В традиционном обществе

Этнография детства изучает разные стили и методы воспитания, пробле­мы социализации ребенка, отличия детей данного народа от детей, расту­щих в иной социально-культурной среде, механизмы и процессы приобще­ния детей к культуре своего народа. Здесь используются детальные моногра­фические описания, массовые статистические исследования, исследования, опирающиеся на наблюдения, исследования комплексного типа и т.д.

Раньше детство выступало основным периодом приобщения к традиции, пре­имущественно в игровой форме. Культурная атрибутика такого приобщения в русском обществе — кукольные игры «в свадьбу», волчки, детские прялочки, мячи, коники, и принадлежности ритуальных «закликаний весны» (печенья — «жаворонки», «кулички», «сороки» и другие «птички»), и святочные дары де­тям, полученные во время обходов-колядок — пряники в виде птиц и домаш­них животных. Колыбель и ее обереги — вещи, призванные защитить ново­рожденного от испуга и полуночницы, чужого и недоброго слова, — стрелы, плужок, прялочка и т.п.17

17 Лаврентьева Л.С, Щепанская Т.Б. Женщина и магия: мир русской деревни XIX—XX вв. (www.kunstkamera.ru).

Детский период инкультурации сменяется подростковым и юношеским.

Девичья магия — праздничная, яркая, игровая, эмоционально насыщен­ная, и, как правило, коллективная форма инкультурации. На первый план в ней постепенно выходят брачно-любовные мотивы, гадание, привлечение женихов, обретение «красоты», под которой понимались идеальные свой­ства девичества: чистота, здоровье, физическая привлекательность, высокая детородная потенция. Весенняя хороводно-игровая магия повсеместно на­чиналась с Пасхи. В музеях ряд культурных артефактов обычно представлен вещами и фотографиями, связанными с пасхальным обычаем звонить в ко­локола, оповещая о бурном росте природной и девичьей красоты, качаться на качелях, скакать на досках, играть в мяч, яйца, городки, — всем этим пред­метам приписывалась особая половая «сила». Другой ряд предметов отно­сится к весенне-летним девичьим обрядам «кумления», — это кольца, серь­ги, крестики, которыми обменивались «покумившиеся» (т.е. подруживши­еся) девицы, венки, использовавшиеся при гадании о замужестве. Для этих предметов характерна растительно-птичья орнаментика, символизирующая пик расцвета природы и девушки. Здесь же мы видим образцы девичьего рукоделия: полотенца, рубахи с «заговорными» узорами, предназначенные для свадебных даров.

Этнография детстваизучение стилей и методов воспитания у разных народов, механизмов социализации и приобщения к национальной культуре

Девушки заплетали волосы в косу, укладывали вокруг головы, украшая цветами, венком из бумажных цветов, пестрыми лентами. Венок — это сим­вол непорочности, юности и чистоты, он же является неотъемлемой частью свадебного обряда. Брачная символика венка отражена в любовной магии и девичьих гаданиях о замужестве, в обычае вручать девушке венок в знак сва­товства, в обрядовом использовании венков на свадьбе. Венок невесты тес­но смыкается с девичьими головными уборами («перевязкой», «повязкой», «налобнем», «венком» и т.п.), в том числе со специальными свадебными, которые просватанная невеста носит перед венчанием («венцом», «кору-

ной», «плачеей», «волей», «лентой» и др.). После свадьбы свадебный венок используют в лечебных и магических целях: кладут в колыбель, чтобы ребе­нок рос здоровым; дают в порошке ребенку от испуга.

Магия молодицы была почти исключительно связана с зачатием, рожде­нием и выращиванием (выживанием) детей. Она представлена вещами, та-буированными во время беременности (атрибуты некоторых рукоделий, дороги и пр.), а также средства магического облегчения родов (дуга, пояс, сундук).

Зрелость отмечена на культурном календаре славян бабьей магией. Ею про­низано все предметное окружение женщины, так что средствами ее стано­вятся едва ли не все бытовые предметы и орудия повседневных дел. Основной смысл — регулирование (стимуляция или, наоборот, сдерживание) плодоро­дия как человека, так и домашней ско­ тины, земли. Особую роль в бабьей магии играли предметы «пронималь-ной» формы, т.е. с отверстием, полостью, развилкой, использование кото­рых, как практическое, так и магическое, основано на операции пронима-ния, протаскивания, продевания. Сюда же относится и полая утварь бабье­го «кута» — женской половины избы, расположенной у печи. В магии плодородия использовались горшки, корыта, ступа, квашня, а также печная утварь: хлебная лопата, ухват, кочерга и многое другое. Эти же вещи служи­ли оберегами от враждебных сил, в том числе и потусторонних. Магический смысл имели и другие вещи с отверстием, например, камень с дырой — «ку­риный бог» в хлеву или курятнике, щепочка с дыркой от выпавшего сучка, использовавшаяся как средство лечения скота или оберег в пути18.

Старость в культурном пространстве подразделяется на две формы — «активную» и «уходящую». Первому аспекту соответствует, в частности, повивальная магия: атрибуты обрядов обрезания пуповины и «перерожде­ния» или «перетекания» младенца, а также некоторых лечебно-магических ритуалов. Второму аспекту соответствует уход, в том числе уход «по вере», как распространенный способ проживания старости. Он представлен пред­метами, связанными с паломничеством (бронзовые иконки, ложки монас­тырской работы и пр.), келейным житьем и «божественным» рукоделием (лестовки)19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: