Человек и организация

Взаимодействие человека и организации может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Человек и организация

В менеджменте существует два подхода к установлению взаимодействия человека и организации.

• Человек подбирается для выполнения определенной работы или функции:

- описание работы;

-определение квалификационных требований;

-отбор кандидатов по квалификационным требованиям;

-назначение человека на определенную работу.

• Работа или функция подбирается для человека:

-изучение возможностей и стремлений человека;

- закрепление за человеком определенного местав организации;

- подбор работы, наиболее соответствующей возможностям и месту человека;

-закрепление работы за человеком.

Человек выполняет работу в окружении людей и является одновременно исполнителем некоторой роли в организации и членом группы, в рамках которой он действует.

Группа – относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

Взаимодействие членов группы базируется на некотором общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, позволяющими ей вступать во взаимодействие с внешней средой и адаптироваться к возможным изменениям.

Группы в организации могут быть:

• формальные – выделяются как структурные подразделения в организации;

• неформальные – создаются членами организации в соответствии с взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями, привычками и т.п.

Факторы, влияющие на функционирование группы, – это характеристики членов группы:

- личностные характеристики человека, его способности;

-образование;

- жизненный опыт;

структурные характеристики группы:

-коммуникации в группе и нормы поведения;

-статус и роли;

- личные симпатии и антипатии между членами группы;

-влияние друг на друга;

ситуационные характеристики:

- размер группы;

- задачи, решаемые группой;

-система вознаграждения в группе.

На современных предприятиях используются различные формы работы в группе.

– совместное решение частичных задач;

– автономные и полуавтономные бригады;

– целевые, проектные группы;

– «кружки качества».

Менеджеры признают, что хорошо организованные группы позволяют аккумулировать большой объем знаний, обеспечивают лучшее восприятие и понимание проблем, выявление альтернативных приемов в процессе подготовки и принятия решений.

Менеджер должен учитывать роль группы в построении работы предприятия, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как:

–> индивида, обладающего набором определенных характеристик;

–> специалиста, призванного выполнять определенную работу;

–> члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении;

–> человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с полученными знаниями.

В деятельности относительно самостоятельных подразделений следует использовать предпринимательский стиль ведения работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: