Рождение ребенка, как и другие переломные моменты жизни (например, вступление в брак или смерть), ведущие к перемене статуса человека в обществе, занимает исключительно важное место в социологии, а потому изучаются под самым разным углом зрения, в том числе культурологическом.
В самостоятельную форму возрастной культуры надо вынести культуру рождения, которая всегда являлась важным предметом изучения у этногра-
18 Лаврентьева Л.С, Щепанская Т.Б. Женщина и магия: мир русской деревни XIX-XX вв.
(www.kunstkamera.ru).
19 Там же.
фов и антропологов, а позже — у психологов, социологов и культурологов. В США существует самостоятельное направление — «антропология рождения» (anthropology of birth)20, которая изучает не только особенности традиционной культуры, но и современные формы родов и родовспоможения в историко-сравнительной перспективе. Интерес социологов продиктован скорее массовым распространением альтернативных способов рождения, в том числе в присутствии отца и под водой. Любое массовое явление незамедлительно перетекает в центр внимания социологов, интересующихся поведением больших социальных групп людей. О переходных обрядах в примитивных культурах говорится в трудах Д. Фрезера, А. Ван-Геннепа и В. Тэрнера, в работах В.Н. Харузиной21, В.Я. Проппа22, А.К. Байбурина23, В.И. Ереминой, Т.А. Листовой24, Е.С. Новик25, Г.И. Попова26, СМ. Толстой27, В.Е. Добровольской28 анализируются обряды жизненного цикла и родильные обряды в традиционной русской культуре, в работах Т.Б. Щепанской29 — фольклор субкультуры беременных, у Т.А. Кругляковой — культура русского родильного дома, а статьи Е.А. Белоусовой посвящены субкультуре материнства30. Родильный обряд в донской казачьей традиции описывается Т.Ю. Власкиной31.
В США медицинская антропология (изучающая медицину как культуру) и, в частности, антропология родов, институциализирована как специальная область научного знания. Социальному и культурному аспекту родов посвящено большое количество статей и монографических исследований, в том числе М. Ривкин-Фиш, П. Брауна, Дж. Фостера, Б. Андерсон, X. Фабреро, Э. Фоулк-са, К. Хасана, Д. Хочстрассера, К. Браунера, К. Серджента, Дж. Тапп, А. Клайн-мана, Э. Ханта, Р. Гартоулл, Б. Джордан, Р. Дэвис-Флойд и др.32
Являясь одним из важнейших переходных обрядов, процесс рождения ребенка связан с хорошо разработанным, сложным ритуалом, включающим
20 При этом anthropology of birth тесно связана с другой областью знания — medical anthropology, где
регулярно выпускается собственный журнал— Medical Anthropology Quarterly — и существует
Society for Medical Anthropology, образованное в 1971 г.
21 Харузина В.Н. Несколько слов о родильных и крестильных обрядах и об уходе за детьми в Пудож
ском уезде Олонецкой губернии // ЭО. 1995. Вып. 1—2.
22 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1996.
23 Байбурин А.К. Обрядовые формы половой идентификации детей // Этнические стереотипы мужс
кого и женского поведения. СПб., 1991.
24 Листова ТА. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой (вторая поло
вина XIX — 20-е годы XX в.) // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.
25 Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М., 1984.
26 Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина // Торэн М.Д. Русская народная медицина и пси
хотерапия. СПб., 1996.
27 Толстая СМ. Беременность, беременная женщина // Славянская мифология. Энциклопедичес
кий словарь. М., 1995.
28 Добровольская В.Е. Повивальная бабка в обрядах Судогодского района Владимирской области //
Живая старина. 1998. № 2 (18). С. 19-21.
29 Щепанская Т.Б. Сокровенное материнство // Секс и эротика в русской традиционной культуре.
М., 1996.
30 Белоусова Е.А. Родовая боль в антропологической перспективе // Arbor Mundi: Международный
журнал по теории и истории мировой культуры. 1998. Вып. 6.
31 Властна Т.Ю. Донские былички о повитухах // Живая старина. 1998. № 2 (18). С. 15—17.
32 См.: Foster George M., Anderson Barbara G. Medical Anthropology. N.Y., 1978; Jordan B. Birth in Four
Cultures: A Crosscultural Investigation of Childbirth in Yucatan, Holland, Sweden and the United States.
Montreal, 1980; Davis-Floyd Robbie E. Birth as an American Rite of Passage. University of California
Press, 1992.
в себя ряд обязательных или факультативных обрядовых действий, направленных на обеспечение благополучия ребенка и всей семьи. Основными участниками родильного обряда выступают женщина (беременная, роженица, мать) и помощник в родах (повиальная бабка, знахарка, врач, акушерка, «нянечка»). Отличительная особенность родильного ритуала от других переходных обрядов состоит в том, что это «двойной» переходный обряд: новый статус обретает как ребенок, так и его мать33. В традиционной народной культуре повивальные бабки представлялись авторитетом в области деторождения, единственными носителями «истинного» знания. Бабки обрезали пуповину, отлучали ребенка от груди, «развязывали» шаги, речь,
впервые стригли волосы и ногти. В традиционной культуре повитуха при помощи магических средств пыталась воздействовать на облик ребенка до его рождения, в ходе беременности и после родов. В современной культуре монополистами «истинного», «научного», «авторитетного» знания являются медики. Они конструируют представления о том, до какого возраста следует кормить ребенка грудью, когда начинать докармливать его «взрослой» пищей, в каком возрасте он должен начать ходить, говорить, пользоваться горшком. Таким образом, к медикам (акушерам, гинекологам, неонатоло-гам) как бы перешли по наследству от повивальных бабок и функции регуляции отношений между матерью и ребенком, с одной стороны, и социумом и космосом — с другой. Частично эти функции унаследовала официальная медицинская теория, частично — официальная практика роддомов, женских консультаций и детских поликлиник, частично они адаптированы в неформальных приемах и практиках, используемых медицинским персоналом этих учреждений34.
Родильный обряд, по мнению Е.А. Белоусовой, поныне сохраняет за собой важнейшие функции ритуала в том виде, как он представлен в традиционной культуре, и является, таким образом, важнейшим механизмом коллективной памяти и средством поддержания социального порядка. И сегодня, и прежде родины — первый ритуал в жизни человека. По воззрениям славян, ребенок — «дар божий». Новорожденный не мог считаться человеком до тех пор, пока над ним не совершены предписанные обществом ритуальные действия, основной смысл которых состоит в том, чтобы «превратить» его в человека. Особый статус новорожденного проявляется в том, что в течение некоторого времени (чаще всего до крещения или до одного года) он считается как бы несуществующим, т.е. маргинальным существом, находящимся между небытием и бытием, природой и социумом. Он вроде бы есть, но лишь как природный феномен, но его одновременно и нет как социального существа. В случае смерти его хоронили не на кладбище, а в особых местах: в подполье, под порогом и т.п. Преобразование «новорожден-
33 Белоусова Е.А. Современный родильный обряд // Фольклор и постфольклор: структура, типоло
гия, семиотика (http://ivgi.rsuh.ru).
34 Там же.
ный => человек» начинается уже с первых действий после отделения ребенка от матери.
Первым ритуальным действием, отделяющим ребенка от природы и небытия, служило обрезание пуповины. Пуповину отрезали на заданном расстоянии от живота («в три пальца») на определенном твердом предмете, например, на дубовой плахе или топорище. Затем ее перевязывают льном, прядевом, волосами матери. Следующий шаг связан с выходом и захоронением плаценты, что рассматривалось как вторые роды. После чего наступала очередь для обмывания. Это некая универсальная процедура, которая совершается при всех важных моментах жизненного цикла: рождение, бракосочетание, похороны. Обмывание — один из первых шагов в серии операций, направленных на создание человека, его приобщение к сфере культуры. В северорусских районах, где обмывание совершалось в бане и ребенка распаривали, его «мягкость» доводилась до предела, с тем чтобы затем «лепить» из него человека. Обмывание должно было сообщить ребенку отсутствующие качества. На новорожденного смотрели скорее как на материал, из которого в ходе ритуала можно получить «настоящего» человека. Стремление придать нужную форму отчетливо проявляется в действиях повитухи. Приняв ребенка, она гладит ему головку, стараясь сделать ее круглее; сжимает ноздри, чтобы они не были слишком плоскими и широкими35.
Одевание новорожденного — следующий акт его приобщения к сфере культуры. После купания ребенка заворачивали в рубаху отца, которая не должна была быть новой и чистой («смоется отцовская любовь»). Ребенок становится продолжением не только матери, но и отца. Одетость — важнейший признак человека, его включенности в социальные отношения. Старые и поношенные вещи в русской культуре воплощали идею преемственности, передачи благ и ценностей от одного поколения к другому.
По окончании родов повитуха отправляется к священнику «за молитвой» и «за именем», а также договориться о дне крещения. Получение имени означает выход из обезличенного состояния. Ответственным за такой переход является крестный отец: повитуха «лепит» создает форму, а крестные родители дают имя и приобщают к сфере духовного. Их совместными усилиями создается не просто человек, но культурный феномен. Ребенок получает помимо биологических еще и социальных родителей.
Не случайно крестные являются главными действующими лицами во все важные моменты жизни крестника — именины, постриг, свадьба, крестины, на которых они обязаны покрыть существенную часть расходов. В свою очередь родители ребенка и подросшие дети обязаны были посещать и одаривать крестных. Бытовавшее в сельской среде мнение, что кумовья роднее братьев, довольно точно отражало особенность традиционных отношений. В кумовья приглашались близкие родственники, знакомые, соседи. Основной смысл
35 См.: Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. С. 40—62.
института восприемников (крестных родителей) заключался в том, чтобы дать младенцу «настоящих» (узаконенных культурой) родителей, включить ребенка в социальную структуру более высокого уровня, чем семья36.