Историческая демография, призванная изучать всемирную историю или историю развития отдельного региона на основе демографических показателей, чаще всего когортного анализа и поколенческих исследований, формировалась как междисциплинарная сфера знаний. Как научная дисциплина она появилась 50 лет назад. Вместо полевых исследований, характерных для этнографии в целом, здесь изучаются письменные источники прошлых веков (данные древних и средневековых авторов, описания путешествий, записки миссионеров, купцов, офицеров и других наблюдателей, юридические документы, фольклорные записи и т.п.). Кроме них, использовались также лингвистические, ономастические и археологические материалы. Историческая демография восстанавливает не только исчезнувшие первобытные культуры, но и минувшие этапы развития обществ, продолжающие существовать в настоящее время, в результате чего появляется возможность сравнить одни и те же общества на разных отрезках времени и проследить эволюцию их культуры.
|
|
Становление исторической демографии неразрывно связано с восстановлением истории семей
6 Теория и практика социальной работы: методические материалы / Отв. ред. A.M. Панов и Е И Хо-лостова. М., 1997.
До сих пор демографы рассматривают историческую демографию как демографическую науку, а историки относят ее к исторической науке. Так как она изучает изменения демографических ситуаций за длительные периоды времени, объектом ее исследования выступает народонаселение в его прошлом. Как менялось население той или иной страны на протяжении веков? Сколько человек жило в ней раньше, сколько живет сейчас, как будет изменяться ее население в будущем? Ответить на эти вопросы не всегда удается, так как главная проблема, с которой сталкиваются историки, изучающие древний и средневековый периоды, — это отсутствие надежных статистических материалов. В одних странах с давних времен достаточно регулярно проводились переписи населения, в других такая традиция отсутствует. Историческая демография привлекла к себе широкое внимание в последние десятилетия, когда мы стали свидетелями «демографического взрыва» в развивающихся странах и резкого снижения показателей воспроизводства населения в экономически развитых странах7.
Становление исторической демографии неразрывно связано с именем французского демографа Луи Анри8 и методом reconstitution des families — восстановление истории семей (ВИС), основанным на разработке именных данных приходских регистров9 при помощи составления семейных карт.
После выхода в свет в середине 1950-х гг. первых работ Луи Анри, посвященных ВИС, метод получил всемирное признание и распространение. По мнению многих ученых, не вызывает сомнения, что историческая демография обязана своим возникновением именно методу reconstitution des families, определившему ее специфику. Э. Ван де Валль назвал ВИС «царской дорогой исторической демографии»10. В США уникальная источниковая база исторической демографии начала формироваться много ранее появления этой науки во Франции и с другими целями. С 1932 г. в интересах Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) Генеалогическое общество Солт-Лейк-Сити (штат Юта) из религиозных побуждений занялось копированием приходских регистров в странах всех континентов. В настоящее время Общество располагает самой представительной коллекцией исторической информации четырех разновидностей источников — генеалогических, демографических, генетических и прочих исследований. К середине 80-х гг. уже был создан комплекс из более 8 млн семейных карт (близ-
|
|
См.: Историческая наука. Вопросы методологии. М., 1986. С. 229—238; ВодарскийЯ.Е. Историческая демография как отрасль исторической науки // Историческая демография. М., 1989. С. 7—15; Шелестов Д. К. Историческая демография. М., 1987; Горская Н.А. Историческая демография России эпохи феодализма. М., 1994; Тишков В.А. Историческая демография в США и Канаде // Историческая демография: проблемы, суждения, задачи. М, 1989. С. 183—208; Ананьева Г.Е. Историческая демография // Система знаний о народонаселении / Под ред. Д.И. Валентея. М, 1976; Самаркин В.В. Историческая демография западноевропейского средневековья // Вопр. истории. 1977. № 2; Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы: проблемы и исследования. М., 1988; Историческая демография Сибири. Новосибирск, 1992; Историческая демография: проблемы, суждения, задачи. М., 1989; Историческая демография и современность. Донецк, 1991; Историческая демография татарского народа. Казань, 1993.
Henry L. Anciennes families genevoises. Etudes demographiques (XVI-XX siecle). Paris, 1956; Henry L. Pour connaotre la population de la France depuis Lous XIV// Population. 1958. Nr 13. P. 663-686; Henry L. Manuel de demographie historique. 2-е ed. Geneve-Paris, 1970; Fleury M., Henry L. Nouveau manuel de depouillement et d'exploitation de l'etat civil ancien. Paris, 1985. Зарубежный аналог отечественных метрических книг. Etienne Van de Walk. De l'emploi des modeles en demographie historique //ADH. 1972. P. 153.
ких по типу к картам Луи Анри), составленных по сконцентрированным в Солт-Лейк-Сити источникам. Для каждого члена семейной пары имелись сведения о его прямых предках и уточняющих событиях в отношении детей, происшедших от этой пары". Американские ученые усовершенствовали классический вариант метода ВИС, предложенный Луи Анри, придав размах изучаемым территориям и многообразию связей индивидов, создав посредством объединения отдельных групп данных целый географическо-ге-неалогический комплекс индивидов, живущих на территории штата Юта12. Сильная школа исторической демографии сформировалась в Канаде, которая генетически связана с французской школой. С 1995 г. несколько областных архивов России начали сотрудничество с Генеалогическим обществом штата Юта по копированию метрических книг, ревизских сказок и других генеалогических источников. В 1970—1980-е гг. в историко-демо-графические исследования во многих странах начали внедряться электронные технологии.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ — дисциплина, изучающая народонаселение в его демографической истории (структура, воспроизводство, закономерности развития и др.).
Историческая демография — наука в России сравнительно новая. Можно сказать, что до 1991 г., в условиях жесткой цензуры, ее практически не существовало. Иначе пришлось бы рассказывать о депортации коренных народов и вымирании малых народов России. Сегодня эта наука активно развивается и в нашей стране. В центре внимания ученых оказались такие массовые источники, как метрические книги и ревизские сказки, клировые ведомости, исповедальные росписи и пр. В России сложились основные центры исторической демографии, к которым относятся Барнаул, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Саранск, Тамбов, Тула и др. Исследования идут в тесном взаимодействии с зарубежными коллегами из Белоруссии, Великобритании, Нидерландов, Франции. В настоящее время в ряде научных центров России и Западной Европы проводятся совместные исследования по сравнительному изучению народонаселения, в которых используются данные ревизского и церковного учета с применением методов когортного анализа (Тамбовский государственный университет: Ю.А. Мизис, В.В. Кани-щев, В.Д. Орлова, В.Л. Дьячков, Л.Г. Протасов, Р.Б. Кончаков; Ярославский государственный университет: И.Ю. Шустрова, Е. Синицина, С. Голубева, Т. Трохина; Nederlands Agronomisch Historisch Instituut: Pirn Kooij, Geurt Collenteur, Aukje Mennens-van Zeijst).
|
|
Историко-демографические исследования призваны прослеживать динамику населения страны или региона, выяснить численность населения с определением причин ее изменения, состав населения, состояние брака и семьи, естественное движение и миграцию населения. Источником выступают церковно-приходские (метрические) книги. Так, историки Алтайского государственного университета совместно с сотрудниками Центра хране-
АШАШ Ct "■ E,Ud6S gen'tiqUeS Ct demo^P^ues et base de donnees gLa^ques de 1 UTAN //
ния архивного фонда Алтайского края изучили 12 939 метрических книг, охватывающих практически всю современную территорию Алтайского края за период с 1802 по 1899 г. Ученые пришли к выводу о том, на протяжении первой половины XIX в. процентные показатели записей рождаемости составляли от62до79%,брачности —от Юдо 18%,смертности —от 10до23%. Во второй половине XIX в. записи о рождении составляли 56—81% общего числа записей, брачности — 6-14%, смертности — 13—35%13.
Проверка демографической информации осуществляется по ревизским сказкам, которые могут дополнить часто отсутствующие в метриках сведения
|
|
о смертях младенцев. Сегодня историками и демографами активно изучается широкий спектр первичных источни ков по ревизскому, церковному и административно-полицейскому учету населения дореволюционной России. В 1990-е гг. в нескольких университетских центрах страны (Петрозаводск, Санкт-Петербург, Тамбов, Ярославль и др.) началось интенсивное изучение метрических книг, исповедных ведомостей, брачных списков и других документов церковного учета населения, которые послужили основной для создания целого ряда компьютерных баз данных.
Белорусский исследователь В.Л. Носевич по материалам инвентарей, метрических книг за период 1762—1850 гг. и ревизским сказкам за 1740,1795, 1811, 1816, 1834, 1841, 1850 и 1857/8 г. проследил история 227 хозяйств. Многие из них непрерывно существовали на одном месте на протяжении 5— 6 поколений. Ему удалось восстановить жизненные циклы примерно 1 500 взрослых мужчин и их семей, включая 840 завершенных циклов, от рождения до смерти главы семьи14. Полученные данные позволяют смоделировать хозяйственный и демографический цикл крестьянской семьи.
За рубежом когортный анализ применяли в своих исследованиях S. Hoch (США), P. Kooij, G. Collenteur, R. Paping (Нидерланды) и др. В Гронингене (Нидерланды), Айова-Сити (США), Тамбове, Ростове и Москве прошел ряд конференций и рабочих семинаров по проблемам исторической демографии. Так, весной 1999 г. в Санкт-Петербурге на базе кафедры источниковедения СПбГУ прошел рабочий семинар, в котором приняли участие исследователи из Голландии, Москвы, Петрозаводска, Ярославля, Тамбова.
Одним из ведущих направлений в исторической демографии признана школа «Анналов» во Франции, изучающая эволюцию европейского сознания и менталитета, развитие европейской культуры средневековья и нового времени. Особое место в исследованиях данной школы представляет реконструкция простонародной и крестьянской жизни средневековья, соотношение между «народной» и «ученой» («фольклорной» и «официальной», «устной» и «письменной») культурами, которая выделилась в самостоятельную дисциплину — историческую антропологию. Специалисты этой школы разработали концепцию демографических циклов. Речь идет о цикличе-
Владимиров В.Н., Силина И.Г. Метрические книги как историко-демографический источник // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. М., 2000. С. 149-151.
Носевич В.Л. Демографические показатели белорусского крестьянства во второй половине XVIII — первой половине XIX в. // Компьютер и историческая демография. Сб. науч. ст. / Под ред. В.Н. Владимирова. Барнаул, 2000. С. 173-198.
ских колебаниях численности населения, о циклах, которые Фернан Бро-дель называет «вековой тенденцией» и которые Раймонд Пирл называл «демографическими», а Рондо Камерон — «логистическими циклами». Ф. Бродель подчеркивал, что демографические циклы являются глобальными закономерностями истории, исходя из которых можно объяснить многие события политической и экономической жизни доиндустриального общества.
В соответствии с классическими представлениями, демографический цикл начинается с периода демографического роста, затем ресурсы пахотных земель оказываются исчерпанными, душевое потребление падает до критической черты, за которой начинается голод. Размеры наделов уменьшаются, крестьянское хозяйство теряет устойчивость, в годы голода крестьяне продают землю ростовщикам и помещикам. В деревне растет помещичье землевладение. Разоренные крестьяне пытаются прокормиться ремеслом, уходят в города. Города растут, но вместе с тем растет число голодных и нищих. Голодная смертность компенсирует естественную рождаемость, рост населения прекращается. В конце концов, голод приводит к крестьянским восстаниям, попыткам передела земель, внутренним войнам. Военное разорение еще более усиливает голод, начинаются эпидемии, и бедствия сливаются в катастрофу, которая губит большую часть населения. Затем начинается новый демографический цикл.
Специалисты кафедры источниковедения истории России Санкт-Петербургского университета проанализировали документы церковно-приходс-кого учета (метрические книги, исповедные ведомости, формулярные ведомости) Олонецкого уезда и выяснили динамику смертности в кризисные годы для разных возрастных категорий населения второй половины XIX в. Историю и динамику поколений на протяжении многих эпох и в разных странах анализировали в своих книгах Джулиан Мэрис «Поколения. Исто--рический метод»15 и Клодин Аттияс-Донфю «Социология поколений: печать времен»16. В отечественной науке краткий обзор по данной проблеме предложил Игорь Кон17.
Клодин Аттияс-Донфю — директор Центра междисциплинарных исследований (Париж), автор более 100 научных трудов18. В фокусе ее внимания была история французских поколений на протяжении нескольких веков. Ху-
15 См.: Marias J. Generations. A historical Method. Alabama, 1970.
16 См.: Attias-Donfut С. Sociologie des generations, l'empreinte du temps. Paris, 1988. P. 8-66.
См.: Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. № 3. С. 76-86. 18 Attias-Donfut С. Grands-parents: la famille a travers les generations. Paris, 1998; Attias-Donfut С Three generations in Guadeloupean society // The History.of the Family. N.Y., 2000; Attias-Donfut С The new grandmother // Grandmothers of the Revolution / G. Dench (ed.). L., 2000; The Myth of Generational Conflict: The Family and State in Ageing Societies / S. Arber, С Attias-Donfut (eds). Lqndres, 2000.
лиан Мариас (род. в 1914 г.) — известный испанский философ и эссеист, ученик и соратник Ортеги-и-Гассета19, лауреат престижной премии Menendez Pelayo, автор работ по истории античной и современной философии20. Обращение к историческому методу в исследование поколений в данном случае было отчасти продиктовано тем, что сам Ортега-и-Гассет разработал концепцию поколения как «группового разума» («group mind»). Кроме них поколен-ческим, или генерационным, анализом применительно к европейской и американской истории занимались Энтони Еслер {Anthony Esler), Дэвид Крейн (David F. Kreiri), Артур Шлезингер мл. (Arthur Schlesinger Jr.), Франк Клинберг (FrankKlingberg), СамуэльХантингтон (SamuelHuntington), Карл Мангейм (Karl Mannheim), Вильям Штраусе (William Strauss) и Нейл Ховье (Neil Howe) — авторы теории четырехпоколенного исторического цикла и др.
Все специалисты, занимающиеся анализом истории поколений, сходятся во мнении о том, что:
а) исторические поколения — реальные социокультурные общности,
которые существуют на самом деле;
б) их создает общий жизненный опыт, который получают дети и юноши;
в) история формирует поколения и поколения, в свою очередь, творят
человеческую историю21.
Врезка
Телевидение и младенцы
Американская академия педиатрии выпустила в прошлом году предупреждение: не демонстрируйте телепередачи детям до двух лет. Но что может быть опасного в просмотре, например, мультиков для самых маленьких? Понятно, что для старших детей некоторые телепередачи могут быть нежелательны с точки зрения воспитания и морали. Обследования показали, что американские дети, сидя перед телевизором в среднем по 3 ч в день, за год успевают увидеть около 14 тыс. сцен, связанных с сексом, а к окончанию восьмилетней школы — около 8 тыс. убийств (у нас, пожалуй, и больше). Но что поймут самые маленькие в мелькающей на экране мешанине? Для детей моложе двух лет, утверждают американские педиатры, опасность может быть чисто физической. В коре головного мозга младенца число связей между нейронами вдвое выше, чем У взрослого: мозгу надо справляться с осознанием окружающего мира, в котором для маленького человечка все новое, непознанное, неожиданное. Это самый критический период для развития навыков зрения и языка. Кроме того, в возрасте
около 18 мес у ребенка бурно развиваются лобные доли мозга, отвечающие за контакты с другими людьми. Поэтому с такими маленькими детьми надо разговаривать, играть, общаться, а не затыкать их телевизором. «Телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка, — говорит Сьюзен Джонсон, исследовательница из Калифорнии, изучающая взаимодействие мозга и телевидения. — Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие
лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребенка — тихое общение с матерью или отцом». Некоторые родители надеются, что телевидение научит ребенка чему-то полезному — новым словам, цифрам или алфавиту, но большинство спе-
В 1948 г. вместе со своим учеником, Хулианом Мариасом, Ортега основывает в Мадриде Институт
гуманитарных наук.
Один из героев романа Хулио Кортасара «Игра в классики» так отозвался о нем: «надоедает сидеть
Дома и читать бесконечный трактат Хулиана Мариаса».
Krein David F. Birth Dates Matter: Generational Voting in the British House of Commons, 1841-1859//
The J. of the Historical Society. 2003. Vol. 3. N 3-4.
В. Штраус и Н. Ховье проанализировали историю Америки на протяжении последних 500 лет, спрогнозировав даже ее будущее. Временной интервал историко-генерационного исследования, таким образом, включал период от 1584 до 2069 г. На этом отрезке они обнаружили четыре основных типа поколения, которые повторялись через каждые 80, а иногда 100 лет. В. Штраус и Н. Ховье выбрали в каждом поколении самых известных людей (как среди мужчин, так и женщин), изучив которых, они могли судить о том, как происходит переход от одного поколения к другому. Среди событий, на основании которых прослеживалась генерационная динамика, были следующие:
♦ иллюзии, надежды, ожидания и мечты, с которыми вступало в жизнь данное поколение, а также их утрата;
♦ манера воспитания взрослыми своих детей, которая обычно резко отличалась от того, как их самих воспитывали;
♦ способ, каким молодежь реагирует на замечания старших в свой адрес;
♦ крупномасштабные кризисы типа гражданской или мировой войны.
Обобщив огромный эмпирический материал, В. Штраус и Н. Ховье вы
делил следующие четыре поколенческих цикла:
♦ миссионеры (идеалисты): 1860—1882 гг.;
♦ потерянные (реактивные): 1883—1900 гг.;
♦ G.I.22 (гражданские): 1901-1924 гг.;
♦ молчаливое (адаптивные): 1925—1942 гг.
циалистов говорят, что это не так. В одном эксперименте врачи регулярно демонстрировали детям с нормальным слухом, рожденным от глухонемых родителей, известную детскую образовательную передачу «Улица Сезам». Целью было проверить, не научатся ли они говорить. Этого не произошло. Дети учатся говорить, только общаясь с живыми людьми. Исследования показали, что маленьких детей привлекают звуки из телевизора, но их мозг не обрабатывает телевизионную речь с такой же интенсивностью, как разговор общающегося с ребенком человека. Кроме того, указывает доктор Джонсон, телевизор — точечный источник звука, тогда как в реальном мире звуки объемны, идут с разных сторон. Поэтому дети, привыкшие к телевизору, хуже других умеют определять направление на источник звука.
Так как телевизор дает одномерное, плоское изображение, увлечение им может помешать и развитию стереоскопического зрения, которое продолжается у ребенка до четырехлетнего возраста. После некоторых операций на глазах людям рекомендуют не читать, а смотреть телевизор, так как глаза при этом фиксированы в одном положении и не травмируются лишними движениями. Если ребенок, еще не умеющий читать, часто смотрит телепередачи, его глаза привыкают к неподвижности. Мало того, что в дальнейшем ему
трудно будет пробегать глазами по строчкам, может нарушиться нормальный рост глазных яблок. Слишком раннее знакомство с телевизором может способствовать и болезненному привыканию к нему. Конечно, гораздо легче жить, когда тебя постоянно развлекают без малейших усилий с твоей стороны. Но в дальнейшем такая пассивность плохо скажется на характере ребенка и его умении формировать собственные идеи и представления. Не говоря уж о том,что привязанность к сидению перед экраном ведет к нарушениям обмена веществ — вот почему у американских детей все чаще отмечается ожирение. Так что же конкретно рекомендуют врачи? Джоан Андерсон, автор книги «Как справиться с привычкой вашей семьи к телевизору, видеоиграм или компьютеру» советует до второго дня рождения вашего малыша спрятать телевизор в шкаф, вынимая только после того, как ребенка уложат спать. Замените телевидение общением с родителями или одногодками. Рекомендуется также перенести или отменить регулярные уборки квартиры. Обычно в это время мать усаживает ребенка перед экраном, чтобы не мешал. Перейдите на вечерние уборки или, наконец, смиритесь с тем, что в квартире в течение года с небольшим будет менее строгий порядок, чем вам хотелось бы. Источник: http://nauka.relis.ru
22 Название G.I. Generation было придумано В. Штраус и Н. Ховье для своей книги о поколениях и обычно означает либо «government issue», либо «general issue».
Цифры после двоеточия указывают временные границы, внутри которых все родившиеся в этот период должны обладать общими чертами, характеризующими их стиль и образ жизни. Поколение миссионеров, согласно авторам этой концепции, стало играть заметную роль на американской общественной сцене в конце 1890-х гг., а пика своей власти достигло в период президентства Вудро Вильсона.
Поколение G.I., родившееся в период с 1901 по 1924 г., победило во Второй мировой войне, стало родителями поколения бэби-бумеров, составило американский истэблишмент. Оно описано в книге «Великое поколение»
Тома Брокуэйя, по названию которой это поколение получило свое второе имя. Кроме того, у него есть и другие наименования, а именно: поколение Второй мировой, строители, поколение великой депрессии, поколение ветеранов, поколение традиционалистов. Поколение первой четверти XX столетия занимало видные правительственные посты, являлись первыми бойскаутами. После Второй мировой войны именно G.I. Generation восстанавливало народное хозяйство страны, добилось невиданного экономического подъема, сформировало Америку среднего класса и цивилизацию пригородов. В начале 1950-х гг. 35-летние представители G. I. Generation имели годовой доход в среднем 3 тыс. долл., уровень смертности у них составлял 4%23.
К наиболее известным представителям этого поколения относят: Луиса Армстронга (1901-1971), Уолта Диснея (1901-1966), Джона Стейнбека (1901-1968), Роберта Оппенгеймера (1904-1967), Френка Синатру (1915-1998), Роберта Макнамару (р. 1916), Ли Якокку (р. 1924). Поколением G.I. создано немало выдающихся художественных и музыкальных произведений, написано научных и политических трактатов, создано атомное оружие. Его представители делали большую политику в Белом доме в период с 1953 по 1975 г. Наконец, оно дало Америке семь президентов: Линдон Джонсон (1908—1973), Рональд Рейган (1911-2004), Ричард Никсон (1913-1994), Джеральд Форд (р. 1913), Джон Кеннеди (1917-1963), Джимми Картер (р. 1924), Джордж Буш (р. 1924). Историки полагают, что ни одно поколение до и ни одно поколение после нельзя с таким основанием назвать поколением прометеев, оказавших невиданное влияние на ход мировых событий в XX в24.