Музыка для детей

К наиболее ярким примерам культурных артефактов, созданных взрослы­ми для детей, относятся художественная литература и музыка. Музыка для детей включает произведения народного и профессионального композитор­ского творчества, специально предназначенные для детского восприятия или исполнения. Собственное музыкальное творчество начинается в старшем подростковом возрасте и расцветает в юношеском и молодежном. С этих пор музыка перестает быть жанром, создаваемым взрослыми для детей.

Между двумя видами музыкальной культуры огромная разница. В то время как взрослые композиторы сочиняют и рекомендуют «правильную», преиму­щественно классическую музыку, где преобладают положительные ценности, высокие идеалы, патриотизм и служение родине, «подростковые» композито­ры создают или выбирают чаще всего девиантную, нередко блатную, музыку. Еще дальше идет молодежь, ибо ее музыкальное творчество почти насквозь протестное. Показателен пример с нашим выдающимся бардом Владимиром Высоцким. Районы Москвы, где он жил в 1940-е гг., считались не очень рес­пектабельными. Здесь проживала молодежь, у которых родители знали о тюрьме не понаслышке, а потому в подростковой среде уважали физическую силу и

16 Осорина М.В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». СПб., 2000.

крепкие кулаки. Отсюда его интерес к так называемым «блатным» песням. Этот интерес возник по большей части из чувства протеста.

Взрослые дяди через свое музыкальное творчество стараются показать ребенку все многообразие жизни, все ее стороны и проблемы: любовь к род­ной стране, общение с природой и нравственный мир личности, прошлое всего народа и сферу личностного общения, высокие гражданские чувства и тонкие душевные состояния. Они намеренно выводят за рамки сюжета бедность и пороки, преступность и несправедливость, которые, по их мне­нию, могут негативно сказаться на психике ребенка: трагедийность, эроти­ка, чрезмерная эмоциональная напряженность и т.п.

Напротив, подростковое и моло­дежное музыкальное творчество, как будто бы изголодавшихся по запрет­ным темам, очень одностороннее, ак­центированное на негативных чертах жизни. Оно воспевает тех, кто борет­ся с несправедливостью взрослого мира, и обличает несправедливые за­коны устройства самого этого мира. Там много ужасов, войн, эротики, нигилизма. Как раз того, от чего их так долго ограждали профессиональные композиторы, намечая правильные, основанные на последних достижени­ях научной педагогики, траектории инкультурации — освоения лучших образцов народных традиций.

Специалисты, характеризуя особен­ности музыки для детей, подчеркивают ее педагогическую направленность. Эту музыку отличает также стремление к простоте, образному языку, определенности музыкальной идеи, использова­нию изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов, ори­ентация на ограниченные возможности детского голоса. Ничего подобного нет в подростковой субкультуре: хриплыми, ломающимися голосами, стара­ясь басить на манер взрослых 15—17-летние почти двухметровые «детишки» вовсю склоняют взрослый репертуар.

История музыки для детей начинается в глубокой древности. Возникнув в недрах народного песенного творчества, детские песни бытовали как сами по себе, так и в качестве необходимых составных частей детских игр, сказок, хо­роводов. Различают народные детские песни, создаваемые и исполняемые взрослыми для детей (обычно для самых маленьких), — байки, потешки, колы­бельные и пр., и складывающиеся и существующие в среде детей постарше — считалки, дразнилки, перевертыши, а также перенимаемые у взрослых песни календарного цикла, получающие игровое значение, — колядки, заклички и т.п. В XVIII в. в европейских странах началась профессиональная композитор­ская деятельность для детей. Создавалась инструментальная музыка для дет­ского исполнения (И.С. Бах, Д. Скарлатти, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетхо­вен и др.). Гайдну принадлежит первая в истории музыки «Детская симфония»

(1794), предполагающая включение в состав оркестра детей — исполнителей на «детских» инструментах. В XIX — начале XX в. были созданы: «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детский альбом» П.И. Чайковского и др. К концу XIX в. относится появление первых опер для детей (Н.В. Лысенко, Н.П. Брян­ский, В.И. Ребиков, Б.В. Асафьев и др.). Одновременно создаются произве­дения, рассчитанные на исполнение профессиональными артистами, доступ­ные детскому восприятию: балет Чайковского «Щелкунчик» (по одноимен­ной сказке Э.Т.А. Гофмана), симфоническая сюита «Игры детей» Визе.

Особенно активизировалось песенное творчество для детей в 1930-е гг. По­явились песни И.О. Дунаевского, М.Л. Старокадомского, В.П. Соловьёва-Се­дова. В 1950—60-е гг. в репертуар вошли песни Д.Б. Кабалевского, А.Н. Пах­мутовой, В.П. Герчик и др. Появились хоровые произведения И.М. Ельчева, М.А. Парцхаладзе, В.Г. Соколова, А.Г. Флярковского и др. Оформился свое­образный жанр пионерской кантаты. Открытие первого в мире Московского

детского музыкального театра (1965, ху­дожественный руководитель Н.И. Сац) активизировало работу композиторов в театральных жанрах музыки для де­тей. Театр ставил оперы для детей разных возрастов — от самых маленьких («Волк и семеро козлят» М.В. Коваля и др.) до старших школьников («Сест­ры» Кабалевского и др.). Развивая русские классические традиции, отече­ственные композиторы пишут балеты для детей: «Три толстяка» В.А. Оран­ского, «Юность» (по мотивам романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь») М.И. Чулаки, «Конёк-Горбунок» Р.К. Щедрина, «Синяя птица» Ра-ухвергера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: