В силу антагонистичности особую роль в матричных играх играет понятие доминирования.
Для первого игрока:
Если при сравнении двух некоторых строк матрицы оказывается, что элементы первой меньше либо равны соответствующих элементов второй строки, то это означает, что первая строка доминируется второй строкой (это можно сказать о соответствующих ходах).
Ясно, что для этой игры (при любом поведении соперника) доминируемые ходы не следует выбирать и их можно исключить (соответствующую строку вычеркнуть из матрицы ). А в случае наличия доминирующей строки первый игрок всегда должен выбирать такой ход.
Для второго игрока:
Если в матрице имеется два столбца такие, что элементы первого больше либо равны соответствующих элементов второго столбца, то ему ни при каком поведении соперника нет смысла выбирать первый столбец. И этот столбец называется доминируемым (вместе с ходом) и может быть исключен (вычеркнут) из матрицы .
После исключения доминируемых ходов первого и второго игроков получаем матрицу выигрышей эквивалентную исходной, а в смешанных стратегиях доминируемых ходов первого и второго игроков соответственно , , т.е. доминируемые ходы игроков пассивны.
Пример 3.1.5. Пусть задана матрица игры. Найти цену игры.
Найдем .
Ход доминируется (вычеркиваем ). Ход доминируется (вычеркиваем ). и не доминируют друг друга. Ходы доминируются (вычёркиваем ).
В результате упрощения получаем игру эквивалентную исходной:
В оптимальной смешанной стратегии первого игрока : ; второго игрока : . Соответствующие ходы будут всегда пассивны.
Решение игр . Геометрическая интерпретация
Справедлива следующая теорема:
Теорема: пусть первый игрок выбирает - оптимальную смешанную стратегию, тогда его средний выигрыш все равно будет , если другой игрок выбирает любую смешанную стратегию, не выходящую лишь за пределы активных ходов из . Аналогичное утверждение справедливо для второго игрока.
Замечание. Если ко всем элементам матрицы некоторой игры прибавить одну и ту же константу , то это не окажет никакого влияния на оптимальные смешанные стратегии первого и второго игроков, лишь цена новой игры будет равна . Поэтому будем считать, что . Тогда и , i= , j= .
Такие две игры будут эквивалентными.
Пусть и задана матрица игры.
(3.1.6)
Пусть в этой игре нет седловой точки, т.е. , тогда очевидно, что оба хода и для первого и для второго игроков будут активными.
Пусть первый игрок придерживается своей стратегии , а второй игрок постоянно выбирает чистый ход . Тогда по теореме получаем
(3.1.7)
Если второй игрок все время выбирает , то
(3.1.8)
Добавляя сюда условие
(3.1.9)
получаем систему
т.е. нахождение оптимальной смешанной стратегии первого игрока и цены задачи сводится к системе (3.1.7), (3.1.8), (3.1.9).
Пусть второй игрок придерживается .
Тогда, если первый игрок выбирает , то его средний проигрыш будет определяться формулой,
(3.1.10)
Если же первый игрок придерживается хода (постоянно), то
(31.11)
и
(3.1.12)
Получаем систему
(3.1.3)
Таким образом, для решения матричной игры достаточно составить две системы (3.1.7) – (3.1.9), (3.1.10) – (3.1.12) и их решить.
Замечание. При решении этих двух систем, если вначале решить (3.1.7) – (3.1.8) – (3.1.9) и найти цену игры , то можно подставить в (3.1.10) – (3.1.11) – (3.1.12) и останется система с двумя неизвестными. При таком решении либо формулу (3.1.10) либо формулу (3.1.11) можно исключить.
Пример 3.1.6. Пусть игра задана матрицей:
Составим систему уравнений для первого игрока:
Решением игры будет: , , .
Составим систему уравнений для второго игрока:
Решением игры будет: , .