Дивизиональная структура

управления — организация управле­ния, в соответствии с которой деле­ние организации на элементы и бло­ки происходит по видам товаров или услуг, группам получателей или гео­графическим регионам.

Динамизм — ход развития и изме­нения факторов внешней среды, вли­яющих на деятельность организации.



Дифференциация — разделение, расчленение целого на различные ча­сти, формы и ступени.

Документ — материальный носи­тель, содержащий зафиксированную информацию и имеющий в соответ­ствии с действующим законодатель­ством правовое значение.

Документационное обеспечение процесса управления — документа­ция организации отражает всю пол­ноту его деятельности, охватывая все основные функции и задачи ее функ­ционирования и управления. Иссле­дования свидетельствуют, что в об­щем объеме документооборота око­ло 45% составляют входящие документы, 35 — исходящие и около 20% — внутренние.

Должность — первичный элемент в организационной структуре управ­ления, определяемый задачами, пра­вами и обязанностями и обусловлен­ный формами разделения труда в системе управления.

Достоверность информации — информация, истина которой обо­снована каким-либо образом. В уп­равлении недопустимо использова­ние недостоверной и неточной ин­формации. Если информация является недостаточной и приблизи­тельной, возможно принятие реше­ния с катастрофическими послед­ствиями. Однако абсолютно досто­верной и точной информации не •существует, а приближающаяся к ней информация быстро устаревает. Недостоверность информации обус­ловливается не только источниками ее получения, неправильной или не­эффективной методикой ее обработ­ки, но и целевыми установками ее преобразования, интерпретацией применения.

Достоинства матричной струк­туры управления — позволяют бы­стро реагировать и адаптироваться к изменениям как во внешней, так и во внутренней среде; ликвидировать промежуточные структурные звенья при оперативном управлении про­граммами; усилить личную ответ­ственность руководителей; организо­вать четкое взаимодействие в систе-


ме управления и применять его со­временные методы.

Завершение конфликта

процесс нахождения взаимоприемле­мого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармо­низация их взаимоотношений.

Закон — необходимое, суще­ственное, устойчивое, повторяющее­ся отношение между явлениями в природе и обществе.

Затраты времени — количество времени, которое необходимо для выполнения тех или иных работ.

Звено — элемент системы, в ка­честве которого может выступать организация, структурное подразде­ление или отдельный работник.

Звено управления — элемент си­стемы, в качестве которого может вы­ступать организация, структурное под­разделение или отдельный работник. Звенья структуры управления организацией — элемент системы, в качестве которого может быть струк­турное подразделение или отдельный специалист.

Здравый смысл — совокупность общепринятых часто неосознанных способов объяснения и оценки на­блюдаемых явлений внешнего и внут­реннего мира.

Иерархичность — характеристика системы, в которой все связи после­довательно сходятся к одному зве­ну — вершине системы.

Иерархия целей — декомпози­ция системы целей в пространстве; последовательность уровней целей, вытекающая из дерева целей.

Изменение — перемена, видоиз­менение в социально-экономической системе. Наблюдается в темпах раз­вития, структуре, механизме функци­онирования и т.п.; 2) переход социаль­но-экономической системы из одного качественного состояния в другое.

Индивидуальное решение — управленческое решение, принятое тем или иным должностным ли­цом. Качество и эффективность такого решения во многом зави­сят от миропонимания лица, при­нимающего решение. Факторами,


влияющими на миропонимание, являются: исходные предпосылки (предметные и ценностные); пред­положения относительно элемен­тов проблемы; познавательные стили; система познания.

Инновационный менеджмент — совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятель­ностью организационных структур и их персоналом.

Инновационный потенциал — 1) совокупность ресурсов, определя­ющих появление новых продуктов и технологий и обеспечивающих разви­тие социально-экономической систе­мы; 2) совокупность ресурсов, спо­собных привести к созданию нового качества функционирования и разви­тия социально-экономических систем, удовлетворяющих более высокие об­щественные потребности.

Инновационный проект — вло­жение средств в экономику, обеспе­чивающих смену поколений техники и технологий.

Интеграция — процесс объедине­ния частей или элементов различных систем в целое для выполнения об­щих задач.

Интеллектуальный потенци­ал — уровень образования и культу­ры, потенциал интеллектуальной ди­намики; способность к обучению, са­моразвитию; объем и структура фундаментальных знаний в профес­сиональной области и осознание практического опыта.

Интерес — стремление к удовлет­ворению потребности, обусловленное осознанием потребности и условий ее реализации.

Интересы — потребности, возни­кающие у людей и являющиеся при­чиной их действий.

Интуиция — специфическая спо­собность, обусловленная природой творчества, момент выхода за грани­цы сложившихся стереотипов поведе­ния людей в процессе поиска реше­ния задачи.

Информатика — научная дисцип­лина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также воп-


росы, связанные с ее сбором, хране­нием, поиском, переработкой, преоб­разованием и использованием в раз­личных сферах деятельности. Этим термином также обозначают инфор­мационную технологию, т.е. совокуп­ность процессов сбора, хранения, поиска, переработки данных для по­лучения информации, преобразова­ния и использования ее.

Информационное обеспечение делового совещания — необходи­мое условие организации и эффектив­ного проведения делового совещания. Информационное обеспечение управления — основной предмет труда руководителей, менеджеров и специалистов, содержащий сведения о состоянии управляемой системы и среды ее функционирования.

Информационные роли — дея­тельность менджера по розыску, при­ему, преобразованию и передаче ин­формации посредством коммуникаций с подчиненными, партнерами и т.д.

Информационный аспект ком­муникаций — характеризует процес­сы движения информации с целью уменьшения существующей неопре­деленности. Количество получаемой информации равно величине, на ко­торую снизилась энтропия, т.е. сте­пень неупорядоченности.

Информация — совокупность сведений о состоянии управляемой системы и внешней среды ее функ­ционирования.

Инцидент — действие или сово­купность действий участников конфликтной ситуации, провоциру­ющие резкое обострение противо­речия и являющиеся началом про­тивостояния.

Искусство менеджмента — вы­сокая степень умения и мастерства рационального управления в услови­ях экономической неопределенности. Использование времени — за­траты времени на производство продукции, выполнение работ, ока­зание услуг.

Исследование — функция управ­ления, характеризующая познава­тельную деятельность и процесс вы­работки новых знаний.





Кадровая политика — страте­гия, объединяющая различные фор­мы, методы и модели кадровой ра­боты в целях обеспечения миссии организации.

Качества лидера — образование, культура, профессиональная квали­фикация, жизненный опыт, отноше­ние к людям, жизненная позиция, са­моорганизация и др.

Качества личности — комплекс характеристик, определяющих пове­дение индивида в соответствии со своими социально-психологическими особенностями.

Качество — норма или образец, с которыми соизмеряется деятельность человека.

Качество персонала — обобщен­ная характеристика степени профес­сиональной подготовленности, общей культуры и социальной ответственно­сти, обеспечивающих эффективное выполнение задач и достижение по­ставленных целей.

Качество управления — оценка процесса управления, управленчес­кой деятельности, определяемая сте­пенью достижения цели.

Квалификация — степень профес­сиональной готовности к выполнению каких-либо видов деятельности.

Классификация — упорядочен­ное распределение элементов неко­торого множества по каким-либо су­щественным признакам и отнесение их к тому или иному классу, подклас­су, группе.

Классификация информации — упорядоченное распределение ин­формации по тем или иным призна­кам. Например, по содержанию ин­формацию делят на экономическую, социальную, технико-технологичес­кую, правовую, политическую и т.п.

Классификация решений — упо­рядоченное распределение решений по наиболее существенным призна­кам, применяемое для совершенство­вания их разработки.

Классификация стилей управле­ния — упорядоченное разнообразие одномерных и многомерных стилей управления. Выделяют: автократичес­кий стиль, который предпочтителен


при управлении простыми видами де­ятельности, не требующими творче­ства; демократический стиль, подраз­деляющийся, в свою очередь, на кон­сультативный и партисипативный, используемый для управления дея­тельностью, требующей творчества, и либеральный стиль, сочетающий попу­стительский и бюрократический типы управления. К многомерным относят: управленческую решетку Р. Блейка и Дж. Муттона, ситуационную модель Ф. Фидлера, теорию жизненного цик­ла П. Херси и К. Бланшара, модель принятия решения Врума — Йеттона. Классификация целей — рас­пределение целей социально-эконо­мической системы в зависимости от избранных для этого признаков.

Клиент — постоянный покупатель или заказчик; лицо, пользующееся теми или иными услугами.

Количество информации — харак­теристика информации, поступающей к субъекту в виде сообщений, снижаю­щих неопределенность в отношении ожидаемых событий. В качестве едини­цы количества информации использу­ется двоичная единица измерения (от англ. ВК — бит, двоичный разряд).

Коммуникабельность — способ­ность человека к общению, быстро, легко и непринужденно устанавливать контакт с другими людьми и удержи­вать их внимание. Это важное качество для каждого менеджера, работа кото­рого постоянно связана с людьми. Про­является оно в умении вызывать встречные стремления к общению, ус­транять возможные психологические барьеры, располагать к себе людей.

Коммуникации — 1) процесс вза­имодействия людей посредством ин­формации с участием тех человечес­ких качеств, которые определяют де­ятельное восприятие информации; 2) процесс обмена информацией в социально-экономической системе.

Коммуникационная сеть — сред­ства и технологии передачи инфор­мации в социально-экономической системе.

Коммуникационная структура управления — организация связей и отношений между элементами и


уровнями системы управления, обеспечивающая получение необхо­димой информации самым эконо­мичным путем.

Компетентность — 1) обладание комплексом знаний, навыков и ин­формации для решения какой-либо проблемы; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.

Конверсия военной промыш­ленности — перевод ресурсов и от­раслей промышленности с произ­водства военной на выпуск граждан­ской продукции.

Конкурент — 1) физическое или юридическое лицо (группа лиц), име­ющее собственные специфические интересы в определенной сфере де­ятельности и осуществляющее дея­тельность в соответствии с этими интересами; 2) физическое или юри­дическое лицо, соперничающее в ка­кой-либо сфере деятельности в соот­ветствии с имеющимися специфичес­кими собственными интересами.

Конкуренция — борьба между производителями за потребителя своей продукции, работы, услуги.

Конструктивный конфликт — конфликт, при котором разногласия затрагивают принципиальные сторо­ны и проблемы жизнедеятельности членов коллектива, разрешение ко­торых выводит коллектив на новый, более высокий и эффективный уро­вень функционирования и развития.

Контролирование — функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фак­тическому состоянию системы, выяв­ляющая отклонения и их причины.

Контроль — функция управления, предполагающая наблюдение за уп­равляемыми процессами, проверку качества, установление отклонений, сбор необходимой информации для оценки ситуации.

Контрольно-отчетные полномо­чия — совокупность прав осуществ­лять проверку деятельности отдель­ных должностных лиц и организаций и на основе анализа представлять выводы и предложения.


Конфигурация цели — положе­ние цели в процессе управления со­циально-экономической системой.

Конфликтная ситуация — ситуа­ция скрытого или открытого противо­борства двух или нескольких лиц, каждое из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы реше­ния проблемы.

Концепция — система взглядов на те или иные явления.

Концепция управленческого решения — результат генерации ва- ■ риантов действий для успешного до­стижения цели.

Кооперация труда — форма тру­да, при которой осуществляется вза­имный обмен промежуточными и ко­нечными результатами деятельности между работниками персонала управ­ления, подразделениями, службами.

Координационные полномо­чия — совокупность прав согласовы­вать от имени высшего руководства деятельность отдельных субъектов управленческой структуры.

Корпоративное управление — тип управления, построенный на при­оритетных интересах акционеров, стратегии развития корпорации в це­лом и корпоративной культуре.

Корпорация — объединение или сообщество, созданное для реализа­ции специфических интересов, кото­рые отражены в нормах и принципах совместной деятельности.

Корректируемый тип процесса управления — тип управления, при котором осуществление каждого оче­редного этапа требует дополнитель­ной корректировки предыдущего.

Кризис в отношениях — конф­ликтная ситуация, обостренная инци­дентом, перерастающая в конфликт. Критерий — 1) признак, на основа­нии которого производится оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов и явлений; 2) признак, на основе которого производится оценка состояния, действия, явления и т.п.

Критическая ситуация — состо­яние разрушения (например, домаш­них хозяйств, предприятий и органи­заций, культуры и образования, ги­бель природы).





Либеральный стиль управле­ния — стиль управления, предпола­гающий сведение до минимума уча­стия менеджера в принятии управ­ленческих решений.

Лидерство — способность инди­вида убеждать и вести за собой лю­дей с учетом их наклонностей и же­ланий.

Линейная структура управле­ния — организация управления с прямым воздействием на производ­ство и сосредоточением в одних ру­ках всех функций руководства.

Линейно-функциональная струк­тура управления — организация управления, при которой линейный руководитель принимает решения, опираясь на разработки функцио­нальных служб и подразделений.

Линейный тип процесса управ­ления — тип управления, при кото­ром осуществление этапов происхо­дит в строгой последовательности и имеется достаточная определенность относительно цели воздействия, си­туации, проблемы и решения, уверен­ность в их осуществлении.

Личностное своеобразие — свойство индивида, которое находит свое выражение в стиле и манере по­ведения, чувствах и эмоциональнос­ти, восприятии жизненных ценностей и установок.

Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в пред­метной деятельности и общении, ха­рактеризующее его как участника об­щественных отношений.

Манипулирование сознанием — неоправданное использование луч­ших человеческих качеств (патрио­тизм, творчество, самопожертвова­ние и др.) для достижения скрытых, неблаговидных целей.

Матричная структура управле­ния — организация управления, со­четающая вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными.

Межличностные роли — дея­тельность менеджера, совмещающая функции руководства и лидерства. Менеджер формирует отношения внутри организации, представляет ее


в сторонних организациях (внешняя среда), подбирает и обучает сотруд. ников, координирует и мотивирует их деятельность по достижению целей Менеджер — нанимаемый за плату руководитель или управляю­щий для организации конкретной деятельности подчиненных ему ра­ботников и одновременного выпол­нения определенных управленческих функций.

Менеджмент — экономическое управление, опирающееся на соци­ально-экономические интересы; науч­ная концепция, одно из направлений науки.

Менталитет — образ мышления, господствующий в обществе.

Метод разработки управленчес­кого решения — способ практичес­кого и теоретического действия чело­века, направленный на достижение цели. Существуют разнообразные методы, в том числе: аналогии, ин­версии, мозговой атаки, морфологи­ческого анализа, фантазии.

Метод управления — способ воз­действия на человека и группу, кото­рый определяется выбором и исполь­зованием действующих рычагов и их ролью в деятельности человека.

Методология разработки управ­ленческого решения — рассмотре­ние во взаимосвязи этапов деятель­ности менеджера в процессе разра­ботки управленческого решения.

Методология управления — 1) ло­гическая схема действий, которая определяется пониманием путей, средств и возможностей достижения целей; умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зави­симости, раскрывающие содержание проблем, подсказывающие пути их решения; 2) умение видеть, распозна­вать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые раскрывают со­держание проблем и подсказывают пути их решения.

Методы управления конфлик­тами — на практике менеджеры применяют организационно-структур­ные, административные и межлично­стные методы. Организационно-структурные методы управления кон-


фликтами связаны с проведением изменений в структуре организации; административные — предполагают активное вмешательство в процесс администрации или ее представите­лей; межличностные методы основа­ны на уклонении от конфликта, про­тивоборстве, компромиссе, приспо­соблении, сотрудничестве и ряде других способов.

Механизм антикризисного управ­ления — совокупность средств и ме­тодов воздействия на деятельность людей, способствующих развитию инициативы, улучшению ориентации и оптимизму в критических ситуаци­ях, интеграции по ценностям профес­сионализма, коллективизма.

Механизм управления — совокуп­ность рычагов воздействия, позволяю­щих согласовывать деятельность лю­дей. Рычагами воздействия выступают качества человека, которые определя­ют возможность и эффективность де­ятельности (интересы, мотивы, стиму­лы, ценности, установки и др.).

Механизм управления иннова­циями — комплекс средств воздей­ствия, позволяющих осуществить не­обходимые изменения и достичь по­ставленных целей развития.

Механистический подход — рас­смотрение явлений и процессов без использования понятия среды.

Миссия организации — совокуп­ность концептуальных положений, раскрывающих в обобщенной форме предназначение организации.

Модель мотивации — мысленный или описанный менеджером образец процесса мотивирования деятельнос­ти человека. Поскольку деятельность является предметом мотивирования, важно уметь выделять те факторы, которые могут рассматриваться в дан­ном случае как приоритетные.

Модель Портера — Лоулера — процессуальная концепция мотива­ции, включающая элементы теорий ожиданий и справедливости, объяс­няет, что достигнутые результаты за­висят от усилий и способностей ра­ботника, осознания им своей роли.

Мозговая атака — методика сти­муляции творческой активности и про-


дуктивности, исходящая из предполо­жения, что при обычных приемах об­суждения и решения проблем возник­новению новаторских идей препятству­ют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотип­ных форм принятия решений.

Мониторинг кризисных ситуа­ций — процесс отслеживания веро­ятности и реальности наступления кризиса, своевременного обнаруже­ния и распознавания его причин.

Морфологический анализ — эк­спертный метод изучения всех воз­можных комбинаций развития отдель­ных элементов исследуемой системы. Мотив — побуждения к деятель­ности, связанные с удовлетворением потребностей субъектов.

Мотивационный менеджмент — тип управления, при котором при­оритеты отданы мотивированию эф­фективной творческой, созидатель­ной и профессиональной деятельно­сти человека.

Мотивация — побуждение чело­века или группы к активной и эффек­тивной деятельности, использование мотивов поведения в управлении де­ятельностью.

Мотивирование — функция управ­ления, проявляющаяся в побуждении работника к трудовой деятельности.

Наука менеджмента — одна из форм общественного сознания, дея­тельность по получению нового знания и ее результатов в сфере управления. Научная организация управле­ния — форма организации целенап­равленного воздействия, согласую­щего совместный труд людей на базе преобразования научных знаний в инновации.

Недостатки матричной структу­ры управления — сложная структура соподчинения; возможность появле­ния нездорового соперничества меж­ду руководителями программ; необхо­димость контроля за соотношением сил между задачами управления по целям; трудность овладения навыками работы по новой программе.

Неопределенность — ситуация, когда полностью или частично отсут-



ствует информация о возможных со­стояниях системы и внешней среды, когда возможны те или иные непред­сказуемые события.

Неформальный лидер — работ­ник, авторитет и влияние которого в коллективе обусловленны отношением к нему его членов, а не положением в структуре управления организацией.

Нововведение — процесс созда­ния, распространения и использова­ния новшества, удовлетворяющего те или иные общественные потребности.

Нормирование времени — про­цесс разработки нормативов и уста­новления норм времени.

Обмен информацией — взаим­ная передача информации между субъектами для уточнения и обогаще­ния знаний с учетом их отношений, установок, целей, намерений.

Образование — формирование профессионала в категориях культуры.

Объект управления — социаль­но-экономическая система, функцио­нирование и развитие которой опре­деляется процессами управления.

Объект управления — 1) соци­ально-экономическая система, функ­ционирование и развитие которой оп­ределяется процессами управления; 2) социально-экономическая система, воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности в соответ­ствии с целью существования, функ­ционирования и развития.

Объем информации — величина, связанная с числом возможных вари­антов выбора в системе. Если, допу­стим, имеется выборка при восьми возможных вариантах, то существую­щая неопределенность будет равна 3 битам. После четырех выборок не­определенность уменьшится до 2 бит. Две следующие выборки уменьшат неопределенность до двух возможных вариантов, а неопределенность — до 1 бита. В последнем случае, когда су­ществуют два допустимых варианта, проведение одной выборки исключа­ет неопределенность и сводит энтро­пию к нулю.

Обязанности — совокупность функций и полномочий, обязательных для их выполнения.


Опасение — психическое состоя­ние человека, характеризующееся предчувствием какого-либо отрица­тельного явления или воздействия.

Операторный труд — вид трудо­вой деятельности, связанный с техни­ческим исполнением определенных стереотипных операций в производ­ственном процессе.

Оптимальное управление — вы­бор управляющих параметров, кото­рые обеспечивают наилучшее с точ­ки зрения заданного критерия про­текание процесса (поведение системы).

Организатор — руководитель, организующий работу коллектива, производства.

Организационная структура управления — упорядоченная сово­купность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функци­онирование и развитие организации как единого целого.

Организационно-правовые доку­менты — комплекс документов, со­держащих правила, нормы, положе­ния, устанавливающие статус органи­зации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности.

Организационные методы управ­ления — приемы и способы воздей­ствия субъекта управления на объект управления посредством силы и ав­торитета власти — законов, указов, постановлений, приказов, распоряже­ний и т.д.

Организационные способы моти­вации — способы воздействия на лю­дей, в основе которых лежат принци­пы организованности, порядка и ответ­ственности. К ним относятся: прямое административное указание; дисцип­лина; административная ответствен­ность; взыскание; поощрение.

Организация — 1) объединение людей, совместно реализующих не­кую программу и действующих на основе определенных принципов и правил; 2) одна из функций менедж­мента, заключающаяся в упорядоче­нии деятельности людей путем уста­новления регламентов, нормативов,


дисциплинарных требований и ответ­ственности.

Организация делового совеща­ния — совокупность требований по подготовке и проведению, определе­нию цели и задач, составу участни­ков, времени, форме и условиям про­ведения, регламенту, информации, ведению протокола, принятию реше­ния или рекомендаций, контролю.

Организация разработки управ­ленческого решения — совокуп­ность процессов или действий, осуще­ствляемых для разрешения проблемы и увязанных во времени и простран­стве, по ресурсам и исполнителям.

Организация управления — рас­пределение обязанностей и ответ­ственности по функциям и полномо­чиям деятельности посредством рег­ламентов и нормативов, инструкций и рекомендаций.

Организация управленческой деятельности — приведение трудо­вой деятельности в определенную систему, которая обеспечивает дос­тижение максимально возможного полезного эффекта с учетом конкрет­ных условий.

Органический подход — рас­смотрение явлений и процессов на основе четких представлений о функ­циях организации по отношению к своим частям и системе, частью ко­торой она сама является, а также собственных целей.

Основные характеристики типа процесса управления — соответ­ствие конкретным обстоятельствам и критериям эффективности (экономия времени, своевременность, качество решения и т.п.).

Особенности управленческого труда — предмет и продукт; интел­лектуальность; информационная обус­ловленность; профессионализм; со­циальная значимость и др.

Ответственность — форма зависи­мости в условиях разделения деятель­ности, определяющая меру порицания при невыполнении или недостаточном выполнении функций и обязательств, полномочий и ожиданий.

Отдел — наименование структур­ного подразделения в организациях.


Открытый конфликт — конфликт, в котором явно выражено противо­стояние сторон.

Оценка — отношение к челове­ческой деятельности (явлению, пове­дению), установление ее значимости, соответствия определенным нормам и принципам.

Оценка эффективности управ­ления — результат определения и анализа процесса управления органи­зацией посредством синтетических показателей: интенсивности (соизме­рение усилий и времени); производи­тельности (соизмерение результата и времени) и эффективности (соизме­рение усилий и результата).

Парадигма — совокупность тео­ретических предпосылок, определяю­щих конкретное научное исследова­ние и признанных научной обще­ственностью на данном этапе.

Параметр — показатель, характе­ризующий систему.

Персонал — группа работников, сформированная по принадлежности к определенным видам профессио­нальной деятельности.

Персонализация управления — максимально возможный учет инди­видуальных способностей, интересов и профессиональных возможностей персонала.

Персонификация управления — отождествление стратегии, стиля и от­ветственности с персоной менеджера.

Планирование — функция

управления, связанная с разработ­кой показателей трудовой деятель­ности, формированием разнообраз­ных планов.

Планирование времени менед­жера — распределение времени между видами работ, проблемами или событиями.

Поисковый тип процесса управления — тип управления, при котором цель ясна, но трудно оце­нить существующую ситуацию отно­сительно цели и выявить проблемы и пути их решения. Разработка уп­равленческого решения осуществля­ется для выработанной цели и пос­ледовательного уточнения ситуации и проблемы.





Показатель — характеристика ка­кого-либо свойства, аспекта, стороны оцениваемого объекта.

Полномочия — 1) организационно закрепленное за должностным лицом или коллегиальным органом право на принятие решений, которое признано и принято исполнителями и составля­ющее основу управленческой деятель­ности; 2) право на принятие решений.

Полномочия — 1) совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно прини­мать решения, отдавать распоряжения и осуществлять различные действия в интересах организации; 2) совокуп­ность прав на принятие решений.

Полномочия в структуре управ­ления — совокупность прав на при­нятие тех или иных решений.

Поощрение — позитивное воз­действие на личность, воспринимае­мое как положительный стимул, спо­собствующее возникновению чувства удовлетворенности, самоуважения, гордости.

Потенциал — совокупность нахо­дящихся в распоряжении организа­ции ресурсов, имеющих определяю­щее значение для возможностей и границ его функционирования в тех или иных условиях.

Потребитель — 1) физическое или юридическое лицо, использую­щее товары и услуги для удовлетво­рения своих нужд; 2) физическое или юридическое лицо, потребляющее то­вары, услуги, сырье, материалы.

Потребности — нужда, приняв­шая специфическую форму в соответ­ствии с культурным уровнем и лично­стью человека, условиями проявле­ния нужды.

Потребность в диверсифика­ции управления — ответная реак­ция системы управления на изме­нения в структуре интересов потре­бителей.

Практика — 1) критерий истинно­сти и основа развития теории; 2) спе­цифический, свойственный человеку способ отношения к миру, основа по­знавательной деятельности.

Предмет конфликта — противо­речие между конфликтующими сторо-


нами относительно цели, способу ее достижения и т.п.

Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, производя­щий продукцию, выполняющий рабо­ты и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных по­требностей и получения прибыли.

Предупреждение конфликтов — создание производственных условий и психологической атмосферы в кол­лективе, снижающих вероятность воз­никновения конфликтов.

Преобразование — действия субъекта управления, позволяющие переводить объект из одного состо­яния в другое, результат проектиро­вания чего-либо.

Признаки корпорации — факторы объединения деятельности, внешняя среда, ресурсный потенциал, качество персонала, развитость корпоративных свойств и коммуникаций и т.д.

Признаки менеджмента — выте­кают из области и условий деятельно­сти; организационных форм управле­ния; требований к менеджеру и пер­соналу управления; организационных приоритетов; стиля управления; лич­ностного фактора и внешней среды.

Признаки неформального управ­ления — человеческие неформаль­ные отношения; групповая интегра­ция; лидерство; авторитет и т.п.

Признаки типологического ана­лиза — дуалистический подход к вы­делению типов управления и много­факторная (многокритериальная) дифференциация разновидностей управления.

Признаки формального управ­ления — организационные положе­ния и официальная структура взаимо­отношений; средства администриро­вания (приказ, распоряжение, требо­вания и т.п.); жесткий контроль и строгая дисциплина.

Принуждение — создание усло­вий деятельности человека, при кото­рых он вынужден делать что-то воп­реки своей воле, интересам и целям.

Принципы менеджмента — науч­ность и искусство; функциональная специализация и универсализация; единство прав и ответственности; це-


ленаправленность, последовательность управленческих действий; максималь­ное вовлечение исполнителей в приня­тие решений; состязательность.

Принципы общения — основные правила, обусловленные сложностью и многоплановостью процесса уста­новления и развития контактов меж­ду людьми, порождаемого потребно­стями совместной деятельности и включающего в себя обмен информа­цией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и пони­мание другого человека.

Принципы ранжирования це­лей — важность для организации; последовательность достижения; сро­ки достижения; выгода, ожидаемая в процессе реализации.

Принципы стратегического ме­неджмента — научно-аналитическое предвидение и разработки стратегии; учет и согласование внешних и внут­ренних факторов развития организа­ции; соответствие тактики и стратегии управления организацией; приоритет­ность человеческого фактора в стра­тегии и тактике развития организации; определенность стратегии и организа­ции стратегического контроля.

Принципы управления — основ­ные правила, которые должны со­блюдаться персоналом управления при принятии решений в определен­ных условиях и на соответствующих уровнях.

Принятие решения — мысли­тельный процесс, который охватыва­ет всю деятельность по решению той ' или иной проблемы (задачи); итера­тивная процедура, каждый цикл кото­рой включает несколько последова­тельных этапов.

Приоритет — первенство по вре­мени в осуществлении какого-либо действия; предоставление преиму­ществ некоторым решениям по отно­шению к другим.

Природа — совокупность процес­сов вне воздействия человеческой деятельности.

Проблема — 1) осознание субъ-:том невозможности разрешить удности и противоречия, возник­аю в данной ситуации, средствами


наличного знания и опыта; 2) реаль­ное противоречие, требущее своего разрешения.

Проект — комплекс работ, ориен­тированных на достижение конечно­го результата, который можно пред­ставить в завершенном виде относи­тельно цели управления.

Проектная группа — совокуп­ность специалистов, занятых выпол­нением проектных работ.

Производство — процесс создания материальных благ, без которых невоз­можно само существование людей.

Противоречие — наличие двух высказываний, из которых одно — от­рицание другого; утверждение о тож­дестве заведомо различных объектов. Противоречие указывает либо на по­рочность логики рассуждения, либо на несовместимость посылок, поло­женных в основу этого рассуждения. Профессиограмма — докумен­тальное отражение основных профес­сиональных требований и особенно­стей профессии.

Профессионализация управле­ния — объективная потребность и необходимость, обусловленные слож­ностью и масштабами' жизнедея­тельности организации в условиях постоянной экономической неопре­деленности.

Профессионализм — характери­стика деятельности человека, отража­ющая его способность успешно ре­шать проблемы, опираясь на приоб­ретенные знания, навыки, опыт, освоенную методологию.

Профсоюзы — массовые организа­ции, объединяющие работников, свя­занных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфе­ре обслуживания и культуры.

Процесс — последовательность действий, из которых формируется воздействие.

Процесс конфликта — последо­вательная смена протекающих и вза­имосвязанных во времени и про­странстве отношений между конф­ликтующими сторонами.

Процесс управления — последо­вательность действий, из которых формируется воздействие.




Процессуальная концепция мо­тивации — теоретические воззрения, построенные с учетом того, как чело­век распределяет свои усилия в про­цессе деятельности и как выбирает конкретный вид поведения.

Психологические особенности взаимоотношений — качества, обу­словленные различиями в характе­рах, мотивах, потребностях, ценнос­тях людей. В определенных услови­ях эти различия могут вызывать ухудшение психологической атмос­феры в коллективе, усиливать прояв­ление симпатий и антипатий, нару­шать коммуникации.

Развитие — совокупность измене­ний, ведущих к появлению нового ка­чества и укрепляющих жизнестойкость системы, ее способность противосто­ять воздействиям внешней среды.

Развитие менеджмента — дина­мичный процесс, характеризующийся совершенствованием всех основных его характеристик и отражающий рост эффективности.

Развитие фирмы — процесс ста­новления и достижения определен­ного качества на пути к поставлен­ной цели.

Разделение труда — 1) диффе­ренциация трудовой деятельности в процессе общественного развития; 2) форма организации труда, при ко­торой трудовой процесс делится на отдельные элементы (функции), каж­дый из которых выполняется группой или отдельными работниками.

Разработка управленческого решения — последовательные дей­ствия, состоящие в выявлении того, что необходимо сделать, чтобы устра­нить, предотвратить, изменить и раз­работать конкретные меры для дос­тижения поставленной цели.

Разработка цели — выбор дей­ствий, связанных с приближением иде­алов, к которым стремится организация.

Разрешение конфликтов — пре­кращение противоборства конфликту­ющих сторон в результате поиска приемлемого решения проблемы.

Ранжирование целей — опреде­ление приоритетности целей в соци­ально-экономической системе.


Распорядительные полномо­чия — совокупность прав должност­ного лица принимать решения, обя­зательные для исполнения теми, кого они касаются.

Распределение времени — пла­нирование, предусматривающее: при­ем посетителей, регулярные совеща­ния, периодические отчеты высшему руководству и постоянные обходы подчиненных.

Рациональная организация уп­равленческой деятельности — ра­зумный выбор типа организации управления или их интеграции в це­лях максимизации прибыли, богат­ства и благосостояния.

Реальная власть — власть, обу­словленная авторитетом и добросо­вестным подчинением, местом чело­века в официальной и неформальной системе отношений.

Регламентация — часть органи­зации процесса управления, связан­ная с разработкой и установлением правил по регулированию порядка проведения какой-либо работы или деятельности.

Регулирование — функция управления, обеспечивающая под­держание внутренней стабильности, устранение отклонений в тех про­цессах, которые определяют само существование системы, ее целост­ность и строение.

Результат — выход системы, воз­действие ее функционирования на внешнюю среду.

Результат управления — значе­ния выходных показателей объекта управления.

Рекомендательные полномо­чия — совокупность прав по выраже­нию в письменной или устной форме предложений или советов при обсужде­нии и изучении того или иного вопроса.

Ресурсы — средства, ценности, запасы, возможности.

Решение — 1) акт выбора одной или нескольких альтернатив из мно­жества возможных вариантов; 2) вы­бор альтернативы из множества ва­риантов действий для достижения поставленной цели; 3) социально-психологический акт выбора одной


или нескольких альтернатив из мно­жества возможных вариантов.

Риск — возможность наступления событий с отрицательными послед­ствиями в результате определенных решений или действий.

Роли по принятию решений — деятельность менеджера, связанная с определением направлений функци­онирования и развития организации, изысканием и распределением ре­сурсов, ведением переговоров.

Роль менеджера — способ по­ведения менеджера для обеспече­ния эффективной деятельности организации.

Руководитель — 1) лицо, отвеча­ющее за конкретный объект управле­ния, имеющее в своем подчинении работников и наделенное правами и полномочиями по принятию управ­ленческих решений и руководству по их реализации; 2) лицо, отвечающее за конкретный хозяйственный объект (участок) в системе управления и имеющее в своем подчинении кол­лектив работников, наделенное пра­вами и полномочиями по принятию и руководству реализацией управлен­ческих решений.

Рынок — сфера товарного обра­щения, где формируются спрос, предложение, цена на товары.

Сбыт — реализация готовой про­дукции (услуг).

Свойство информации — катего­рия, выражающая стороны информа­ции, которые обусловливают ее отли­чие от других понятий. Основными свойствами информации являются: материальность; накопление; количе­ственная и качественная определен­ность; превращение в знания; содер­жательность; обрабатываемость, сред­ство коммуникации; неизменность объема при использовании; превра­щение в товар.

Связи структуры управления — отношения между звеньями и элемен­тами, имеющие линейную, функцио­нальную, горизонтальную и вертикаль­ную направленность и характер.

Сетевой график — графическая модель, отображающая технологичес­кую последовательность и взаимо-


связь работ, выполнение которых не­обходимо для достижения поставлен­ной цели.

Система — множество взаимо­действующих элементов, находящих­ся в отношениях и связях друг с дру­гом, составляющих целостное обра­зование.

Система методов управления — совокупность организационных, эконо­мических и социально-психологических способов воздействия на человека.

Система работы с кадрами — совокупность логически и организа­ционно взаимосвязанных действий, обеспечивающих реализацию целей кадровой политики.

Система управления — совокуп­ность действий, определяющих реаль­ность управленческой деятельности.

Система целей — упорядоченная совокупность взаимосвязанных целей (общих и специфических) социально-экономической системы.

Ситуация — 1) система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность; 2) состояние управ­ляемой системы, оцениваемое отно­сительно цели.

Скрытый конфликт — конфликт, в котором отсутствует явно выражен­ное противостояние сторон.

Сложность — совокупность харак­теристик факторов внешней среды организации.

Служба — совокупность звеньев управления, обычно структурных под­разделений, интегрированных в фун­кциональную подсистему управления.

Согласительные полномочия — совокупность прав высказывать свое мнение по решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональ­ных полномочий.

Согласование — выбор необхо­димых действий, их комбинирование, определение последовательности, корректировка.

Согласование методологии и организации управления — обеспе­чение слаженности и организованно­сти в управлении за счет понимания путей, средств и возможностей дос­тижения целей.





Содержание — совокупность вза­имодействий различных сторон и свойств предмета, его функций.

Содержательная концепция мо­тивации — теоретические воззрения, построенные на анализе потребнос­тей и выявлении их роли в деятель­ности человека.

Сознание — специфически чело­веческая форма идеального отраже­ния и духовного освоения действи­тельности.

Соотношение интеграции и дифференциации — показатель, ха­рактеризующий искусство менеджера в построении организационных струк­тур управления и распределении пол­номочий.

Сохранение и повышение потен­циала кадров — этап процесса управления персоналом, состоящий из профессиональной адаптации, обу­чения, оценки трудовой деятельности, перемещения работников, подготовки руководящих кадров и управления продвижением по службе.

Социальная ответственность -необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия, связан­ные с репутацией организации.

Социальная технология — эле­мент механизма управления, сред­ство перевода абстрактного языка науки на конкретный язык практики управления.

Социально-психологическая ком­петентность — способность челове­ка эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

Социально-психологические ме­тоды управления — способы воз­действия на объект управления, ос­нованные на использовании социаль­но-психологических факторов и направленные на управление соци­ально-психологическими отношения­ми, складывающимися в коллективе, в целях достижения поставленных перед организацией задач.

Специализация труда — закреп­ленные за работниками, подразделе­ниями, службами определенные виды деятельности (работ, функций) или объекты управления.


Специалист — индивид, облада­ющий специальными знаниями и на­выками в какой-либо отрасли произ­водства или сфере деятельности.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного вы­полнения той или иной деятельности.

Способы моральной мотива­ции — способы воздействия на людей, основу которых составляют нормы, принципы, правила поведения и само человеческое поведение, а также чув­ства и суждения, относящиеся к обла­сти отношений индивидуумов друг с другом и с общественными целями.

Спрос — стоимостное выражение общественной потребности в товарах и услугах; общественная или личная потребность в материальных благах и услугах, средствах производства и предметах потребления.

Среда — условия, окружение фун­кционирования предприятия.

Среда косвенного воздей­ствия — совокупность факторов, ока­зывающих опосредованное влияние на операции и деятельность организации.

Среда прямого воздействия — совокупность факторов, непосред­ственно влияющих на операции орга­низации и ее деятельность.

Средства воздействия — сово­купность способов влияния на дея­тельность человека, согласующих его труд с деятельностью других людей и ведущих к достижению общей цели или общего результата. Средства воздействия подразделяют на орга­низационные, социально-психологи­ческие и экономические.

Средства мотивации — совокуп­ность организационных, экономичес­ких и социально-психологических способов воздействия на человека с целью активизации его творческих усилий для достижения целей.

Средства учета времени — конт­роль и анализ на базе дифференциро­ванной по категориям классификации учета рабочего времени, построенной по: методу и способу наблюдения; со­держанию изучаемых затрат времени; объему наблюдения; форме записи ре­зультатов наблюдений.


Стадии конфликта — возникно­вение конфликтной ситуации, конф­ликта, кризис в отношениях, заверше­ние конфликта.

Стиль управления — вид распре­деления полномочий по принятию ре­шений между менеджером и находя­щимися в его подчинении; способы воздействия с целью получения необ­ходимых результатов.

Стимул — заинтересованность человека в выполнении какой-либо работы, достижении цели или резуль­тата; воздействие, обусловливающее динамику социально-психологических состояний субъекта.

Стимулирование — функция уп­равления, проявляющаяся в поощре­нии повышения трудовой активности работников и коллективов.

Стратегическая программа — совокупность взаимосогласованных стратегических решений по основным направлениям деятельности и разви­тия организации, определяющих ее внутреннее и внешнее поведение.

Стратегический менеджмент — тип управления, при котором при­оритет отдается стратегии, оказыва­ющей определяющее влияние на ха­рактеристики управления (структуру, функции, информационные техноло­гии и т.п.).

Стратегия — определенные на­правления деятельности организации.

Стратегия менеджмента — на­правление развития организации в соответствии с поставленной целью.

Стратегия развития — процесс, в котором увеличиваются возможности индивида удовлетворять свои и дру­гих людей желания.

Стратегия развития организа­ции — генеральный план действий, определяющий приоритеты стратеги­ческих задач, и последовательность действий по их достижению, необхо-. димые ресурсы.

Стратегия управления — концеп-; ция достижения целей, решения про-; блем, распределения ресурсов организации (региона, отрасли и т.д.).;

Структура — состав управляемых звеньев как объекта управления соци ально-экономической системы.


Субъект решения — лицо, прини­мающее решение, которым может быть один человек или группа, кол­лектив, организация.

Субъект управления — источник воздействия, звено системы управле­ния, персонифицирующее воздей­ствие; часть социально-экономичес­кой системы, осуществляющая воз­действие на систему в целом.

Сущность — характеристики, вы­ражающие относительно устойчивые внутренние связи, присущие данному предмету и объединяющие воедино его различные стороны.

Тактика менеджмента — сово­купность управленческих решений, отражающих лучший результат осу­ществления стратегических целей.

Тактика управления — конкрет­ные пути и этапы реализации страте­гии управления.

Тезаурус — сборник терминов и их понятий в определенной области зна­ний, используемых специалистами в различных информационных системах при реализации функций управления.

Тенденции — 1) направление раз­вития социально-экономической сис­темы и ее компонентов во времени и пространстве; 2) направление, в ко­тором совершается развитие какого-либо явления.

Теория — форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Теория ЕВС Альдерфера — ва­риант содержательной концепции мо­тивации, построенной на базе трех групп потребностей: существования, связи и роста, расположение которых носит иерархический характер. Со­гласно данной концепции, в отличие от теории А. Маслоу, движение по удовлетворению потребностей идет в обе стороны.

Теория Маслоу — вариант содер­жательной концепции мотивации, по­строенной на базе иерархии потреб­ностей: первичных и вторичных, дос­тижение которых возможно благодаря определенным способам. Обосновы­вая свою теорию, А. Маслоу не учиты­вал действие ситуационных факторов





и настаивал на том, что потребности выступают как мотивы, в строгой пос­ледовательности снизу вверх.

Теория ожиданий Врума — про­цессуальная концепция мотивации, построенная не только на осознанных потребностях, но и надежде на спра­ведливое вознаграждение усилий ра­ботника.

Теория приобретенных потреб­ностей Макклелланда — вариант со­держательной концепции мотивации, в которой выделяются три вида потреб­ностей (достижения, соучастия и вла­ствования) в деятельности человека, приобретенные под влиянием жизнен­ных обстоятельств, опыта и обучения.

Теория справедливости — про­цессуальная концепция мотивации, согласно которой люди определяют соотношение вознаграждения и за­траченных усилий, а потом сравнива­ют лучший результат с вознагражде­нием других людей, выполнявших аналогичную работу.

Территориальное управление — процесс управления, осуществляемый по отношению к объектам, располо­женным на определенной территории.

Технократия — слой высококва­лифицированных специалистов, при­нимающих участие в управлении про­изводством, в разработке и осуще­ствлении экономической политики государства.

Технология — совокупность мето­дов обработки, изготовления, изме­нения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабрика­та, осуществляемых в процессе про­изводства.

Технология управления

1) комплекс методов по обработке управленческой информации с целью принятия, фиксаций и реализации уп­равленческих решений; 2) комплекс последовательно осуществляемых операций, приемов, методов форми­рования и осуществления воздей­ствия на управляемый объект.

Течение трудового процесса — совокупность действий исполнителя или группы исполнителей по преобра­зованию предметов труда в продукт, выполняемых на своих рабочих местах.


Тип процесса управления

типологическая разновидность пост­роения и реализации процесса управления.

Тип управления — единица в типологии менеджмента; тип управ­ления с существенными качествен­ными признаками, например управ­ление проектом, управление по ре­зультатам.

Типологические характеристики менеджмента — наиболее важные, отличительные свойства и качества управления, дающие основание для отнесения к тому или иному типу менеджмента.

Типология менеджмента — упо­рядоченное разнообразие управле­ния; выделение различных вариантов его построения по определенным об­разцам.

Типы организации управле­ния — линейный, функциональный, линейно-функциональный (штабной), матричный, программно-целевой.

Топ-менеджер — руководитель высшего звена управления, занятый творческим, креативным трудом, от­вечающий за постановку целей орга­низации, разработку ее стратегии, принятие глобальных решений.

Требования — критерии контро­ля — качественная и количественная оценка недостатков, достоверность недостатков.

Трудоемкость — экономический показатель, характеризующий затра­ты рабочего времени на выполнение определенной работы.

Управление — целенаправленное воздействие, необходимое для со­гласования совместной деятельнос­ти людей.

Управление проектом — тип управления, требующий определен­ной комбинации всех его параметров: структуры системы управления, рас­пределения функций, механизма управления.

Управление развитием — приоб­ретение необходимого потенциала для улучшения качества, определяю­щего усиление и устойчивость жизне­деятельности социально-экономичес­кой системы.


Управление функционировани­ем — поддержание жизнедеятельно­сти, сохранение режима; реализация всех производственных функций, оп­ределяющих деятельность организа­ции в рамках достигнутого качества.

Управленческий труд — вид про­фессиональной деятельности, связан­ный с функционированием и развити­ем социально-экономической системы.

Управленческое решение — процесс и акт решения проблемы (разрешения противоречия) в совме­стной деятельности людей, ведущие к достижению цели.

Управляющий — лицо, осуществ­ляющее руководство административ­но-хозяйственной деятельностью на каком-либо предприятии.

Уровень жизни — социально-эко­номическая категория, характеризую­щая степень удовлетворения матери­альных, духовных и культурных по­требностей людей.

Уровень конфликта — степень напряженности, выражающаяся в ко­личестве неудовлетворенных работ­ников в коллективе.

Уровень управления — ступень в иерархии организационной системы управления.

Уровень управляемости — кон­тур управления, объединяющий зве­нья управления в управленческую структуру и обладающий определен­ной самостоятельностью.

Уровни управления — иерархи­ческая последовательность в системе управления в зависимости от подчи­ненности.

Условия инновационного разви­тия — совокупность факторов, спо­собствующих творчеству и реализа­ции прогрессивных интеллектуальных решений.

Участник делового совеща­ния — лицо, принимающее непо­средственное участие в деловом со­вещании.

Фактор — причина, источник воз­действия на систему, определяющий ее состояние.

Факторы интеграции — цели, интересы, ресурсы, коммуникации, разделение и специализация.


Факторы организации делового совещания — движущие силы, опре­деляющие характер или отдельные черты делового совещания как про­цесса. К ним относятся: цель, состав участников, обсуждаемые задачи, си­туация, информация.

Факторы профессионализации менеджмента — профессиональная подготовка менеджера, профессиона­лизм персонала управления, органи­зационные и социально-экономичес­кие условия. Факторы стиля управле­ния — совокупность факторов лично­сти менеджера, факторов коллектива, в котором он работает, и характера управленческой деятельности, кото­рую он осуществляет.

Факторы формирования лично­сти менеджера — индивидуальные личные качества, образование и куль­тура, освоенный опыт.

Факторы человеческого капита­ла — централизация и децентрализа­ция управления, интеграция и диф­ференциация, коллективизм и инди­видуализм, экономия и экология персонала, политика и экономика.

Факторы эффективного контро­ля — способность отражать и поддер­живать цели и намерения; измерение и оценивание действий, этапов, про­цессов; своевременность, объектив­ность и гибкость; доступность прове­дения и экономичность и др.

Факторы эффективности реше­ния — причины, обусловливающие воздействие на проблему и ее прак­тическое разрешение. К ним относят­ся: научные подходы; информация; методы анализа, прогнозирования, моделирования и обоснования; струк­туризация проблемы и построение дерева целей; обеспечение сравни­мости вариантов решений и правовой обоснованности принимаемого реше­ния; ответственность и мотивация; механизм реализации решения.

Факторы эффективности управ­ления — использование ресурсов (структура, качество ресурсов, их эко­номия в процессах управления, воз­можность пополнения и накопления); время (своевременность принятия тех или иных решений, экономия вре-


мени, использование новых техноло­гий и потенциала персонала, способ­ность решать задачи профессиональ­но и оперативно); целенаправлен­ность управления (реальность и зна­чимость цели, в соответствии с которой рассматривается результат деятельности менеджера, стратегия, учет рыночных процессов экономи­ческого развития).

Факторы, влияющие на измене­ние стиля управления — личность менеджера; интересы и потребности подчиненных; цели работы, ее слож­ность и ограничения во времени; про­странственная ситуация.

Факторы, обусловливающие цели в управлении — место и роль организации в общественной системе; характер производственного потенци­ала; интересы собственников; интере­сы потребителей; интересы персона­ла; интересы местных властей.

Факторы, определяющие выбор формального или неформального управления — качество персонала; личность менеджера; тип управления; интересы, ценности и мотивы людей; социально-психологический климат.

Форма — относительно устойчи­вая внутренняя структура предмета, обнаруживающаяся и в его внешней организации.

Форма контроля — внешнее вы­ражение содержания контроля. В соответствии с этим различают контроль: внешний; внутренний; фи­нансовый; бухгалтерский; админист­ративный; санитарный и т.д.

Формальная власть — власть должности, обусловленная официаль­ным статусом лица в структуре управ­ления организации.

Формальный лидер — должност­ное лицо, авторитет и влияние кото­рого обусловлены служебным поло­жением в организации.

Формирование кадров органи­зации — формирование коллектива организации или какого-либо ее структурного подразделения.

Формирование личности — раз­витие индивида в процессе обще­ственной практики в единстве с лич­ными переживаниями.


Формирование стиля управле­ния — возникновение и развитие при­оритетов и ориентиров в деятельнос­ти менеджера и персонала управления.

Функции документа — основание для принятия управленческих реше­ний, свидетельство принятого реше­ния и его исполнения, источник для обобщений, отчетов и т.п.

Функции менеджмента — опре­деленный вид управленческой дея­тельности, объективно необходимой для обеспечения целенаправленного воздействия на объект управления.

Функции целей управления — выражение предназначения организа­ции; определение основных направ­лений развития организации; опреде­ление


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: