены от стоимости происходит и под воздействием субъективных оценок людей, полезности того или другого товара, которые оказываются в попил со стороны потребителей. Цене определяются также и решениями производителей, что оказывается в предложении товара. Это субъективные факторы.

Цене определяются на рынке.

Система цен – это система сигналов, которые координируют и уравновешивают решение экономических агентов.

Кроме рыночных цен бывают цены планируемые, которые планируются. В централизованной экономике цены являются инструментом экономической политики, задание которой заключается в том, чтобы обеспечить выполнение принятого властями плана использования экономических ресурсов.

В рыночной экономике тоже существуют планируемые цены. Наприклад, на товары общественного потребления устанавливаются фиксированные цены, которые планируется предварительно.

В современной рыночной экономике существует обширное разнообразие цен.

Цене различают:

- по характеру и предмету обмена (сельскохозяйственные, промышленные и так далее);

- по стадии обмена, на которой вони выступают (опт, полуопт, розничны);

- по условиям, в которых вони образуются и которые зависят от формы рынка и от вмешательства государства (планируемые, рыночные, монопольные, регулируемые и т. д.).

Функции цен:

- равновесная функция (способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, на котором решения о покупке и продаж синхронизируются);

- регулирующая функция (гибкость цен, при инфляции используются манипулирование ценами для стабилизации ситуации);

- распределительная (распределение налогового груза, поскольку в цену товара входят непрямі налоги, такие как НДС, акцизный сбор, таможенные пошлины и все такое);

- стимулирующая (государство может предоставить предприятию ресурсы по низшей цене или купить у него продукцию более высокой тем самым, стимулируя производство);

- социальная (заключается в том, что на товары общественного потребления устанавливаются фиксированные цены, выше которых нельзя продавать).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: