Допустимо, что под давлением владельцев автомобилей государственный орган устанавливает официальную фиксированную цену 1 л бензина — 40 ден. ед. При этих условиях спрос на бензин вырастет с 6 до 8 млрд. л (точка В), потому что будут больше желающих купить его по низшей цене (рис. 15). А что состоится с предложением бензина? Она не только не вырастет с увеличением спроса, а даже сократится с 6 до 4 млрд. л (точка К). Следовательно, разница между увеличенным спросом и сокращенным предложением достигнет 4 млрд. л (8 - 4 = 4). Если величина спроса превышает величину предложения товара, образуется разница, которая называется величиной избыточного спроса, или дефицитом. Избыточный спрос возникает в том случае, когда при установлении определенной цены величина спроса превышает предложенное количество товара.
Если по уравновешенной цене предложение бензина и спрос на него составляли 6 млрд.. л, то при новых условиях дефицит составляет 4 млрд.. л, то есть 67 % от необходимой потребности. Это значит, что каждые 6-7 колонок на АЗС из десяти будут без бензина, каждые 6-7 из десяти владельцев автомобилей не смогут купить бензин по цене 1 л 60 ден. ед., они вынуждены заплатить высшую цену. Появится "черный рынок" бензина, спекуляция им, и цена 1 л подскочит до 80 ден. ед., потому что его продавцы в цену бензина на "черном рынке" включат и плату за риск, связанный с нарушением закона о фиксированной цене на этот товар. Производители и продавцы бензина будут заинтересованы в расцвете " черного рынка" и спекуляции, ведь это дает им возможность продавать бензин по цене, выше уравновешенной, что была до установления официальной цены.
|
|
Дефицит порождает омертвевшие расходы, то есть расходы покупателей, которые не приносят выгоду продавцу (расходы времени и затраты бензина на его поиск, расходы времени в очередях и тому подобное). Чего же досяг-ли потребители в результате уценки? Они "добились" дефицита бензина, возникновения "черного рынка", очередей и фактического повышения цен. Что выиграло общество? Ничего. Оно потеряло множество человеко-часов, потраченных на поиск бензина, и значительные доходы, которые пошли в кармане дельцов "черного рынка". Причина такого положения заключается в том, что установление административных цен государством ликвидировало механизм координации спроса и предложения, отключило механизм рыночной регуляции. Следовательно, рынок должен и может формировать цены как такие, которые уравновешивают спрос и предложение.