Учет активов предприятия

Для нормальной производственной деятельности предприятий им нужны в определенном объеме денежные средства (рис. 17). Они являются частью оборотного капитала предприятия и высту­пают в наличной и безналичной формах; это наиболее ликвидная часть активов предприятия, их в любой момент можно использо­вать для обязательств предприятия.

Наличные денежные средства, а также денежные документы хранятся в кассе; для учета этих средств предназначен счет 50 «Касса».

Безналичные средства предприятия хранятся на различных сче­тах в банках. Для их учета используют счета 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

Счет 51 —активный; по его дебету отражают средства, полу­ченные от реализации продукции, имущества, работ и услуг и т. д. Основным первичным документом по этим операциям являются выписки банка; на их основании заполняются журнал-ордер № 2 -АПК и ведомость к нему.

По кредиту счета 51 показывается оплата задолженности по на­логам, оплата приобретения материалов и услуг и т. д. Субсчета к счету 51 не открывают.

Если производятся какие-либо расчеты в иностранной валюте, используется счет 52.

Предприятие может иметь счет 55, предназначенный для реше­ния конкретных хозяйственных задач. На нем ведут учет наличия и движения денежных средств в аккредитивах, на расчетных чеко­вых книжках, на особых счетах и т. д. С этой целью открывают со­ответствующие субсчета («Аккредитивы» и др.).

Счет 58 «Финансовые вложения» используется для отражения информации по движению денежных средств, которые вкладыва­ются в ценные бумаги, депозиты и т. д. Операции по финансо­вым вложениям учитывают в разрезе субсчетов 58/1 «Паи и ак­ции»; 58/2 «Долговые ценные бумаги»; 58/3 «Предоставленные займы»; 58/4 «Вклады по договору простого товарищества».

Синтетический учет сырья, материалов, запасных частей неф­тепродуктов и других оборотных средств ведут на счете 10 «Мате­риалы» по субсчетам:

1. Сырье и материалы.

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, кон­струкции и детали.

3. Топливо.

4. Тара и тарные материалы.

5. Запасные части.

6. Прочие материалы.

7. Материалы, переданные в переработку на сторону.

8. Строительные материалы.

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Кроме того, на отдельных субсчетах сельскохозяйственные предприятия учитывают семена, корма, минеральные удобрения, ядохимикаты и др.

Аналитический учет ведется по местам хранения материалов и по отдельным наименованиям. Материальные ценности отражают в учете по фактической стоимости их приобретения или по плано­вой (нормативной) себестоимости.

Определение фактической себестоимости материалов, списываемых на производство, разрешается производить по средней се­бестоимости, по методу ЛИФО (по себестоимости последних по времени закупок) или по методу ФИФО (по себестоимости пер­вых по времени закупок). Этот метод должен быть указан в учет­ной политике.

На крупных предприятиях, в обороте которых имеется значи­тельное количество материалов, целесообразно осуществлять ана­литический учет по твердым учетным ценам и отдельно учитывать отклонения от них. На этом основан так называемый оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. Каждому наи­менованию и сорту материалов присваивают кратное числовое обозначение (номенклатурный номер), единицу измерения и учет­ную цену. В пределах синтетического счета номенклатуры разрабатывают по буквам алфавита, а каждой букве алфавита отводят серию номеров.

При сальдовом методе бухгалтерия не дублирует операции складского учета. В качестве регистров аналитического учета ис­пользуют карточки складского учета материалов. Необходимость разработки номенклатуры материалов обусловлена требованиями учетной политики предприятия. Специальные инструменты, специальная одежда, обувь и другие подобные предметы, ранее учи­тываемые только в составе МБП, учитываются теперь на суб­счете 10/9.

Готовая продукция учитывается на счете 43. Поступающая от урожая зерновая продукция оформляется различными способами. Некоторые хозяйства используют в учете талонную систему: перед уборкой бухгалтерия предприятия заготавливает талоны и вручает их комбайнерам и водителям автомобилей; другие используют бланки первичных документов (реестр отправки зерна и другой продукции с поля) в 3 экземплярах, а если транспорт привлечен­ный — в 4 экземплярах. Наконец, возможен вариант с оформлени­ем путевок на вывоз продукции с поля. Все эти варианты ис­пользуются по усмотрению предприятия. Наиболее прогрессивной считается талонная система, однако она требует очень четкой орга­низации уборочных работ.

Ежедневно все первичные документы по оприходованию про­дукции должны сдаваться в бухгалтерию предприятия.

Зерно, поступающее с поля, содержит различные примеси, пыль, семена сорной растительности, землю, дробленое зерно и т. д. По­этому для хранения и дальнейшего использования его подраба­тывают (сортировка, сушка, очистка). Такие операции оформ­ляются актом на сортировку и сушку продукции растениевод­ства. В нем записываются первоначальный вес зерна, а также количество полученного после сортировки полноценного зер­на, количество зерноотходов, мертвые отходы. В акт заносят показатели влажности зерна и устанавливают его натуру. Доку­мент подписывает заведующий током, утверждает руководитель или главный агроном.

Отправка зерна за пределы предприятия оформляется товарно-транспортной накладной (форма «Зерно»), внутреннее перемеще­ние — накладной внутрихозяйственного назначения. При продаже зерна, кроме первичных документов, обязательно должно состав­ляться сортовое удостоверение, подтверждающее качество про­дукции, а также сертификат, в котором указывается сортность зерна, его зараженность различными болезнями, отнесение к ка­тегории элита, суперэлита, твердая (мягкая) пшеница и т. д. В слу­чае расхождения данных предприятия и заготовительных пунктов создается специальная комиссия, которая выясняет причину не­соответствий и составляет акт, где указываются причины расхож­дений, которые необходимо устранить.

Данные путевок, реестров, накладных заносят в ведомость дви­жения зерна и другой продукции; этот документ составляет заве­дующий током в конце рабочего дня и сдает в бухгалтерию. Там данные группируют в разрезе культур в накопительных ведомос­тях движения зерна.

Часть зерновой продукции предприятие может получать от фер­мерских (крестьянских) хозяйств, в этом случае составляется на-

кладная на закупку сельскохозяйственной продукции. Этот же до­кумент оформляют при покупке зерновой продукции у работни­ков и отдельных граждан.

Другая продукция растениеводства (плоды, овощи и т. п.) при­ходуются с оформлением дневника поступления сельскохозяйст­венной продукции. Этот документ заполняют при уборке уро­жая овощных культур, картофеля, поступлении продукции са­доводства. Указанную продукцию сортируют и определяют ее ка­чество, которое фиксируется в документах (например, стандарт­ная/нестандартная продукция и т. д.). Отправка овощей и фруктов заготовительным организациям оформляется товарно-транспорт­ной накладной (форма «Овощи»). В специализированных пред­приятиях используют дневник поступления продукции садовод­ства, в тепличных хозяйствах — дневник поступления продукции закрытого грунта.

Израсходованные на посев и посадку семена оформляются ак­том расхода семян и посадочного материала. Этот документ явля­ется одновременно основанием для списания сумм с подотчетного лица и отнесения их на расходы.

Поступление кормов нового урожая также оформляют первич­ными документами. Корма, закладываемые на хранение в тран­шеи, сенажные башни, стога и скирды, приходуют по количеству и стоимости. Количество корма определяют взвешиванием или расчетным путем (на основе промеров по специальным форму­лам). Для их приема (оприходования) создается специальная ко­миссия, которая оформляет акт, однако этот документ составляет­ся по истечении определенного срока.

Пастбищные корма не приходуют и в бухгалтерских докумен­тах не отражают. Количество стравленного корма может опреде­ляться в производственных целях, путем контрольного взвешива­ния продукции с 1 м2 участка. Скошенную зеленую массу, пред­назначенную на корм скоту, обязательно взвешивают, и ее коли­чество заносят в ведомость расхода кормов. Этот же документ составляется и по другим видам кормов.

Продукция животноводства, получаемая из производства, так­же оформляется первичными документами. Так, для оприходова­ния молока используют журнал учета надоя. В этом документе указывают группу животных, от которых получена продукция, ко­личество молока, надоенного утром, днем и вечером, а также жир­ность полученного молока. Одновременно выводится средняя жир­ность в процентах.

Молоко, израсходованное на выпойку телят, оформляется ве­домостью расхода кормов, а отгруженное на молокозавод — товар­но-транспортной накладной (форма «Молоко»). Передача продук­ции внутри предприятия оформляется накладной внутрихозяй­ственного назначения или лимитно-заборной картой. На основа­нии всех перечисленных первичных документов составляют ведомость движения молока, один экземпляр которой предоставляют в бухгалтерию, а второй служит основанием для записи в книгу складского учета на ферме.

Сельскохозяйственные предприятия организуют управленчес­кий учет в соответствии с новым Планом счетов; центральное ме­сто в нем занимает учет затрат на производство и калькулирование себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Исходя из сущности управленческого учета, необходимо мак­симально четко разграничить все затраты на условно-переменные и условно-постоянные. При этом следует в отдельный раздел выделить самостоятельные счета для организации учета затрат по элементам, одновременно используя традиционные счета за­трат 20—29. Можно также применять свободные счета 3-го раз­дела. Методика устанавливается организацией самостоятельно, в рамках учетной политики; при этом взаимоувязка по статьям и элементам должна осуществляться на специальных счетах — «эк­ранах». Формирование информации по обычным видам деятель­ности может осуществляться на счетах 30—39, предназначенных для отражения остатков ресурсов, передачи доходов и расходов из финансового в управленческий учет, где они группируются по счетам центров ответственности, себестоимости и отклонений от себестоимости. Можно также использовать метод «затраты — вы­пуск», но это потребует коренной перестройки всей традицион­ной системы бухгалтерского учета.

Проиллюстрируем организацию учета затрат на производство с использованием международных стандартов бухгалтерского учета, в которых основой учета затрат являются экономические элемен­ты, а основой калькулирования — статьи затрат.

Управленческий учет следует вести по принципу «директ-костинг», что позволяет, во-первых, снизить трудоемкость тра­диционного учета и упростить калькулирование себестоимости готовой продукции, а во-вторых, повысить аналитичность учет­ной информации. При внедрении такой системы нужно услов­но-переменные затраты, собираемые на счете 26 «Общехозяйст­венные расходы», не включать в себестоимость объектов каль­кулирования, а списывать в конце отчетного периода на счет 90 «Продажи» или непосредственно на счет 99 «Прибыли и убыт­ки» (табл. 28).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: