Общая характеристика бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информа­ции об имуществе, обязательствах организаций и их движении пу­тем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяй­ственных операций. В бухгалтерском учете так называют любые дей­ствия или события, приводящие к изменениям в составе имущества предприятия, его обязательств и собственного капитала, а также к изменению хозяйственно-правовых отношений.

Каждая учетная запись должна иметь документальное обосно­вание. В учете используются различные натуральные единицы измерения (килограммы, центнеры, человеко-часы и т.д.), но при обобщении информации обязательно переходят к денежно­му измерению. Эффективно управлять деятельностью предприя­тия невозможно без информации о наличии ресурсов, источниках средств и результатах их использования. Необходимо наблюдение, измерение и фиксация (регистрация) фактов хозяйственной дея­тельности, их последующее обобщение и анализ для принятия оптимальных управленческих решений.

Предметом бухгалтерского учета является количественная оп­ределенность экономических отношений, складывающихся в про­цессе расширенного воспроизводства. Важнейшими объектами бух­галтерского учета являются:

ресурсы предприятий — основные средства (здания, автомо­били, тракторы, компьютеры и т. п.), сырье и материалы, семе­на, корма, запасные части, готовая продукция, денежные сред­ства (наличные деньги в кассе предприятия, различные счета в банках и др.)? долгосрочные финансовые вложения (ценные бу­маги) и др.;

собственные источники образования средств (уставный капи­тал, добавочный капитал, резервный капитал, прибыль);

заемные источники (кредиты банков, займы);

привлеченные источники (задолженность поставщикам и под­рядчикам, задолженность по платежам в бюджет, задолженность персоналу по оплате труда);

хозяйственные операции, вызывающие изменения в составе имущества и обязательств предприятия.

Кроме того, объектами бухгалтерского учета могут быть вложе­ния во внеоборотные активы, то есть инвестиции, увеличивающие стоимость активов за счет собственных средств предприятия.

Основные правила, которые необходимо соблюдать при ведении бухгалтерского учета:

двойная запись хозяйственных операций на счетах;

последовательное применение избранной учетной политики от одного года к другому;

полное отражение в учете всех хозяйственных операций, про­веденных в отчетном периоде;

полное отражение результатов инвентаризации в том отчетном периоде, в котором она проводилась;

правильное разграничение доходов и расходов по отчетным годам;

раздельный учет текущих издержек и капитальных затрат.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на пред­приятии несет его руководитель. Он может учредить бухгалтер­скую службу, возглавляемую главным бухгалтером, либо поручить ведение учета бухгалтеру по договору, или же вести бухгалтерский учет самостоятельно. Выбор в каждом случае зависит от конкрет­ных условий деятельности предприятия.

Метод бухгалтерского учета — это совокупность способов и приемов отражения предмета бухгалтерского учета. Метод вклю­чает в себя следующие элементы:

документацию и инвентаризацию;

оценку и калькуляцию;

систему бухгалтерских счетов;

двойную запись на бухгалтерских счетах;

бухгалтерский баланс;

отчетность.

Документация является основой всего последующего учета. Каждая хозяйственная операция должна быть обязательно оформ­лена первичным документом. Документы в бухгалтерском учете являются не только юридическим свидетельством о свершивших­ся хозяйственных операциях, но и материальным носителем ин­формации. Достоверность документов проверяется путем инвен­таризации, то есть сопоставления (сличения) фактического нали­чия имущества с данными учета. Инвентаризация наряду с доку­ментацией является средством наблюдения за хозяйственной деятельностью предприятия. Проверку средств в натуре произво­дят при пересчете, взвешивании, обмере и т. п. При этом выявля­ют факты пересортицы, излишки и недостачи готовой продук­ции, материалов, неполную или просроченную оплату выставлен­ных счетов. По результатам инвентаризации составляются сличи­тельные ведомости.

Оценка — это пересчет имущества из натуральных единиц в де­нежные. В основе ее лежит калькуляция, то есть исчисление (расчет) себестоимости продукции, работ и услуг предприятия (напри­мер, себестоимости 1 ц зерна, 1 ц молока, 1 т км и т. д.).

Счета бухгалтерского учета — это способ системного отраже­ния хозяйственных средств и источников их образования, хозяй­ственных процессов и результатов производственно-финансовой деятельности. В учете используют счета, на которых отражаются объекты бухгалтерского учета в натуральных и денежных измери­телях. Каждый счет имеет название и поле для регистрации хо­зяйственных операций. Счета, предназначенные для обобщенного учета, называют синтетическими; учет в них ведется только в де­нежном выражении. Для более детального учета объектов исполь­зуют аналитические счета; промежуточное положение занимают так называемые субсчета. Так, к синтетическому счету «Материа­лы» открывают несколько субсчетов, в том числе субсчет «Топли­во», а учет отдельных его видов (бензина, керосина, дизельного топлива и т. д.) ведут на аналитических счетах.

Каждый счет состоит из двух частей — левой (дебет) и правой (кредит). На счетах фиксируют остатки (сальдо) средств или ис­точников финансирования и обороты за период, отражающие их движение.

Отчетность — это завершающий этап бухгалтерской работы; она содержит итоговые показатели деятельности предприятия. Форми­рование результативных показателей с разной степенью детализа­ции или обобщения происходит в зависимости от запросов и прав потребителей информации. Главное назначение отчетности — по­лучить материал для оценки работы предприятия и контроля за декларируемой прибылью, уплатой налогов, имуществом. Отчет­ность составляется на основании данных текущего учета.

Становление и развитие рыночных отношений, различные формы собственности и виды хозяйствования, изменение эконо­мических методов управления предприятиями в АПК привели к необходимости научно обоснованных преобразований системы бух­галтерского учета с использованием отечественных прогрессив­ных методов и международного опыта.

В настоящее время, основываясь на мировой теории и практи­ке, бухгалтерский учет подразделяют на финансовый, управлен­ческий и финансовую отчетность.

Бухгалтерский финансовый учет охватывает информацию, пред­назначенную для внешних пользователей (государственные орга­ны, акционеры, кредиторы, инвесторы). Ведение финансового уче­та обязательно. При формировании информации в системе фи­нансового учета бухгалтер обязан руководствоваться действующи­ми нормативными документами, так как сторонние пользователи не могут в своей деятельности основываться на непроверенных, субъективных оценках.

Бухгалтерский управленческий учет обеспечивает информацией внутренних пользователей. Основной задачей управленческого учета является сбор, анализ, подготовка, передача и прием данных, необходимых управляющим (менеджерам) для выполнения их функций. В управленческой бухгалтерии формируется прежде всего информация об издержках производства, калькулировании себестоимости продукции, определяется финансовый результат де­ятельности по местам возникновения затрат и центрам ответст­венности, проводится анализ, контроль, прогнозирование затрат. В управленческом учете часто используются приблизительные оцен­ки и информация не обязательно должна формироваться в соот­ветствии с установленными нормами. Управленческий учет — это связующее звено между учетными функциями и управлением предприятием. Основой его является обоснование принятия ре­шений по организации и технологии сельскохозяйственного про­изводства, позволяющие сделать затраты эффективными и реаль­но управлять ими.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета особое внимание уделяется разумному сочетанию жесткой цент­рализованной регламентации учетного процесса и самостоятель­ности предприятий в постановке учета. Сущность такого подхода заключается в том, что государство устанавливает систему и сово­купность общих правил бухгалтерского учета. Конкретизация пра­вил, механизм их выполнения должны разрабатываться в каждом конкретном предприятии исходя из специфических условий его деятельности в рамках принятой учетной политики.

Под учетной политикой предприятия понимается совокупность принципов, вариантов организации и технологии реализации спо­собов ведения бухгалтерского учета, исходя из установленных правил и особенностей деятельности, с целью формирования мак­симально оперативной, полной и достоверной финансовой и уп­равленческой информации. Учетная политика устанавливает ос­новные моменты в построении системы учета. Наряду с учреди­тельными документами она обязательно используется при орга­низации проверок, так как несоблюдение разработанных правил учета искажает информацию об имущественном и финансовом состоянии предприятия и трактуется налоговыми и аудиторскими организациями как искажение учетных данных.

Организовать работу бухгалтерии — это значит распределить обязанности между отдельными исполнителями, регламентировать работу каждого, указать, в какой форме и в какие сроки должны быть представлены те или иные сведения, результаты учетной рабо­ты и т. п. Учет должен быть построен таким образом, чтобы данные текущих бухгалтерских записей, зафиксированных в первичных до­кументах, контролировать данными в сводных регистрах.

Первичные документы должны составляться в момент совер­шения хозяйственных операций. В течение отчетного года учет необходимо вести в соответствии с принятой учетной политикой, правильно отражать хозяйственные операции в регистрах синтетического учета, в частности Главной книге. На сельскохозяй­ственных предприятиях применяют Главную книгу по типовой форме № 18-АПК, построенной по дебетовому признаку. Откры­вают Главную книгу на год; для каждого синтетического счета в ней предназначен отдельный разворот. В начале года записи в книгу производят на основе вступительного баланса. В течение года ежемесячно отражают обороты по текущим хозяйственным операциям и выводят конечные остатки. На основании этих сумм составляется заключительный баланс.

Бухгалтерский баланс — это система показателей, характеризу­ющих на определенную дату в денежной оценке ресурсы предпри­ятия как совокупность его имущества и долговых прав: с одной стороны — по составу и размещению, с другой — по источникам образования и целевому назначению. Баланс — это двусторонняя таблица, левая часть которой именуется актив (А), правая — пас­сив (П). Каждый показатель баланса называется статьей. Группи­ровка статей подчинена целям анализа финансового состояния предприятия. Баланс — это равенство, тождество, равновесие ак­тива и пассива:

А = П = финансовые ресурсы предприятия;

А = имущество + долговые права;

П = собственные ресурсы + долговые обязательства.

Поскольку в активе и пассиве баланса показываются, по суще­ству, одни и те же средства, но только с различных позиций, сум­мы итогов актива и пассива должны быть равны.

Средства предприятия, имеющие стоимость, показываются в ле­вой части баланса. Активы обладают потенциалом, который ис­пользуется в производственной или предпринимательской деятель­ности. Это здания, сооружения, семена, корма, денежные средства на счетах в банке и в кассе, авансированные платежи и т. п. В пра­вой стороне баланса (пассиве) отражается собственный капитал, сумма прибыли, резервы предприятия, другие источники.

Хозяйственные операции очень многообразны, но по влия­нию на изменение статей баланса их можно свести к четырем типам:

вызывающие изменения только в активе баланса, итог баланса не изменяется (например, расходование семян для посева);

вызывающие изменения только в пассиве баланса, итог баланса не изменяется (например, произведены отчисления от прибыли на пополнение уставного капитала);

влияющие на обе части баланса в сторону увеличения (напри­мер, начисление оплаты труда работникам животноводства);

влияющие на актив и пассив баланса в сторону уменьшения (на­пример, выдача зарплаты из кассы персоналу предприятия).

Любая хозяйственная операция может вызывать определенные изменения в балансе, но равенство итогов актива и пассива при этом не нарушается.

Главный источник информации для составления баланса — бух­галтерские счета. Их используют для повседневного получения све­дений о наличии и движении средств, о состоянии расчетов с фи­нансовыми и налоговыми органами, юридическими и физически­ми лицами, об уменьшениях источников средств и т. п. Они делятся на три группы: активные, пассивные, активно-пассивные.

Активные счета предназначены для отражения хозяйственных средств («Основные средства», «Материалы», «Касса» и т.д.). На пассивных счетах учитывают источники формирования средств («Уставный капитал», «Добавочный капитал» и т. п.). На активно-пассивных счетах отражаются как виды хозяйственных средств, так и источники их формирования («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», «Расчеты по налогам и сборам» и т. п.).

Закономерности изменений сальдо (остатков) по счетам можно выразить формулами:

Ск = Сн + До — Kq (активные счета); Ск = Сн + Ко — До (пассивные счета),

где Сн —начальное сальдо; Ск —конечное сальдо; До —дебетовый оборот; Ко — кредитовый оборот.

Для активно-пассивных счетов используют те же формулы, в зависимости от величины оборотов по дебету и кредиту и началь­ных остатков.

Принцип двойной записи основан на том, что любая хозяй­ственная операция, изменяющая состав средств и источников их образования, не нарушает сбалансированности. Например, при снятии 1000 руб. с расчетного счета в кассу поступает 1000 руб., а остатки на счете уменьшаются на ту же величину. Эта хозяй­ственная операция, как и любая другая, действует одновременно на два счета и в одинаковом стоимостном размере, причем на одном из счетов указанная сумма отражается по дебету, а на дру­гом — по кредиту. Взаимосвязь счетов при учете хозяйственных операций называется корреспонденцией, а указание корреспон­денции счетов и суммы по каждой из них — бухгалтерской про­водкой. Например, передача в производство материалов на сумму 10 000 руб. отражают проводкой:

дебет счета «Основное производство» — 10 000 руб.;

кредит счета «Материалы» — 10 000 руб.

Планом счетов называется их перечень, используемый в системе бухгалтерского учета конкретного предприятия; он содержит сис­тематизированный набор шифров и наименований синтетических счетов и субсчетов. Типовой план счетов, утвержденный приказом

Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94-н, и план счетов бух­галтерского учета финансово-хозяйственной деятельности орга­низаций АПК, утвержденный МСХ РФ 13 июня 2001 г., состоят из 8 разделов. В них отражаются внеоборотные активы, производ­ственные запасы, затраты на производство, готовая продукция и товары, денежные средства, расчеты, капитал, финансовые ре­зультаты. Например, счет «Материалы» имеет код — 10, счет «Кас­са» — 50, счет «Продажи» — 90 и т. д.

Документы, оформляющие хозяйственные операции, должны со­ставляться по определенным правилам и фиксировать все сущест­венные особенности хозяйственной операции. Они отражаются в реквизитах документа, количество и состав которых зависит от ха­рактера операции и назначения документа. Вместе с тем в любом до­кументе есть так называемые обязательные реквизиты: название и номер документа; дата составления; название предприятия (подраз­деления); краткое содержание хозяйственной операции; подписи лиц, ответственных за оформление документа.

Чтобы получить обобщенные данные или провести анализ хозяй­ственной деятельности, необходимо сведения, содержащиеся в доку­ментах, сгруппировать в соответствии с их экономическим содержа­нием и зарегистрировать. Такая регистрация осуществляется с помо­щью учетных регистров — таблиц определенного назначения, формы и графления. Это могут быть книги, журналы, карточки, компьютер­ные носители информации, свободные листы и др.

Различают хронологические и систематические регистры. В хро­нологических записи производят по мере их совершения, в систе­матических содержится информация, сгруппированная по опреде­ленным признакам. Различают также регистры синтетического и аналитического учета; в первых учет ведется только в денежном вы­ражении, во вторых — как в денежном, так и в натуральном.

Совокупность применяемых в учете регистров образуют фор­му счетоводства. На практике получили распространение не­сколько таких форм — мемориально-ордерная, журнально-ордер-ная, журнал-Главная, таблично-автоматизированная, компьютер­ная. Кроме того, на малых предприятиях применяют также раз­личные упрощенные формы счетоводства.

В настоящее время каждое сельскохозяйственное предприя­тие, исходя из своих потребностей, выбирает ту или иную фор­му учета. При этом можно использовать не только рекомендо­ванные формы, но и разрабатывать оригинальные учетные ре­гистры и программы регистрации информации. Однако в лю­бом случае в соответствии с учетной политикой нельзя в один и тот же учетный период пользоваться несколькими формами одновременно.

С переходом на прогрессивные формы учета (например, с использованием программ «1С: Бухгалтерия», «Парус» и т. п.) рез­ко меняется содержание бухгалтерской работы, сокращается удельный вес рутинных процессов, основанных на ручном труде, снижается трудоемкость учета. Это позволяет учетному персо­налу более качественно выполнять организаторские и аналити­ческие функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: