1есмотря на все усилия руководства и специалистов по УЧР, организации расстаются и будут расставаться со своими сотрудниками. Кто-то уходит на пенсию, другие меняют работу, должности третьих сокращаются в связи со слиянием. В контексте
Часть 4. Организация
Глава 13. Управление человеческими ресурсами
ЗАБОТА ПОД ДАВЛЕНИЕМ |
Является ли поиск возможностей но уходу за детьми и пожилыми родственниками обязанностью исключительно самих работников компаний или преуспевающий работодатель должен оказать посильную помощь в этом тем, кто тяжел ым трудом создает для него прибыль? Связанный с проблемами охраны здоровья поиск квалифицированных и недорогих услуг по уходу за детьми стоит в ряду проблем первостепенной важности для большинства семей, в которых работают оба родителя. Помимо заботы о детях на многих сотрудниках компаний лежит ответственность по уходу и за престарелыми родственниками.:*Пр оценкам ученых, из-за подобных проблем американские компании ежегодно теряют $ 17 млрд, так как их сотрудники в рабочее время занимаются поиском сиделок или дневных центров для родителей, отвозят пх к докторам или остаются дома с заболевшими стариками. А те, кто пока избавлен от такой необходимости, могут проводить бессонные ночи у постели больных матери или отца и потому с трудом концентрируются на производственных проблемах.:
Тенденции к старению населения, увеличению продолжительности жизни, в том числе
и людей, страдающих хроническими заболеваниями, а также сокращение государствен
ных дотаций на здравоохранение приведут к тому, что к 2003 г. у каждого третьего работа
ющего американца окажется на попечении хотя бы один престарелый родственник. Кри
тики щедрых социальных льгот считают, что работодатели отнюдь не обязаны брать на
себя функции По финансовой поддержке нянек и сиделок для детей и родителей своих
работников. В компаниях, предлагающих помощь семьям сотрудников, основное внима
ние уделяется заботе о детях, но даже «детские» программы — редкость для корпоративной
Америки. Согласно отчетам Управления статистики трудовых ресурсов США за 1993 г.,
льготы и пособия по уходу за детьми предоставляют всего 7 % крупных и средних компа-
: ний, причем подавляющая часть социальной помощи предназначается только для квали-
; фицп,1.x работников и административного аппарата.
: Сего дня; некоторые ведущие компании внедряют у себя программы помощи в уходе за пожилыми людьми. Например, в Stride-Rite организован дневной центр, рассчитанный в •;'...ей сложности на 15 взрослых и 55 детей. В рамках программы социальной помощи, действующей в компании./ойдаоп & Johnson, предусматривается, что если опекающих пожилых родителей сотрудников не устраивает работа «с девяти до пяти», они имеют право | на гибкий график. В других компаниях работникам предлагается помощь иного рода. 11а-иример, в фирме но производству мебели Hermann МШегсотруднико» обеспечивают информацией об услугах по уходу за пожилыми людьми. На пороге нового тысячелетия многим семьям приходится направлять дополнительные средства на заботу о близких, поэтому вопросы о разделении этой Обязанности между работником и работодателем не потеряют актуальности и в будущем,
Источники: Nancy Folhre, «Tredicators: Should Corporate America Be in the Baby-Sitting
Business?», Working Woman, February 1995, 'ifr, Julia Lavlor, «Why Companies Should
;: V; Care*, Working Woman, June 1995, 38-41,70. ' *O___—-
удержания рабочей силы проблема увольнений имеет двойственное значение первых, организация получает возможность освободиться от работников, и< щих обязанности не надлежащим образом. Многие сотрудники проявляю' ство тем, что их неэффективным коллегам позволено оставаться в i получая равные с ними зарплату и льготы. Во-вторых, работодатели, восп b30^gb] шись случаем, могут провести с уходящим работником выходное интерв! определить причины его решения18. Ценность такого интервью состоит в том, чт
представляет собой удобное и недорогое средство изучения слабых мест организации в работе с персоналом и, следовательно, уменьшения текучести кадров.
Во многих компаниях сокращение штатов происходит вследствие слияний или под влиянием глобальной конкуренции, что нередко приводит к одновременному увольнению большого числа менеджеров и рядовых работников. В подобных случаях просвещенные компании пытаются оказать помощь оказавшимся «лишними» служащим. К примеру, при одном из слияний General Electric проводила сокращение 900 служащих в три этапа. Для этих людей был организован специальный центр помощи в трудоустройстве и переобучении, GE разместила в местных газетах объявления о высвобождающихся специалистах. Когда .'Rhino Foods пришлось в качестве временной меры прибегнуть к сокращению штатов, президент компании лично обратился к сотрудникам с предложением сообща найти альтернативу увольнениям. Решением стал «временный перевод работников» в другие компании, такие как Gardener's Supply и Ben &Jerry's. Переведенные сотрудники Rhino Foods получали зарплату у временного работодателя, но сохраняли все льготы Rhino. Стремящаяся помочь в трудоустройстве уволенным служащим компания демонстрирует уважение к людям и поддерживает позитивную корпоративную культуру.
.