Методика проводилась на учениках с относительно низким уровнем развития внимания. На основании данных, полученных при проведении первой методики исследования свойств внимания, где было выявлено 3 учащихся.
Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при проверке выполненных работ по русскому языку.
Ход эксперимента представлен в Приложении В:
Результаты показывают, что большинство учащихся с работой не справилось. Они не заметили и не исправили в тексте многих ошибок. В среднем оставлено неисправленными 8 ошибок из 14, т. е. около 51,2%. Распределись эти неисправленные ошибки следующим образом:
1. Подмена слов в предложении – 33, 3%
2. Пропуск слов в предложении – 40%
3. Пропуск букв – 43%
4. Подмена букв: а) обозначающих похожие звуки – 43%; б) похожих по написанию – 34%.
5. Слитное написание прилагательного с предлогом 0%.
Таким образом, наибольшее число ошибок было пропущено в последнем случае, где ошибка не влияет на произношение, затем в 1,3,4-б – в порядке все большего расхождения произношения и написания. Смысловые ошибки испытуемые могли не заметить потому, что не предполагали, что такие ошибки могут быть в тексте; обычно под ошибками дети понимают не смысловые ошибки, а ошибки в написании слов.
|
|
В отношении других ошибок, незамеченных учащимися, естественно, могло возникнуть предположение, что они потому не замечают эти ошибки, что не знают правильного написания слова.
Методика 3. Исследование особенностей распределения внимания у младших школьников (методика Т.Е. Рыбакова)
Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов см. Приложение Г), секундомер.
Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.
Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.
Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.
В ходе выполнения этого задания, было выявлено, что у 30% учеников высокий уровень концентрации внимания. Средний уровень концентрации внимания был выявлен у 70% учеников, и низкий уровень - у 10% учащихся.