Советские хиппи

В конце 1960-х гг., примерно на 5—7 лет позже, чем на Западе, к нам при­шло увлечение субкультурой хиппи. Западное движение хиппи возникло как протест молодежи против ценностей буржуазного общества. Дети богатых, респектабельных родителей отращивали длинные волосы, надевали рваные джинсы и уходили из семей в хипповскую общину, чтобы «жить в грязном лесу и умереть в нирване». Хиппи пропагандировали свободную любовь и пацифизм. То и другое было запрещено в СССР. Многим хотелось бы жить и вести себя как они, но власти не разрешали. Борьба за «мир во всем мире»,

митинги протеста против войны во Вьетнаме 1968—1970-х гг. представляли собой официально организованные и заранее планируемые мероприятия. Длинноволосых парней советские дружинники отлавливали в городских скверах и на улицах, доставляли в участок, переписывали и нередко брили наголо. О свободной любви как модели поведения и подумать было страш­но. В итоге из советского хиппизма были вытравлены все содержательные элементы. Осталась лишь форма. Советские хиппи не имели четкой идео­логии и перенимали у западных собратьев скорее образ жизни, чем образ мышления. Известно, что на культурных задворках западной цивилизации вся идейная жизнь, если она ориентирована на ценности этой цивилизации, обречена на вторичность.

Расцвет субкультуры и общественного движения хиппи в нашей стране произошел с опозданием на 10-15 лет. В середине 1960-х, когда движение хиппи родилось на Западе, наша молодежь еще увлекалась так называемы­ми стилягами — упрощенным (сниженным) вариантом высокой моды: блес­тящие ботиночки, цветастый галстук и зауженные брюки. Хиппи одевались совершенно иначе — грязные рубашки или свитера, засаленные джинсы, рваная спортивная обувь. Стиляги и хиппи — две разные моды, две разные эпохи, но общий протест против господствующей культуры и попытка вы­разить в одежде свое стремление к свободе.

Субкультурой хиппи никак не могли увлекаться настоящие шестидесят­ники, поскольку основной их пафос — исторический оптимизм, активное участие в строительстве коммунизма, социальная энергия, воодушевление. В идеологии хиппи все наоборот: пессимизм, неверие в будущее и недове­рие социальным институтам, разочарование, наконец, эскапизм — бегство от реальности. Советские критики, низвергавшие устои буржуазной мора­ли, в чем-то были правы. Хиппизм представляет собой идеологию упадниче­ства. Она возможна только в ситуации общественного застоя и разочарований. Именно такое время наступило в 1970-е гг. в СССР. Период существования аутентичного — соответствующего истинному предназначению, функциям и содержанию — хиппизма в СССР соответствует началу 1970-х гг.; место дей­ствия — Москва, Ленинград, Рига36.

Отгремела эпоха «золотых шестидесятых», опустился «железный занавес, усилилась цензура и политический гнет. Вчерашние романтики и студенты-комсомольцы бросились искать альтернативу лжи, убогости и серости «сов-

36 Хиппи в СССР (www.altruism.ru).

ка». В культурной атмосфере «развитого социализма» зарождаются сразу две формы протестного движения — в искусстве андерграунд, в образе жизни — хиппизм.

Упадок движения в 1990-е гг. связан именно с разрушением его идейных основ. Сегодня осталось мало энтузиастов, знающих ее первоначальную идеологию. Наркотики, ленивое безделье, низкий интеллектуальный уро­вень стали отличительными чертами движения хиппи эпохи его деградации. Самодвижение превратилась в подобие тоталитарной секты: со своими ико­нами, гимнами, суррогатными «учителями». Замкнулась на символике, на прошлом, обросла стереотипами и предрассудками.

Если смотреть на историю в целом, то Система — это чисто российский феномен, своеобразный ответ совет­ских хиппи на западный субкультур­ный вызов. За долгое время употребле­ ния слово «хиппи» утратило первона­чальный смысл. В 1960-е гг. в США молодые бунтари называли себя freaks (от англ. чудак), само же слово hippies придумали журналисты. На российской почве в этом слове перемешались чисто американские контркультурные значения и традиционно русские представления об интеллигенте, которые восходят к разночинцам-народни­кам и нигилистам XIX в. Советские хиппи построили свое государство в го­сударстве — Систему, в которой молодые романтики старались объединить принципы утопической коммуны, свойственные Западу, с крестьянской кру­говой порукой и взаимовыручкой. Просуществовав почти четверть века, рос­сийский хиппизм исчерпал себя. Сегодня умы молодежи больше занимают идеи экологии, глобализма и виртуальной реальности (кибер-панки).

Хиппи-шестидесятники разбрелись кто куда. Одни остались преданны­ми Системе и надеются возродить исконные традиции, другие пополняют ряды альтернативной, андерграундной или криминальной субкультуры, тре­тьи неплохо вписались в официальные структуры. К примеру, в России с 1996 г. действует хакерская школа, возглавляемая известным хиппи по про­звищу «Арви Хэкер». Одно время директором ДДТ был Гена Зайцев по про­звищу Хиппи-бюрократ.

В стабильные периоды развития современного общества или в традицион­ных обществах выпавшие из общей структуры люди обычно не создают соб­ственные организации и системы для защиты своего статуса либо создания непохожей на всех культуры. Это такие люди, которые находятся в процессе перехода. В конечном итоге они входят в общество, там обустраиваются и обретают новый статус. Но хиппи добровольно покинули насиженные мес­та, отказались от социального благополучия, которое обеспечили им родите­ли и создали маргинальную культуру аутсайдеров, которую назвали Системой. «Система» — пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социаль­ной структуры. В Системе большинство хиппи обладают промежуточным (лиминальным37, маргинальным) статусом: один считает себя художником,

37 От лат. Нтеп — порог. Лиминальные сообщества — возникающие и существующие в промежуточ­ных областях социальных структур. Здесь собираются «лиминальные» личности, лица с неопреде­ленным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.

8Б8

среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства). Статус по самооценке здесь никогда не совпадает со статусом по оценке другими: то, что общественным мнением ставится высоко, для хиппи ценится низ­ко, и наоборот. Принимаемые нормы и ценности в Системе иные, чем пред­писаны обществом.

Хиппи

Жители страны хиппи — пиплы — образуют особый мир, существующий параллельно с обычной вселенной, где проживаем мы все. То, что специа­листы называют экстернальной культурой и контркультурным движением38. В научной литературе Система относится также к сфере андерграунда (от англ. «undeground» — подполье), контркультуры, или в отечественном лек­сиконе было популярно еще словечко «неформалы». Все эти определения указывают на внеположенность — характерны приставки «контр», «под», «не». Ясно, что речь идет о чем-то противостоящем («контр»), невидимом и скрытном (подземная), неоформленном или неформализуемом официаль­ными средствами. Хип-система не подчиняется Конституции страны, в ней нет государственных границ, чинов и постов, она не платит в казну налоги и не выбирает своих правителей. Все, что происходит там, наступает есте­ственно, как восход солнца и стихийно — подобно броуновскому движению, в котором автономные частички перемещаются навстречу или поперек друг другу с разной скоростью, с разными целями и состоянием сознания. Тем не менее и здесь существует свой, невидимый глазу, порядок.

Созданная ими социальная сеть связей, каналов и поддержки спасла жизнь многим социальным изгоям, которые без ее помощи могли бы спить­ся, куда-то сгинуть, покончить жизнь самоубийством. В так называемой Системе — незримой империи хиппи — они обретали братство, моральную

Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования сис­темы 1986-1989 гг. СПб., 1993

и материальную поддержку, находили единомышленников и формы твор­ческой самодеятельности.

В отличие от остальных неформальных движений, хиппи удалось создать свой мир и утвердить альтернативный образ жизни: его опорой выступала сеть флэтов, разбросанных по всей стране. Первоначально Система отличалась большой гибкостью и открытым характером: системные хиппи общались с множеством разных людей. Движение переплеталось с интеллигенцией и бо­гемой, поддерживало отношения с религиозными кругами. Шел постоянный обмен информацией, накопление опыта. В 1980-е гг. Система стала широким и неоднородным движением: в него влилось большое количество нонконфор­мистов, уже не подпадавших под опре­деление «хиппи». Появились системные пиплы, не использующие эстетику пред­шественников (они входили в движение наряду с системными хиппи). Хиппи же западного образца (не пиплы) в восьми­десятые практически исчезли: им на смену пришли «системные паразиты», эксплуатирующие имидж волосатых. Это был целый поток, благодаря кото­рому оно приобрело свое особое, непов­торимое лицо. Тогда же бурно развивал­ся и достиг расцвета русский рок.

Русский рок выражал дух движения, был его символом. Как таковой, он сам возник внутри Системы — и ее идеоло­гия (метафорически) гораздо чаще вы­ражалась в песнях, нежели открыто декларировалась в виде манифестов (говорили: «рок — это не музыка, а об­раз жизни»). Наличие этической основы в русском роке объясняет и его критический заряд, и преобладание социальной тематики. Люди пытались повлиять на современную культуру своим творчеством — и этим изменить мир к лучшему.

Внутри Системы были установлены чрезвычайно доверительные отноше­ния между людьми. Декларировалась необходимость любви в любом деле, в любом начинании. Каждый пытался приблизиться к этому идеалу в своей повседневной жизни, в мыслях и поступках. Это означало «неприятие на­силия и грубости, готовность помогать другим, стремление к решению кон­фликтов мирным способом». Система вырабатывала в людях особый харак­тер и склонности, учила их быть добрыми в делах и светлыми в намерениях. В любых возможных ситуациях представители движения старались быть открытыми, отзывчивыми — и протягивали руку помощи тогда, когда о ней просили. Были выработаны особые традиции взаимопомощи, которые слу­жили образцом, основой поведения людей по отношению друг к другу. Лю­бовь и дух взаимопомощи пронизывали всю идеологию Системы. Здесь дей­ствовал приоритет духовности и интересов творчества над жизненным бла­гополучием. Устремляясь к новым горизонтам, люди пренебрегали бытовым комфортом и карьерой: жили так, как им подсказывали убеждения.

Система была социальным движением (не политическим!) и методом воз­действия на общество в ней было новаторское искусство, подкрепленное личным примером. Система подчинялась принципу: «чтобы изменить мир к лучшему, сначала нужно изменить себя».

Досуг хиппи

Дав толчок возникновению Системы, хиппи западного образца, впослед­ствии, на протяжении десятилетия сосуществовали с системными хиппи. Си­стема окончательно сформировалась как движение в Сибири, сохраняясь в этом регионе вплоть до наших дней, — и, в целом, она больше характерна для провинции, чем для столиц, в которых больше интеллектуалов-одино­чек (в том числе, своих людей)29.

Базовые ценности интернациональной культуры — духовный поиск и любовь между людьми — советским хиппи приходилось отстаивать в мили­цейских кутузках, в столкновениях с общественностью и дружинниками, в подполье. Несмотря на свою вторичность и суррогатный характер советский хиппизм пытался быть или по крайней мере казаться оригинальным и само­стоятельным феноменом, которому свойственны искренние чувства, взлет фантазии и творчества, поиск откровений, любви и человеческих отношений. Заимствованную форму советская андерграундная молодежь стремилась на­полнить незаимствованным содержанием. Советские хиппи в итоге являлись такими же настоящими, подлинными, как их западные предшественники.

Как отражаются в сленге особо значимые для хиппи реалии? Первая тема — внешний облик. Для внешнего облика хиппи самое главное — воло­сы, на сленге — хайр. Два других декоративных элемента — ксивник (нашей­ный мешочек для ношения паспорта, от ксива — письмо, бумага, любой документ — слово из уголовного жаргона) и феньки (украшения из бисера).

39 Хиппи в СССР (www.altruism.ru).

Других специальных слов для обозначения одежды у хиппи нет, за исклю­чением постоянно используемых избыточных англицизмов типа шузы40.

Один из главных атрибутов хиппующих — феньки (фени, фенечки). Феньки делают из бисера, нанизанного на леску. У каждого цвета и сочета­ния цветов свое значение: черный — траур, смерть, красный — любовь, бе­лый — чистота и невинность. Сочетание красного с белым означает «свобод­ную любовь», черного с красным — «анархию», вкрапления синего цвета — небо, дух. В начальную эпоху хиппи фенечки плели и дарили друзьям, в позднюю — носят все, кому заблагорассудится, и продают на каждом углу. Нередко феньки переходили из рук в руки и возвращались к хозяину, ак­кумулировав в себе тепло человеческих сердец, социальный опыт, жизненную энергию. Снять феньку — значит отка­заться от каких-то отношений. Или радикально изменить их. Пока отно­шения сохраняются прежними, фень-ка живет на руке, и если вдруг рвется, ее восстанавливают (подарившего про­сят опять завязать ее на запястье). Счи­талось, что постепенно аура человека, носящего фенечку, меняет ауру фенеч­ки и меняется сама. Если фенечка плетется «без чувства», то она не будет нормально носится. Такая фенчка — плохой сосуд для ауры. Фенька пере­давала впечатление о близком человеке, содержала определенное пожела­ние, служила знаком нашей дружбы, имела подчас длинную биографию:

«Герла, подарившая мне феньку, была моим близким другом. Она была та­лантливым рок-исполнителем. К сожалению (эх, так и вижу тупые ухмылки тусовщиков!) ее привычка курить коноплю зачеркнула дальнейшее творчество: она больше не писала новых песен, и не исполняла старых. С герлой стало слож­но общаться (стало заметным снижение памяти и интеллекта). Наблюдая, как друг гниет заживо, я ощутил, что фенька тоже омертвела: носить ее на руке ста­ло противно, как вонючий кусок трупного мяса. При одном взгляде на феньку портилось настроение, возникало брезгливое чувство. Наконец, я снял (то есть, убил) ее. Фенька превратилась в аккуратный трупик, в музейную мумию: архе­ологический экспонат, предмет отстраненного изучения».

Хиппи общались между собой на своеобразном сленге, состоявшем в основном из словечек, заимствованных из английского языка. Толковый словарь советского хиппи41 формировался на протяжении четверти века и ныне он включает некий набор основных терминов. Хайр — длинные волосы, характерные для хиппи. Факер — большой любитель заниматься любовью. Герла — девушка. Скипать — уходить, уезжать.

Глюк — галллюцинация, вызванная наркотическими средствами. Олдовый — старый, опытный; с большим стажем пребывания в Системе.

40 Мазурова А., Радзиховский Л. Стеб остранения (http://music.uniyar.ac.ru).

41 Мазурова A.M. Словарь сленга, распространенного в среди неформальных молодежных объедине­
ний // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных обьеиинений. М., 1988;
Радзиховский Л.А., Мазурова А.И. Сленг как инструмент остранения // Язык и когнитивная дея­
тельность. М, 1989.

Оттягиваться — предаваться наслаждениям.

Флэт — квартира, любое жилье, в котором пипл регулярно вписывает множество людей; обычно — место проведения квартирников.

Дорога — идущие подряд следы на вене от систематических уколов.

Юкс — один рубль.

Шузы — обувь.

Даун — депрессия.

Заморочка — навязчивая идея.

Ринг — веревочка вокруг головы, держащая волосы.

Свинтить — арестовать, задержать.

Стебаться — смеяться, иронизировать.

Полис — милиция.

Прайс — деньги.

Отвязанный — не стесняющий себя чрезмерно условностями и общепри­нятыми правилами.

Пипл (от англ. people «люди») — свои люди, хиппи.

Рок — андерграундное песенное творчество.

Квартирник — бесплатный концерт в частном помещении.

Стоп — автостоп, передвижение на попутных машинах.

Таюха — галстук.

Вписка — квартира, где можно пожить или переночевать.

Места сборищ хиппи имеют свои сленговые названия, образованные, как правило, путем усечения официальных (Пушка — Пушкинская площадь, Нога — площадь Ногина). Иногда в создании сленговых названий присутству­ет стебный, т.е. издевательский или иронический, элемент (Яшка — площадь Свердлова, Физкультурная — станция метро Спортивная). Однако особо зна­чимые места имеют названия, никак не перекликающиеся с официальными («Этажерка» — кафе в Москве, «Сайгон» — кафе на Невском в Ленинграде)42.

Системные хиппи в СССР

2 Мазурова А., Радзиховский Л. Стеб остранения (http://music.uniyar.ac.ru).

Современный словарь сленга хиппи содержит более 600 слов. Его осно­ву составляют английские, заимствованные российскими хиппи, нередко с изменением значения (так, прайс-лист сперва значило «цена», впоследствии сохранив только отсутствующее в английском значение «деньги») или про­изношения {хайр, брайзер), приобретая при этом вполне русские аффиксы (подфакнуться, стритовый). Источником заимствований являлись лексичес­кие пласты соседствующих социальных групп: жаргон музыкантов, сленг фарцовщиков, молодежные жаргоны (например, жаргон стиляг), жаргон уголовников (последний, впрочем, повлиял на сленг хиппи меньше, чем, например, на общеразговорный язык или жаргон школьников). Наиболее

тесные пересечения у хиппи были с наркоманами, поскольку редкий хип­пи не пробовал употреблять хоть ка­кие-либо наркотические препараты. По наблюдению Ф.И. Рожанского43, поколение хиппи 1970-х гг., довольно хорошо знавшее английский язык, сменилось поколением 1980-х, уже не блиставшим в такой же степени знани­ем иностранных языков. Значительно реже стали употребляться англициз­мы. Словотворчество у отечественных хиппи стало иссякать.

На основе такого словаря строиться живой язык общения между хиппи, понятный только посвященным. В частности, могут употребляться такие выражения, как «Только он меня вмазал, у меня крутой кайф пошел»; «Толь­ко мы скипать собрались, как приехал полис и всех винтить начал»; «Я фачился с герлами на фирменных флэтах...» (из песни); «Кабы я была кингица — сли­чит ферстая герлица...» (из А.С. Пушкина; автор перевода неизвестен); «Есть маза факать водолаза» (поговорка, означающая бессмысленность предложе­ния, отсутствие удачных перспектив); «У нас крутой облом — джеф есть, а машину никто не принес»; «подписать герлу на фак»; «Он прайсовал всю ту­совку»; «Мне пэрэнт сегодня тэн дал»44.

Свои настоящие имена хиппи заменяли на экстравагантные прозвища, шокирующие непосвященных, например, Инерция, Крот, Дикобраз, Дизи, Десс, Сталкер, Сольми, Папа Гнус и др.

Основным каналом распространения субкультуры хиппи является самиз­дат — форма самодеятельного творчества, тексты, изданные на средства авторов и допускающие неограниченное тиражирование (перепечатку) без согласования с ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: