К наиболее ярким примерам культурных артефактов, созданных взрослыми для детей, относятся художественная литература и музыка. Музыка для детей включает произведения народного и профессионального композиторского творчества, специально предназначенные для детского восприятия или исполнения. Собственное музыкальное творчество начинается в старшем подростковом возрасте и расцветает в юношеском и молодежном. С этих пор музыка перестает быть жанром, создаваемым взрослыми для детей.
Между двумя видами музыкальной культуры огромная разница. В то время как взрослые композиторы сочиняют и рекомендуют «правильную», преимущественно классическую музыку, где преобладают положительные ценности, высокие идеалы, патриотизм и служение родине, «подростковые» композиторы создают или выбирают чаще всего девиантную, нередко блатную, музыку. Еще дальше идет молодежь, ибо ее музыкальное творчество почти насквозь протестное. Показателен пример с нашим выдающимся бардом Владимиром Высоцким. Районы Москвы, где он жил в 1940-е гг., считались не очень респектабельными. Здесь проживала молодежь, у которых родители знали о тюрьме не понаслышке, а потому в подростковой среде уважали физическую силу и
|
|
16 Осорина М.В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». СПб., 2000.
крепкие кулаки. Отсюда его интерес к так называемым «блатным» песням. Этот интерес возник по большей части из чувства протеста.
Взрослые дяди через свое музыкальное творчество стараются показать ребенку все многообразие жизни, все ее стороны и проблемы: любовь к родной стране, общение с природой и нравственный мир личности, прошлое всего народа и сферу личностного общения, высокие гражданские чувства и тонкие душевные состояния. Они намеренно выводят за рамки сюжета бедность и пороки, преступность и несправедливость, которые, по их мнению, могут негативно сказаться на психике ребенка: трагедийность, эротика, чрезмерная эмоциональная напряженность и т.п.
Напротив, подростковое и молодежное музыкальное творчество, как будто бы изголодавшихся по запретным темам, очень одностороннее, акцентированное на негативных чертах жизни. Оно воспевает тех, кто борется с несправедливостью взрослого мира, и обличает несправедливые законы устройства самого этого мира. Там много ужасов, войн, эротики, нигилизма. Как раз того, от чего их так долго ограждали профессиональные композиторы, намечая правильные, основанные на последних достижениях научной педагогики, траектории инкультурации — освоения лучших образцов народных традиций.
Специалисты, характеризуя особенности музыки для детей, подчеркивают ее педагогическую направленность. Эту музыку отличает также стремление к простоте, образному языку, определенности музыкальной идеи, использованию изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов, ориентация на ограниченные возможности детского голоса. Ничего подобного нет в подростковой субкультуре: хриплыми, ломающимися голосами, стараясь басить на манер взрослых 15—17-летние почти двухметровые «детишки» вовсю склоняют взрослый репертуар.
|
|
История музыки для детей начинается в глубокой древности. Возникнув в недрах народного песенного творчества, детские песни бытовали как сами по себе, так и в качестве необходимых составных частей детских игр, сказок, хороводов. Различают народные детские песни, создаваемые и исполняемые взрослыми для детей (обычно для самых маленьких), — байки, потешки, колыбельные и пр., и складывающиеся и существующие в среде детей постарше — считалки, дразнилки, перевертыши, а также перенимаемые у взрослых песни календарного цикла, получающие игровое значение, — колядки, заклички и т.п. В XVIII в. в европейских странах началась профессиональная композиторская деятельность для детей. Создавалась инструментальная музыка для детского исполнения (И.С. Бах, Д. Скарлатти, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен и др.). Гайдну принадлежит первая в истории музыки «Детская симфония»
(1794), предполагающая включение в состав оркестра детей — исполнителей на «детских» инструментах. В XIX — начале XX в. были созданы: «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детский альбом» П.И. Чайковского и др. К концу XIX в. относится появление первых опер для детей (Н.В. Лысенко, Н.П. Брянский, В.И. Ребиков, Б.В. Асафьев и др.). Одновременно создаются произведения, рассчитанные на исполнение профессиональными артистами, доступные детскому восприятию: балет Чайковского «Щелкунчик» (по одноименной сказке Э.Т.А. Гофмана), симфоническая сюита «Игры детей» Визе.
Особенно активизировалось песенное творчество для детей в 1930-е гг. Появились песни И.О. Дунаевского, М.Л. Старокадомского, В.П. Соловьёва-Седова. В 1950—60-е гг. в репертуар вошли песни Д.Б. Кабалевского, А.Н. Пахмутовой, В.П. Герчик и др. Появились хоровые произведения И.М. Ельчева, М.А. Парцхаладзе, В.Г. Соколова, А.Г. Флярковского и др. Оформился своеобразный жанр пионерской кантаты. Открытие первого в мире Московского
детского музыкального театра (1965, художественный руководитель Н.И. Сац) активизировало работу композиторов в театральных жанрах музыки для детей. Театр ставил оперы для детей разных возрастов — от самых маленьких («Волк и семеро козлят» М.В. Коваля и др.) до старших школьников («Сестры» Кабалевского и др.). Развивая русские классические традиции, отечественные композиторы пишут балеты для детей: «Три толстяка» В.А. Оранского, «Юность» (по мотивам романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь») М.И. Чулаки, «Конёк-Горбунок» Р.К. Щедрина, «Синяя птица» Ра-ухвергера.