Этнография детства изучает разные стили и методы воспитания, проблемы социализации ребенка, отличия детей данного народа от детей, растущих в иной социально-культурной среде, механизмы и процессы приобщения детей к культуре своего народа. Здесь используются детальные монографические описания, массовые статистические исследования, исследования, опирающиеся на наблюдения, исследования комплексного типа и т.д.
Раньше детство выступало основным периодом приобщения к традиции, преимущественно в игровой форме. Культурная атрибутика такого приобщения в русском обществе — кукольные игры «в свадьбу», волчки, детские прялочки, мячи, коники, и принадлежности ритуальных «закликаний весны» (печенья — «жаворонки», «кулички», «сороки» и другие «птички»), и святочные дары детям, полученные во время обходов-колядок — пряники в виде птиц и домашних животных. Колыбель и ее обереги — вещи, призванные защитить новорожденного от испуга и полуночницы, чужого и недоброго слова, — стрелы, плужок, прялочка и т.п.17
17 Лаврентьева Л.С, Щепанская Т.Б. Женщина и магия: мир русской деревни XIX—XX вв. (www.kunstkamera.ru).
Детский период инкультурации сменяется подростковым и юношеским.
Девичья магия — праздничная, яркая, игровая, эмоционально насыщенная, и, как правило, коллективная форма инкультурации. На первый план в ней постепенно выходят брачно-любовные мотивы, гадание, привлечение женихов, обретение «красоты», под которой понимались идеальные свойства девичества: чистота, здоровье, физическая привлекательность, высокая детородная потенция. Весенняя хороводно-игровая магия повсеместно начиналась с Пасхи. В музеях ряд культурных артефактов обычно представлен вещами и фотографиями, связанными с пасхальным обычаем звонить в колокола, оповещая о бурном росте природной и девичьей красоты, качаться на качелях, скакать на досках, играть в мяч, яйца, городки, — всем этим предметам приписывалась особая половая «сила». Другой ряд предметов относится к весенне-летним девичьим обрядам «кумления», — это кольца, серьги, крестики, которыми обменивались «покумившиеся» (т.е. подружившиеся) девицы, венки, использовавшиеся при гадании о замужестве. Для этих предметов характерна растительно-птичья орнаментика, символизирующая пик расцвета природы и девушки. Здесь же мы видим образцы девичьего рукоделия: полотенца, рубахи с «заговорными» узорами, предназначенные для свадебных даров.
Этнография детства — изучение стилей и методов воспитания у разных народов, механизмов социализации и приобщения к национальной культуре
Девушки заплетали волосы в косу, укладывали вокруг головы, украшая цветами, венком из бумажных цветов, пестрыми лентами. Венок — это символ непорочности, юности и чистоты, он же является неотъемлемой частью свадебного обряда. Брачная символика венка отражена в любовной магии и девичьих гаданиях о замужестве, в обычае вручать девушке венок в знак сватовства, в обрядовом использовании венков на свадьбе. Венок невесты тесно смыкается с девичьими головными уборами («перевязкой», «повязкой», «налобнем», «венком» и т.п.), в том числе со специальными свадебными, которые просватанная невеста носит перед венчанием («венцом», «кору-
ной», «плачеей», «волей», «лентой» и др.). После свадьбы свадебный венок используют в лечебных и магических целях: кладут в колыбель, чтобы ребенок рос здоровым; дают в порошке ребенку от испуга.
Магия молодицы была почти исключительно связана с зачатием, рождением и выращиванием (выживанием) детей. Она представлена вещами, та-буированными во время беременности (атрибуты некоторых рукоделий, дороги и пр.), а также средства магического облегчения родов (дуга, пояс, сундук).
Зрелость отмечена на культурном календаре славян бабьей магией. Ею пронизано все предметное окружение женщины, так что средствами ее становятся едва ли не все бытовые предметы и орудия повседневных дел. Основной смысл — регулирование (стимуляция или, наоборот, сдерживание) плодородия как человека, так и домашней ско тины, земли. Особую роль в бабьей магии играли предметы «пронималь-ной» формы, т.е. с отверстием, полостью, развилкой, использование которых, как практическое, так и магическое, основано на операции пронима-ния, протаскивания, продевания. Сюда же относится и полая утварь бабьего «кута» — женской половины избы, расположенной у печи. В магии плодородия использовались горшки, корыта, ступа, квашня, а также печная утварь: хлебная лопата, ухват, кочерга и многое другое. Эти же вещи служили оберегами от враждебных сил, в том числе и потусторонних. Магический смысл имели и другие вещи с отверстием, например, камень с дырой — «куриный бог» в хлеву или курятнике, щепочка с дыркой от выпавшего сучка, использовавшаяся как средство лечения скота или оберег в пути18.
Старость в культурном пространстве подразделяется на две формы — «активную» и «уходящую». Первому аспекту соответствует, в частности, повивальная магия: атрибуты обрядов обрезания пуповины и «перерождения» или «перетекания» младенца, а также некоторых лечебно-магических ритуалов. Второму аспекту соответствует уход, в том числе уход «по вере», как распространенный способ проживания старости. Он представлен предметами, связанными с паломничеством (бронзовые иконки, ложки монастырской работы и пр.), келейным житьем и «божественным» рукоделием (лестовки)19.