Потребительский выбор

На основе своей цели — удовлетворения потребностей с учетом всех ограничений возможностей удовлетворения своего спроса потребитель осуществляет свой выбор — выбор потребителя, то есть принимает решение, какой товар купить или какую услугу оплатить. Потребительский выбор формирует спрос и величину попившую на товары и услуги. На его основе формируются разнообразные виды спроса: негативный, отсутствующий, скрытый, нисходящий, нерегулярный, полноценный, избыточный, иррациональный. Негативный спрос возникает, когда рынок отбрасывает, не принимает отдельные товары или услуги. В случае отсутствующего спроса потребители безразличны к определенным товарам или услугам. При скрытом спросе спрос есть, но отсутствуют товары или услуги, которые бы удовлетворили его. Нисходящий спрос наблюдается, когда снижается спрос в результате насыщения рынка, старения товаров, изменения моды. Нерегулярный спрос — это неустойчивый, шаткий спрос, связанный с сезоном, днями, часами (спрос на лыже летом и зимой, на места в ресторане днем и вечером и тому подобное). Полноценный спрос формируется, когда величина спроса и его стойкость удовлетворяют производителя, фирму, продавца. В случае избыточного спроса величина спроса более высока, чем его могут удовлетворить производители, производство товаров или предоставление услуг меньше величины попившей на них. Иррациональный спрос — это спрос на вредные товары и услуги (табак, спиртные напитки, наркотики и т.д.)

Раскрывая сущность и механизм действия закона спроса, основанного на взаимозависимости цены (тарифу) и величины спроса, можно выразить эту зависимость графически, построив гипотетическую кривую величины спроса.

Гипотетическая кривая — это графическое изображение изменения одних величин в зависимости от изменения других величин, в этом случае — изменения величины спроса под воздействием изменения цены товара (тарифу за услугу). Гипотетические кривые строят в декартовы координатах (рис. 2), что дает возможность определить положение любой точки на плоскости. Горизонтальная координата называется абсциссой и отражается буквой Q, вертикальная координата называется ординатой и отражается буквой Р.

Рис. 2. Кривая спроса на бензин

Рассмотрим мнимую ситуацию. На рынке величина спроса на бензин колеблется от 2 до 10 млрд.. л в зависимости от колебания цены 1 л от 20 до 100 ден. ед. Обозначим на осе абсцисс величину попившую в миллиардах литров бензина, а на оси ординат — цену 1 л бензина в ден. ед. Очевидно, по самой низкой цене 1 л бензина (20 ден. ед.) его потребители готовы купить весь бензин, который есть на рынке, то есть 10 млрд. л. Обозначим точку А на графике. По наивысшей цене (100 ден. ед.) потребители уменьшат покупку до минимума (до 2 млрд.. л). Обозначим точку В. Соединив эти две точки, мы получим кривую величины спроса АВ в зависимости от цены товара. Эта зависимость обратная: что низшая цена товара, то большая величина спроса и наоборот. Если зависимость этих величин обратная, то наклон кривой относительно вертикали — отрицательный. Эту обратную причинно-следственную связь между ценой товара и величиной спроса экономисты называют законом спроса.

Любое изменение величины спроса под воздействием ценовых факторов будет происходить вдоль кривой спроса. Например, если цена 1 л бензина 40 ден. ед., то величина спроса будет составлять 8 млрд. л (точка С2), если 80 ден. ед., то лишь 4 млрд. л (точка С1). Следовательно, повышение цены вдвое (с 40 до 80 ден. ед.) привело к сокращению величины спроса с 8 до 4 млрд. л, то есть также вдвое. На графике это расстояние между точками С1 и С2. Эти числа выражают качественную обусловленность действия закона спроса: динамика цены обратно пропорциональна величине спроса на товар.

Однако отмечалось, что на смену попившую влияют и неценовые факторы. Под воздействием этих факторов (эффектов) изменение спроса будет происходить за пределами кривой. Например, на рис. 2 величина спроса на бензин при цене 1 л 60 ден. ед. составляла 6 млрд. л. Впоследствии без изменения цены спрос на бензин увеличился до 8 млрд. л (через аварию на заводе капнувшего газа), в итоге изменился (или сдвинулся) спрос и образовалась новая кривая спроса — линия А1В1. Расстояние между точками С и С3 на графике будет отвечать сдвигу спроса, который будет составлять (8 - 6 = 2) 2 млрд. л. Следовательно, если движение точки вдоль кривой спроса в результате изменения цены товара (переменная на осе ординат) экономисты называют изменением величины спроса, то движение кривой спроса, который может быть вызван только действием какой-то неценовой переменной (не отображенной на осях координат), называется изменением спроса.

Если спрос увеличивается, кривая сдвигается справа, если спрос уменьшается, кривая сдвигается налево. Увеличение спроса и движение кривой справа происходит в результате увеличения личного бюджета потребления, повышения цен на товары-заменители, ожидание роста цен в будущем, изменения структуры потребления в интересах определенного товара. Уменьшение спроса и сдвигание кривой спроса налево происходит, если факторы влияния на спрос, что до сих пор были неизменными, начинают изменяться в противоположном направлении, чем это было в случае сдвигания справа.

Эластичность спроса. Кривая спроса отображает неразрывную связь величины спроса и цены товара. Уценка вызывает увеличение спроса и наоборот. Эта зависимость в теории рынка называется эластичностью спроса по цене.

Эластичность — это мера реагирования одной экономической переменной на изменения, которые состоялись в другой экономической переменной. Количественно эластичность измеряется показателем, который называют коэффициентом эластичности Е.

Коэффициент эластичности спроса по цене Ер дает возможность выяснить, на сколько процентов изменился объем спроса на товары в результате изменения цены единицы товара на 1 %. Этот показатель можно рассчитать за формулой

где Q1 — начальный объем спроса;

Q2 — объем спроса после изменения цены;

∆Q — изменение объема спроса;

Р1 — начальная цена;

Р2 — новая цена;

∆Р — прирост цены.




double arrow
Сейчас читают про: