управления — организация управления, в соответствии с которой деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг, группам получателей или географическим регионам.
Динамизм — ход развития и изменения факторов внешней среды, влияющих на деятельность организации.
Дифференциация — разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени.
Документ — материальный носитель, содержащий зафиксированную информацию и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.
Документационное обеспечение процесса управления — документация организации отражает всю полноту его деятельности, охватывая все основные функции и задачи ее функционирования и управления. Исследования свидетельствуют, что в общем объеме документооборота около 45% составляют входящие документы, 35 — исходящие и около 20% — внутренние.
Должность — первичный элемент в организационной структуре управления, определяемый задачами, правами и обязанностями и обусловленный формами разделения труда в системе управления.
|
|
Достоверность информации — информация, истина которой обоснована каким-либо образом. В управлении недопустимо использование недостоверной и неточной информации. Если информация является недостаточной и приблизительной, возможно принятие решения с катастрофическими последствиями. Однако абсолютно достоверной и точной информации не •существует, а приближающаяся к ней информация быстро устаревает. Недостоверность информации обусловливается не только источниками ее получения, неправильной или неэффективной методикой ее обработки, но и целевыми установками ее преобразования, интерпретацией применения.
Достоинства матричной структуры управления — позволяют быстро реагировать и адаптироваться к изменениям как во внешней, так и во внутренней среде; ликвидировать промежуточные структурные звенья при оперативном управлении программами; усилить личную ответственность руководителей; организовать четкое взаимодействие в систе-
ме управления и применять его современные методы.
Завершение конфликта —
процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.
Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.
Затраты времени — количество времени, которое необходимо для выполнения тех или иных работ.
Звено — элемент системы, в качестве которого может выступать организация, структурное подразделение или отдельный работник.
|
|
Звено управления — элемент системы, в качестве которого может выступать организация, структурное подразделение или отдельный работник. Звенья структуры управления организацией — элемент системы, в качестве которого может быть структурное подразделение или отдельный специалист.
Здравый смысл — совокупность общепринятых часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.
Иерархичность — характеристика системы, в которой все связи последовательно сходятся к одному звену — вершине системы.
Иерархия целей — декомпозиция системы целей в пространстве; последовательность уровней целей, вытекающая из дерева целей.
Изменение — перемена, видоизменение в социально-экономической системе. Наблюдается в темпах развития, структуре, механизме функционирования и т.п.; 2) переход социально-экономической системы из одного качественного состояния в другое.
Индивидуальное решение — управленческое решение, принятое тем или иным должностным лицом. Качество и эффективность такого решения во многом зависят от миропонимания лица, принимающего решение. Факторами,
влияющими на миропонимание, являются: исходные предпосылки (предметные и ценностные); предположения относительно элементов проблемы; познавательные стили; система познания.
Инновационный менеджмент — совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью организационных структур и их персоналом.
Инновационный потенциал — 1) совокупность ресурсов, определяющих появление новых продуктов и технологий и обеспечивающих развитие социально-экономической системы; 2) совокупность ресурсов, способных привести к созданию нового качества функционирования и развития социально-экономических систем, удовлетворяющих более высокие общественные потребности.
Инновационный проект — вложение средств в экономику, обеспечивающих смену поколений техники и технологий.
Интеграция — процесс объединения частей или элементов различных систем в целое для выполнения общих задач.
Интеллектуальный потенциал — уровень образования и культуры, потенциал интеллектуальной динамики; способность к обучению, саморазвитию; объем и структура фундаментальных знаний в профессиональной области и осознание практического опыта.
Интерес — стремление к удовлетворению потребности, обусловленное осознанием потребности и условий ее реализации.
Интересы — потребности, возникающие у людей и являющиеся причиной их действий.
Интуиция — специфическая способность, обусловленная природой творчества, момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения людей в процессе поиска решения задачи.
Информатика — научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также воп-
росы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием и использованием в различных сферах деятельности. Этим термином также обозначают информационную технологию, т.е. совокупность процессов сбора, хранения, поиска, переработки данных для получения информации, преобразования и использования ее.
Информационное обеспечение делового совещания — необходимое условие организации и эффективного проведения делового совещания. Информационное обеспечение управления — основной предмет труда руководителей, менеджеров и специалистов, содержащий сведения о состоянии управляемой системы и среды ее функционирования.
Информационные роли — деятельность менджера по розыску, приему, преобразованию и передаче информации посредством коммуникаций с подчиненными, партнерами и т.д.
|
|
Информационный аспект коммуникаций — характеризует процессы движения информации с целью уменьшения существующей неопределенности. Количество получаемой информации равно величине, на которую снизилась энтропия, т.е. степень неупорядоченности.
Информация — совокупность сведений о состоянии управляемой системы и внешней среды ее функционирования.
Инцидент — действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и являющиеся началом противостояния.
Искусство менеджмента — высокая степень умения и мастерства рационального управления в условиях экономической неопределенности. Использование времени — затраты времени на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг.
Исследование — функция управления, характеризующая познавательную деятельность и процесс выработки новых знаний.
Кадровая политика — стратегия, объединяющая различные формы, методы и модели кадровой работы в целях обеспечения миссии организации.
Качества лидера — образование, культура, профессиональная квалификация, жизненный опыт, отношение к людям, жизненная позиция, самоорганизация и др.
Качества личности — комплекс характеристик, определяющих поведение индивида в соответствии со своими социально-психологическими особенностями.
Качество — норма или образец, с которыми соизмеряется деятельность человека.
Качество персонала — обобщенная характеристика степени профессиональной подготовленности, общей культуры и социальной ответственности, обеспечивающих эффективное выполнение задач и достижение поставленных целей.
Качество управления — оценка процесса управления, управленческой деятельности, определяемая степенью достижения цели.
Квалификация — степень профессиональной готовности к выполнению каких-либо видов деятельности.
Классификация — упорядоченное распределение элементов некоторого множества по каким-либо существенным признакам и отнесение их к тому или иному классу, подклассу, группе.
|
|
Классификация информации — упорядоченное распределение информации по тем или иным признакам. Например, по содержанию информацию делят на экономическую, социальную, технико-технологическую, правовую, политическую и т.п.
Классификация решений — упорядоченное распределение решений по наиболее существенным признакам, применяемое для совершенствования их разработки.
Классификация стилей управления — упорядоченное разнообразие одномерных и многомерных стилей управления. Выделяют: автократический стиль, который предпочтителен
при управлении простыми видами деятельности, не требующими творчества; демократический стиль, подразделяющийся, в свою очередь, на консультативный и партисипативный, используемый для управления деятельностью, требующей творчества, и либеральный стиль, сочетающий попустительский и бюрократический типы управления. К многомерным относят: управленческую решетку Р. Блейка и Дж. Муттона, ситуационную модель Ф. Фидлера, теорию жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара, модель принятия решения Врума — Йеттона. Классификация целей — распределение целей социально-экономической системы в зависимости от избранных для этого признаков.
Клиент — постоянный покупатель или заказчик; лицо, пользующееся теми или иными услугами.
Количество информации — характеристика информации, поступающей к субъекту в виде сообщений, снижающих неопределенность в отношении ожидаемых событий. В качестве единицы количества информации используется двоичная единица измерения (от англ. ВК — бит, двоичный разряд).
Коммуникабельность — способность человека к общению, быстро, легко и непринужденно устанавливать контакт с другими людьми и удерживать их внимание. Это важное качество для каждого менеджера, работа которого постоянно связана с людьми. Проявляется оно в умении вызывать встречные стремления к общению, устранять возможные психологические барьеры, располагать к себе людей.
Коммуникации — 1) процесс взаимодействия людей посредством информации с участием тех человеческих качеств, которые определяют деятельное восприятие информации; 2) процесс обмена информацией в социально-экономической системе.
Коммуникационная сеть — средства и технологии передачи информации в социально-экономической системе.
Коммуникационная структура управления — организация связей и отношений между элементами и
уровнями системы управления, обеспечивающая получение необходимой информации самым экономичным путем.
Компетентность — 1) обладание комплексом знаний, навыков и информации для решения какой-либо проблемы; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.
Конверсия военной промышленности — перевод ресурсов и отраслей промышленности с производства военной на выпуск гражданской продукции.
Конкурент — 1) физическое или юридическое лицо (группа лиц), имеющее собственные специфические интересы в определенной сфере деятельности и осуществляющее деятельность в соответствии с этими интересами; 2) физическое или юридическое лицо, соперничающее в какой-либо сфере деятельности в соответствии с имеющимися специфическими собственными интересами.
Конкуренция — борьба между производителями за потребителя своей продукции, работы, услуги.
Конструктивный конфликт — конфликт, при котором разногласия затрагивают принципиальные стороны и проблемы жизнедеятельности членов коллектива, разрешение которых выводит коллектив на новый, более высокий и эффективный уровень функционирования и развития.
Контролирование — функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы, выявляющая отклонения и их причины.
Контроль — функция управления, предполагающая наблюдение за управляемыми процессами, проверку качества, установление отклонений, сбор необходимой информации для оценки ситуации.
Контрольно-отчетные полномочия — совокупность прав осуществлять проверку деятельности отдельных должностных лиц и организаций и на основе анализа представлять выводы и предложения.
Конфигурация цели — положение цели в процессе управления социально-экономической системой.
Конфликтная ситуация — ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких лиц, каждое из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы.
Концепция — система взглядов на те или иные явления.
Концепция управленческого решения — результат генерации ва- ■ риантов действий для успешного достижения цели.
Кооперация труда — форма труда, при которой осуществляется взаимный обмен промежуточными и конечными результатами деятельности между работниками персонала управления, подразделениями, службами.
Координационные полномочия — совокупность прав согласовывать от имени высшего руководства деятельность отдельных субъектов управленческой структуры.
Корпоративное управление — тип управления, построенный на приоритетных интересах акционеров, стратегии развития корпорации в целом и корпоративной культуре.
Корпорация — объединение или сообщество, созданное для реализации специфических интересов, которые отражены в нормах и принципах совместной деятельности.
Корректируемый тип процесса управления — тип управления, при котором осуществление каждого очередного этапа требует дополнительной корректировки предыдущего.
Кризис в отношениях — конфликтная ситуация, обостренная инцидентом, перерастающая в конфликт. Критерий — 1) признак, на основании которого производится оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов и явлений; 2) признак, на основе которого производится оценка состояния, действия, явления и т.п.
Критическая ситуация — состояние разрушения (например, домашних хозяйств, предприятий и организаций, культуры и образования, гибель природы).
Либеральный стиль управления — стиль управления, предполагающий сведение до минимума участия менеджера в принятии управленческих решений.
Лидерство — способность индивида убеждать и вести за собой людей с учетом их наклонностей и желаний.
Линейная структура управления — организация управления с прямым воздействием на производство и сосредоточением в одних руках всех функций руководства.
Линейно-функциональная структура управления — организация управления, при которой линейный руководитель принимает решения, опираясь на разработки функциональных служб и подразделений.
Линейный тип процесса управления — тип управления, при котором осуществление этапов происходит в строгой последовательности и имеется достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуации, проблемы и решения, уверенность в их осуществлении.
Личностное своеобразие — свойство индивида, которое находит свое выражение в стиле и манере поведения, чувствах и эмоциональности, восприятии жизненных ценностей и установок.
Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его как участника общественных отношений.
Манипулирование сознанием — неоправданное использование лучших человеческих качеств (патриотизм, творчество, самопожертвование и др.) для достижения скрытых, неблаговидных целей.
Матричная структура управления — организация управления, сочетающая вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными.
Межличностные роли — деятельность менеджера, совмещающая функции руководства и лидерства. Менеджер формирует отношения внутри организации, представляет ее
в сторонних организациях (внешняя среда), подбирает и обучает сотруд. ников, координирует и мотивирует их деятельность по достижению целей Менеджер — нанимаемый за плату руководитель или управляющий для организации конкретной деятельности подчиненных ему работников и одновременного выполнения определенных управленческих функций.
Менеджмент — экономическое управление, опирающееся на социально-экономические интересы; научная концепция, одно из направлений науки.
Менталитет — образ мышления, господствующий в обществе.
Метод разработки управленческого решения — способ практического и теоретического действия человека, направленный на достижение цели. Существуют разнообразные методы, в том числе: аналогии, инверсии, мозговой атаки, морфологического анализа, фантазии.
Метод управления — способ воздействия на человека и группу, который определяется выбором и использованием действующих рычагов и их ролью в деятельности человека.
Методология разработки управленческого решения — рассмотрение во взаимосвязи этапов деятельности менеджера в процессе разработки управленческого решения.
Методология управления — 1) логическая схема действий, которая определяется пониманием путей, средств и возможностей достижения целей; умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, раскрывающие содержание проблем, подсказывающие пути их решения; 2) умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые раскрывают содержание проблем и подсказывают пути их решения.
Методы управления конфликтами — на практике менеджеры применяют организационно-структурные, административные и межличностные методы. Организационно-структурные методы управления кон-
фликтами связаны с проведением изменений в структуре организации; административные — предполагают активное вмешательство в процесс администрации или ее представителей; межличностные методы основаны на уклонении от конфликта, противоборстве, компромиссе, приспособлении, сотрудничестве и ряде других способов.
Механизм антикризисного управления — совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей, способствующих развитию инициативы, улучшению ориентации и оптимизму в критических ситуациях, интеграции по ценностям профессионализма, коллективизма.
Механизм управления — совокупность рычагов воздействия, позволяющих согласовывать деятельность людей. Рычагами воздействия выступают качества человека, которые определяют возможность и эффективность деятельности (интересы, мотивы, стимулы, ценности, установки и др.).
Механизм управления инновациями — комплекс средств воздействия, позволяющих осуществить необходимые изменения и достичь поставленных целей развития.
Механистический подход — рассмотрение явлений и процессов без использования понятия среды.
Миссия организации — совокупность концептуальных положений, раскрывающих в обобщенной форме предназначение организации.
Модель мотивации — мысленный или описанный менеджером образец процесса мотивирования деятельности человека. Поскольку деятельность является предметом мотивирования, важно уметь выделять те факторы, которые могут рассматриваться в данном случае как приоритетные.
Модель Портера — Лоулера — процессуальная концепция мотивации, включающая элементы теорий ожиданий и справедливости, объясняет, что достигнутые результаты зависят от усилий и способностей работника, осознания им своей роли.
Мозговая атака — методика стимуляции творческой активности и про-
дуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений.
Мониторинг кризисных ситуаций — процесс отслеживания вероятности и реальности наступления кризиса, своевременного обнаружения и распознавания его причин.
Морфологический анализ — экспертный метод изучения всех возможных комбинаций развития отдельных элементов исследуемой системы. Мотив — побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъектов.
Мотивационный менеджмент — тип управления, при котором приоритеты отданы мотивированию эффективной творческой, созидательной и профессиональной деятельности человека.
Мотивация — побуждение человека или группы к активной и эффективной деятельности, использование мотивов поведения в управлении деятельностью.
Мотивирование — функция управления, проявляющаяся в побуждении работника к трудовой деятельности.
Наука менеджмента — одна из форм общественного сознания, деятельность по получению нового знания и ее результатов в сфере управления. Научная организация управления — форма организации целенаправленного воздействия, согласующего совместный труд людей на базе преобразования научных знаний в инновации.
Недостатки матричной структуры управления — сложная структура соподчинения; возможность появления нездорового соперничества между руководителями программ; необходимость контроля за соотношением сил между задачами управления по целям; трудность овладения навыками работы по новой программе.
Неопределенность — ситуация, когда полностью или частично отсут-
ствует информация о возможных состояниях системы и внешней среды, когда возможны те или иные непредсказуемые события.
Неформальный лидер — работник, авторитет и влияние которого в коллективе обусловленны отношением к нему его членов, а не положением в структуре управления организацией.
Нововведение — процесс создания, распространения и использования новшества, удовлетворяющего те или иные общественные потребности.
Нормирование времени — процесс разработки нормативов и установления норм времени.
Обмен информацией — взаимная передача информации между субъектами для уточнения и обогащения знаний с учетом их отношений, установок, целей, намерений.
Образование — формирование профессионала в категориях культуры.
Объект управления — социально-экономическая система, функционирование и развитие которой определяется процессами управления.
Объект управления — 1) социально-экономическая система, функционирование и развитие которой определяется процессами управления; 2) социально-экономическая система, воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности в соответствии с целью существования, функционирования и развития.
Объем информации — величина, связанная с числом возможных вариантов выбора в системе. Если, допустим, имеется выборка при восьми возможных вариантах, то существующая неопределенность будет равна 3 битам. После четырех выборок неопределенность уменьшится до 2 бит. Две следующие выборки уменьшат неопределенность до двух возможных вариантов, а неопределенность — до 1 бита. В последнем случае, когда существуют два допустимых варианта, проведение одной выборки исключает неопределенность и сводит энтропию к нулю.
Обязанности — совокупность функций и полномочий, обязательных для их выполнения.
Опасение — психическое состояние человека, характеризующееся предчувствием какого-либо отрицательного явления или воздействия.
Операторный труд — вид трудовой деятельности, связанный с техническим исполнением определенных стереотипных операций в производственном процессе.
Оптимальное управление — выбор управляющих параметров, которые обеспечивают наилучшее с точки зрения заданного критерия протекание процесса (поведение системы).
Организатор — руководитель, организующий работу коллектива, производства.
Организационная структура управления — упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Организационно-правовые документы — комплекс документов, содержащих правила, нормы, положения, устанавливающие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности.
Организационные методы управления — приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления посредством силы и авторитета власти — законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений и т.д.
Организационные способы мотивации — способы воздействия на людей, в основе которых лежат принципы организованности, порядка и ответственности. К ним относятся: прямое административное указание; дисциплина; административная ответственность; взыскание; поощрение.
Организация — 1) объединение людей, совместно реализующих некую программу и действующих на основе определенных принципов и правил; 2) одна из функций менеджмента, заключающаяся в упорядочении деятельности людей путем установления регламентов, нормативов,
дисциплинарных требований и ответственности.
Организация делового совещания — совокупность требований по подготовке и проведению, определению цели и задач, составу участников, времени, форме и условиям проведения, регламенту, информации, ведению протокола, принятию решения или рекомендаций, контролю.
Организация разработки управленческого решения — совокупность процессов или действий, осуществляемых для разрешения проблемы и увязанных во времени и пространстве, по ресурсам и исполнителям.
Организация управления — распределение обязанностей и ответственности по функциям и полномочиям деятельности посредством регламентов и нормативов, инструкций и рекомендаций.
Организация управленческой деятельности — приведение трудовой деятельности в определенную систему, которая обеспечивает достижение максимально возможного полезного эффекта с учетом конкретных условий.
Органический подход — рассмотрение явлений и процессов на основе четких представлений о функциях организации по отношению к своим частям и системе, частью которой она сама является, а также собственных целей.
Основные характеристики типа процесса управления — соответствие конкретным обстоятельствам и критериям эффективности (экономия времени, своевременность, качество решения и т.п.).
Особенности управленческого труда — предмет и продукт; интеллектуальность; информационная обусловленность; профессионализм; социальная значимость и др.
Ответственность — форма зависимости в условиях разделения деятельности, определяющая меру порицания при невыполнении или недостаточном выполнении функций и обязательств, полномочий и ожиданий.
Отдел — наименование структурного подразделения в организациях.
Открытый конфликт — конфликт, в котором явно выражено противостояние сторон.
Оценка — отношение к человеческой деятельности (явлению, поведению), установление ее значимости, соответствия определенным нормам и принципам.
Оценка эффективности управления — результат определения и анализа процесса управления организацией посредством синтетических показателей: интенсивности (соизмерение усилий и времени); производительности (соизмерение результата и времени) и эффективности (соизмерение усилий и результата).
Парадигма — совокупность теоретических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и признанных научной общественностью на данном этапе.
Параметр — показатель, характеризующий систему.
Персонал — группа работников, сформированная по принадлежности к определенным видам профессиональной деятельности.
Персонализация управления — максимально возможный учет индивидуальных способностей, интересов и профессиональных возможностей персонала.
Персонификация управления — отождествление стратегии, стиля и ответственности с персоной менеджера.
Планирование — функция
управления, связанная с разработкой показателей трудовой деятельности, формированием разнообразных планов.
Планирование времени менеджера — распределение времени между видами работ, проблемами или событиями.
Поисковый тип процесса управления — тип управления, при котором цель ясна, но трудно оценить существующую ситуацию относительно цели и выявить проблемы и пути их решения. Разработка управленческого решения осуществляется для выработанной цели и последовательного уточнения ситуации и проблемы.
Показатель — характеристика какого-либо свойства, аспекта, стороны оцениваемого объекта.
Полномочия — 1) организационно закрепленное за должностным лицом или коллегиальным органом право на принятие решений, которое признано и принято исполнителями и составляющее основу управленческой деятельности; 2) право на принятие решений.
Полномочия — 1) совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять различные действия в интересах организации; 2) совокупность прав на принятие решений.
Полномочия в структуре управления — совокупность прав на принятие тех или иных решений.
Поощрение — позитивное воздействие на личность, воспринимаемое как положительный стимул, способствующее возникновению чувства удовлетворенности, самоуважения, гордости.
Потенциал — совокупность находящихся в распоряжении организации ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ его функционирования в тех или иных условиях.
Потребитель — 1) физическое или юридическое лицо, использующее товары и услуги для удовлетворения своих нужд; 2) физическое или юридическое лицо, потребляющее товары, услуги, сырье, материалы.
Потребности — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека, условиями проявления нужды.
Потребность в диверсификации управления — ответная реакция системы управления на изменения в структуре интересов потребителей.
Практика — 1) критерий истинности и основа развития теории; 2) специфический, свойственный человеку способ отношения к миру, основа познавательной деятельности.
Предмет конфликта — противоречие между конфликтующими сторо-
нами относительно цели, способу ее достижения и т.п.
Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предупреждение конфликтов — создание производственных условий и психологической атмосферы в коллективе, снижающих вероятность возникновения конфликтов.
Преобразование — действия субъекта управления, позволяющие переводить объект из одного состояния в другое, результат проектирования чего-либо.
Признаки корпорации — факторы объединения деятельности, внешняя среда, ресурсный потенциал, качество персонала, развитость корпоративных свойств и коммуникаций и т.д.
Признаки менеджмента — вытекают из области и условий деятельности; организационных форм управления; требований к менеджеру и персоналу управления; организационных приоритетов; стиля управления; личностного фактора и внешней среды.
Признаки неформального управления — человеческие неформальные отношения; групповая интеграция; лидерство; авторитет и т.п.
Признаки типологического анализа — дуалистический подход к выделению типов управления и многофакторная (многокритериальная) дифференциация разновидностей управления.
Признаки формального управления — организационные положения и официальная структура взаимоотношений; средства администрирования (приказ, распоряжение, требования и т.п.); жесткий контроль и строгая дисциплина.
Принуждение — создание условий деятельности человека, при которых он вынужден делать что-то вопреки своей воле, интересам и целям.
Принципы менеджмента — научность и искусство; функциональная специализация и универсализация; единство прав и ответственности; це-
ленаправленность, последовательность управленческих действий; максимальное вовлечение исполнителей в принятие решений; состязательность.
Принципы общения — основные правила, обусловленные сложностью и многоплановостью процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемого потребностями совместной деятельности и включающего в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Принципы ранжирования целей — важность для организации; последовательность достижения; сроки достижения; выгода, ожидаемая в процессе реализации.
Принципы стратегического менеджмента — научно-аналитическое предвидение и разработки стратегии; учет и согласование внешних и внутренних факторов развития организации; соответствие тактики и стратегии управления организацией; приоритетность человеческого фактора в стратегии и тактике развития организации; определенность стратегии и организации стратегического контроля.
Принципы управления — основные правила, которые должны соблюдаться персоналом управления при принятии решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях.
Принятие решения — мыслительный процесс, который охватывает всю деятельность по решению той ' или иной проблемы (задачи); итеративная процедура, каждый цикл которой включает несколько последовательных этапов.
Приоритет — первенство по времени в осуществлении какого-либо действия; предоставление преимуществ некоторым решениям по отношению к другим.
Природа — совокупность процессов вне воздействия человеческой деятельности.
Проблема — 1) осознание субъ-:том невозможности разрешить удности и противоречия, возникаю в данной ситуации, средствами
наличного знания и опыта; 2) реальное противоречие, требущее своего разрешения.
Проект — комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата, который можно представить в завершенном виде относительно цели управления.
Проектная группа — совокупность специалистов, занятых выполнением проектных работ.
Производство — процесс создания материальных благ, без которых невозможно само существование людей.
Противоречие — наличие двух высказываний, из которых одно — отрицание другого; утверждение о тождестве заведомо различных объектов. Противоречие указывает либо на порочность логики рассуждения, либо на несовместимость посылок, положенных в основу этого рассуждения. Профессиограмма — документальное отражение основных профессиональных требований и особенностей профессии.
Профессионализация управления — объективная потребность и необходимость, обусловленные сложностью и масштабами' жизнедеятельности организации в условиях постоянной экономической неопределенности.
Профессионализм — характеристика деятельности человека, отражающая его способность успешно решать проблемы, опираясь на приобретенные знания, навыки, опыт, освоенную методологию.
Профсоюзы — массовые организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры.
Процесс — последовательность действий, из которых формируется воздействие.
Процесс конфликта — последовательная смена протекающих и взаимосвязанных во времени и пространстве отношений между конфликтующими сторонами.
Процесс управления — последовательность действий, из которых формируется воздействие.
Процессуальная концепция мотивации — теоретические воззрения, построенные с учетом того, как человек распределяет свои усилия в процессе деятельности и как выбирает конкретный вид поведения.
Психологические особенности взаимоотношений — качества, обусловленные различиями в характерах, мотивах, потребностях, ценностях людей. В определенных условиях эти различия могут вызывать ухудшение психологической атмосферы в коллективе, усиливать проявление симпатий и антипатий, нарушать коммуникации.
Развитие — совокупность изменений, ведущих к появлению нового качества и укрепляющих жизнестойкость системы, ее способность противостоять воздействиям внешней среды.
Развитие менеджмента — динамичный процесс, характеризующийся совершенствованием всех основных его характеристик и отражающий рост эффективности.
Развитие фирмы — процесс становления и достижения определенного качества на пути к поставленной цели.
Разделение труда — 1) дифференциация трудовой деятельности в процессе общественного развития; 2) форма организации труда, при которой трудовой процесс делится на отдельные элементы (функции), каждый из которых выполняется группой или отдельными работниками.
Разработка управленческого решения — последовательные действия, состоящие в выявлении того, что необходимо сделать, чтобы устранить, предотвратить, изменить и разработать конкретные меры для достижения поставленной цели.
Разработка цели — выбор действий, связанных с приближением идеалов, к которым стремится организация.
Разрешение конфликтов — прекращение противоборства конфликтующих сторон в результате поиска приемлемого решения проблемы.
Ранжирование целей — определение приоритетности целей в социально-экономической системе.
Распорядительные полномочия — совокупность прав должностного лица принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются.
Распределение времени — планирование, предусматривающее: прием посетителей, регулярные совещания, периодические отчеты высшему руководству и постоянные обходы подчиненных.
Рациональная организация управленческой деятельности — разумный выбор типа организации управления или их интеграции в целях максимизации прибыли, богатства и благосостояния.
Реальная власть — власть, обусловленная авторитетом и добросовестным подчинением, местом человека в официальной и неформальной системе отношений.
Регламентация — часть организации процесса управления, связанная с разработкой и установлением правил по регулированию порядка проведения какой-либо работы или деятельности.
Регулирование — функция управления, обеспечивающая поддержание внутренней стабильности, устранение отклонений в тех процессах, которые определяют само существование системы, ее целостность и строение.
Результат — выход системы, воздействие ее функционирования на внешнюю среду.
Результат управления — значения выходных показателей объекта управления.
Рекомендательные полномочия — совокупность прав по выражению в письменной или устной форме предложений или советов при обсуждении и изучении того или иного вопроса.
Ресурсы — средства, ценности, запасы, возможности.
Решение — 1) акт выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов; 2) выбор альтернативы из множества вариантов действий для достижения поставленной цели; 3) социально-психологический акт выбора одной
или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.
Риск — возможность наступления событий с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий.
Роли по принятию решений — деятельность менеджера, связанная с определением направлений функционирования и развития организации, изысканием и распределением ресурсов, ведением переговоров.
Роль менеджера — способ поведения менеджера для обеспечения эффективной деятельности организации.
Руководитель — 1) лицо, отвечающее за конкретный объект управления, имеющее в своем подчинении работников и наделенное правами и полномочиями по принятию управленческих решений и руководству по их реализации; 2) лицо, отвечающее за конкретный хозяйственный объект (участок) в системе управления и имеющее в своем подчинении коллектив работников, наделенное правами и полномочиями по принятию и руководству реализацией управленческих решений.
Рынок — сфера товарного обращения, где формируются спрос, предложение, цена на товары.
Сбыт — реализация готовой продукции (услуг).
Свойство информации — категория, выражающая стороны информации, которые обусловливают ее отличие от других понятий. Основными свойствами информации являются: материальность; накопление; количественная и качественная определенность; превращение в знания; содержательность; обрабатываемость, средство коммуникации; неизменность объема при использовании; превращение в товар.
Связи структуры управления — отношения между звеньями и элементами, имеющие линейную, функциональную, горизонтальную и вертикальную направленность и характер.
Сетевой график — графическая модель, отображающая технологическую последовательность и взаимо-
связь работ, выполнение которых необходимо для достижения поставленной цели.
Система — множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.
Система методов управления — совокупность организационных, экономических и социально-психологических способов воздействия на человека.
Система работы с кадрами — совокупность логически и организационно взаимосвязанных действий, обеспечивающих реализацию целей кадровой политики.
Система управления — совокупность действий, определяющих реальность управленческой деятельности.
Система целей — упорядоченная совокупность взаимосвязанных целей (общих и специфических) социально-экономической системы.
Ситуация — 1) система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность; 2) состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели.
Скрытый конфликт — конфликт, в котором отсутствует явно выраженное противостояние сторон.
Сложность — совокупность характеристик факторов внешней среды организации.
Служба — совокупность звеньев управления, обычно структурных подразделений, интегрированных в функциональную подсистему управления.
Согласительные полномочия — совокупность прав высказывать свое мнение по решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий.
Согласование — выбор необходимых действий, их комбинирование, определение последовательности, корректировка.
Согласование методологии и организации управления — обеспечение слаженности и организованности в управлении за счет понимания путей, средств и возможностей достижения целей.
Содержание — совокупность взаимодействий различных сторон и свойств предмета, его функций.
Содержательная концепция мотивации — теоретические воззрения, построенные на анализе потребностей и выявлении их роли в деятельности человека.
Сознание — специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности.
Соотношение интеграции и дифференциации — показатель, характеризующий искусство менеджера в построении организационных структур управления и распределении полномочий.
Сохранение и повышение потенциала кадров — этап процесса управления персоналом, состоящий из профессиональной адаптации, обучения, оценки трудовой деятельности, перемещения работников, подготовки руководящих кадров и управления продвижением по службе.
Социальная ответственность -необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия, связанные с репутацией организации.
Социальная технология — элемент механизма управления, средство перевода абстрактного языка науки на конкретный язык практики управления.
Социально-психологическая компетентность — способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.
Социально-психологические методы управления — способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе, в целях достижения поставленных перед организацией задач.
Специализация труда — закрепленные за работниками, подразделениями, службами определенные виды деятельности (работ, функций) или объекты управления.
Специалист — индивид, обладающий специальными знаниями и навыками в какой-либо отрасли производства или сфере деятельности.
Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
Способы моральной мотивации — способы воздействия на людей, основу которых составляют нормы, принципы, правила поведения и само человеческое поведение, а также чувства и суждения, относящиеся к области отношений индивидуумов друг с другом и с общественными целями.
Спрос — стоимостное выражение общественной потребности в товарах и услугах; общественная или личная потребность в материальных благах и услугах, средствах производства и предметах потребления.
Среда — условия, окружение функционирования предприятия.
Среда косвенного воздействия — совокупность факторов, оказывающих опосредованное влияние на операции и деятельность организации.
Среда прямого воздействия — совокупность факторов, непосредственно влияющих на операции организации и ее деятельность.
Средства воздействия — совокупность способов влияния на деятельность человека, согласующих его труд с деятельностью других людей и ведущих к достижению общей цели или общего результата. Средства воздействия подразделяют на организационные, социально-психологические и экономические.
Средства мотивации — совокупность организационных, экономических и социально-психологических способов воздействия на человека с целью активизации его творческих усилий для достижения целей.
Средства учета времени — контроль и анализ на базе дифференцированной по категориям классификации учета рабочего времени, построенной по: методу и способу наблюдения; содержанию изучаемых затрат времени; объему наблюдения; форме записи результатов наблюдений.
Стадии конфликта — возникновение конфликтной ситуации, конфликта, кризис в отношениях, завершение конфликта.
Стиль управления — вид распределения полномочий по принятию решений между менеджером и находящимися в его подчинении; способы воздействия с целью получения необходимых результатов.
Стимул — заинтересованность человека в выполнении какой-либо работы, достижении цели или результата; воздействие, обусловливающее динамику социально-психологических состояний субъекта.
Стимулирование — функция управления, проявляющаяся в поощрении повышения трудовой активности работников и коллективов.
Стратегическая программа — совокупность взаимосогласованных стратегических решений по основным направлениям деятельности и развития организации, определяющих ее внутреннее и внешнее поведение.
Стратегический менеджмент — тип управления, при котором приоритет отдается стратегии, оказывающей определяющее влияние на характеристики управления (структуру, функции, информационные технологии и т.п.).
Стратегия — определенные направления деятельности организации.
Стратегия менеджмента — направление развития организации в соответствии с поставленной целью.
Стратегия развития — процесс, в котором увеличиваются возможности индивида удовлетворять свои и других людей желания.
Стратегия развития организации — генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, и последовательность действий по их достижению, необхо-. димые ресурсы.
Стратегия управления — концеп-; ция достижения целей, решения про-; блем, распределения ресурсов организации (региона, отрасли и т.д.).;
Структура — состав управляемых звеньев как объекта управления соци ально-экономической системы.
Субъект решения — лицо, принимающее решение, которым может быть один человек или группа, коллектив, организация.
Субъект управления — источник воздействия, звено системы управления, персонифицирующее воздействие; часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом.
Сущность — характеристики, выражающие относительно устойчивые внутренние связи, присущие данному предмету и объединяющие воедино его различные стороны.
Тактика менеджмента — совокупность управленческих решений, отражающих лучший результат осуществления стратегических целей.
Тактика управления — конкретные пути и этапы реализации стратегии управления.
Тезаурус — сборник терминов и их понятий в определенной области знаний, используемых специалистами в различных информационных системах при реализации функций управления.
Тенденции — 1) направление развития социально-экономической системы и ее компонентов во времени и пространстве; 2) направление, в котором совершается развитие какого-либо явления.
Теория — форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Теория ЕВС Альдерфера — вариант содержательной концепции мотивации, построенной на базе трех групп потребностей: существования, связи и роста, расположение которых носит иерархический характер. Согласно данной концепции, в отличие от теории А. Маслоу, движение по удовлетворению потребностей идет в обе стороны.
Теория Маслоу — вариант содержательной концепции мотивации, построенной на базе иерархии потребностей: первичных и вторичных, достижение которых возможно благодаря определенным способам. Обосновывая свою теорию, А. Маслоу не учитывал действие ситуационных факторов
и настаивал на том, что потребности выступают как мотивы, в строгой последовательности снизу вверх.
Теория ожиданий Врума — процессуальная концепция мотивации, построенная не только на осознанных потребностях, но и надежде на справедливое вознаграждение усилий работника.
Теория приобретенных потребностей Макклелланда — вариант содержательной концепции мотивации, в которой выделяются три вида потребностей (достижения, соучастия и властвования) в деятельности человека, приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.
Теория справедливости — процессуальная концепция мотивации, согласно которой люди определяют соотношение вознаграждения и затраченных усилий, а потом сравнивают лучший результат с вознаграждением других людей, выполнявших аналогичную работу.
Территориальное управление — процесс управления, осуществляемый по отношению к объектам, расположенным на определенной территории.
Технократия — слой высококвалифицированных специалистов, принимающих участие в управлении производством, в разработке и осуществлении экономической политики государства.
Технология — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства.
Технология управления —
1) комплекс методов по обработке управленческой информации с целью принятия, фиксаций и реализации управленческих решений; 2) комплекс последовательно осуществляемых операций, приемов, методов формирования и осуществления воздействия на управляемый объект.
Течение трудового процесса — совокупность действий исполнителя или группы исполнителей по преобразованию предметов труда в продукт, выполняемых на своих рабочих местах.
Тип процесса управления —
типологическая разновидность построения и реализации процесса управления.
Тип управления — единица в типологии менеджмента; тип управления с существенными качественными признаками, например управление проектом, управление по результатам.
Типологические характеристики менеджмента — наиболее важные, отличительные свойства и качества управления, дающие основание для отнесения к тому или иному типу менеджмента.
Типология менеджмента — упорядоченное разнообразие управления; выделение различных вариантов его построения по определенным образцам.
Типы организации управления — линейный, функциональный, линейно-функциональный (штабной), матричный, программно-целевой.
Топ-менеджер — руководитель высшего звена управления, занятый творческим, креативным трудом, отвечающий за постановку целей организации, разработку ее стратегии, принятие глобальных решений.
Требования — критерии контроля — качественная и количественная оценка недостатков, достоверность недостатков.
Трудоемкость — экономический показатель, характеризующий затраты рабочего времени на выполнение определенной работы.
Управление — целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.
Управление проектом — тип управления, требующий определенной комбинации всех его параметров: структуры системы управления, распределения функций, механизма управления.
Управление развитием — приобретение необходимого потенциала для улучшения качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности социально-экономической системы.
Управление функционированием — поддержание жизнедеятельности, сохранение режима; реализация всех производственных функций, определяющих деятельность организации в рамках достигнутого качества.
Управленческий труд — вид профессиональной деятельности, связанный с функционированием и развитием социально-экономической системы.
Управленческое решение — процесс и акт решения проблемы (разрешения противоречия) в совместной деятельности людей, ведущие к достижению цели.
Управляющий — лицо, осуществляющее руководство административно-хозяйственной деятельностью на каком-либо предприятии.
Уровень жизни — социально-экономическая категория, характеризующая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей людей.
Уровень конфликта — степень напряженности, выражающаяся в количестве неудовлетворенных работников в коллективе.
Уровень управления — ступень в иерархии организационной системы управления.
Уровень управляемости — контур управления, объединяющий звенья управления в управленческую структуру и обладающий определенной самостоятельностью.
Уровни управления — иерархическая последовательность в системе управления в зависимости от подчиненности.
Условия инновационного развития — совокупность факторов, способствующих творчеству и реализации прогрессивных интеллектуальных решений.
Участник делового совещания — лицо, принимающее непосредственное участие в деловом совещании.
Фактор — причина, источник воздействия на систему, определяющий ее состояние.
Факторы интеграции — цели, интересы, ресурсы, коммуникации, разделение и специализация.
Факторы организации делового совещания — движущие силы, определяющие характер или отдельные черты делового совещания как процесса. К ним относятся: цель, состав участников, обсуждаемые задачи, ситуация, информация.
Факторы профессионализации менеджмента — профессиональная подготовка менеджера, профессионализм персонала управления, организационные и социально-экономические условия. Факторы стиля управления — совокупность факторов личности менеджера, факторов коллектива, в котором он работает, и характера управленческой деятельности, которую он осуществляет.
Факторы формирования личности менеджера — индивидуальные личные качества, образование и культура, освоенный опыт.
Факторы человеческого капитала — централизация и децентрализация управления, интеграция и дифференциация, коллективизм и индивидуализм, экономия и экология персонала, политика и экономика.
Факторы эффективного контроля — способность отражать и поддерживать цели и намерения; измерение и оценивание действий, этапов, процессов; своевременность, объективность и гибкость; доступность проведения и экономичность и др.
Факторы эффективности решения — причины, обусловливающие воздействие на проблему и ее практическое разрешение. К ним относятся: научные подходы; информация; методы анализа, прогнозирования, моделирования и обоснования; структуризация проблемы и построение дерева целей; обеспечение сравнимости вариантов решений и правовой обоснованности принимаемого решения; ответственность и мотивация; механизм реализации решения.
Факторы эффективности управления — использование ресурсов (структура, качество ресурсов, их экономия в процессах управления, возможность пополнения и накопления); время (своевременность принятия тех или иных решений, экономия вре-
мени, использование новых технологий и потенциала персонала, способность решать задачи профессионально и оперативно); целенаправленность управления (реальность и значимость цели, в соответствии с которой рассматривается результат деятельности менеджера, стратегия, учет рыночных процессов экономического развития).
Факторы, влияющие на изменение стиля управления — личность менеджера; интересы и потребности подчиненных; цели работы, ее сложность и ограничения во времени; пространственная ситуация.
Факторы, обусловливающие цели в управлении — место и роль организации в общественной системе; характер производственного потенциала; интересы собственников; интересы потребителей; интересы персонала; интересы местных властей.
Факторы, определяющие выбор формального или неформального управления — качество персонала; личность менеджера; тип управления; интересы, ценности и мотивы людей; социально-психологический климат.
Форма — относительно устойчивая внутренняя структура предмета, обнаруживающаяся и в его внешней организации.
Форма контроля — внешнее выражение содержания контроля. В соответствии с этим различают контроль: внешний; внутренний; финансовый; бухгалтерский; административный; санитарный и т.д.
Формальная власть — власть должности, обусловленная официальным статусом лица в структуре управления организации.
Формальный лидер — должностное лицо, авторитет и влияние которого обусловлены служебным положением в организации.
Формирование кадров организации — формирование коллектива организации или какого-либо ее структурного подразделения.
Формирование личности — развитие индивида в процессе общественной практики в единстве с личными переживаниями.
Формирование стиля управления — возникновение и развитие приоритетов и ориентиров в деятельности менеджера и персонала управления.
Функции документа — основание для принятия управленческих решений, свидетельство принятого решения и его исполнения, источник для обобщений, отчетов и т.п.
Функции менеджмента — определенный вид управленческой деятельности, объективно необходимой для обеспечения целенаправленного воздействия на объект управления.
Функции целей управления — выражение предназначения организации; определение основных направлений развития организации; определение