Решение игр в частных случаях

В силу антагонистичности особую роль в матричных играх играет понятие доминирования.

Для первого игрока:

Если при сравнении двух некоторых строк матрицы оказывается, что элементы первой меньше либо равны соответствующих элементов второй строки, то это означает, что первая строка доминируется второй строкой (это можно сказать о соответствующих ходах).

Ясно, что для этой игры (при любом поведении соперника) доминируемые ходы не следует выбирать и их можно исключить (соответствующую строку вычеркнуть из матрицы ). А в случае наличия доминирующей строки первый игрок всегда должен выбирать такой ход.

Для второго игрока:

Если в матрице имеется два столбца такие, что элементы первого больше либо равны соответствующих элементов второго столбца, то ему ни при каком поведении соперника нет смысла выбирать первый столбец. И этот столбец называется доминируемым (вместе с ходом) и может быть исключен (вычеркнут) из матрицы .

После исключения доминируемых ходов первого и второго игроков получаем матрицу выигрышей эквивалентную исходной, а в смешанных стратегиях доминируемых ходов первого и второго игроков соответственно , , т.е. доминируемые ходы игроков пассивны.

Пример 3.1.5. Пусть задана матрица игры. Найти цену игры.

Найдем .

Ход доминируется (вычеркиваем ). Ход доминируется (вычеркиваем ). и не доминируют друг друга. Ходы доминируются (вычёркиваем ).

В результате упрощения получаем игру эквивалентную исходной:

В оптимальной смешанной стратегии первого игрока : ; второго игрока : . Соответствующие ходы будут всегда пассивны.

Решение игр . Геометрическая интерпретация

Справедлива следующая теорема:

Теорема: пусть первый игрок выбирает - оптимальную смешанную стратегию, тогда его средний выигрыш все равно будет , если другой игрок выбирает любую смешанную стратегию, не выходящую лишь за пределы активных ходов из . Аналогичное утверждение справедливо для второго игрока.

Замечание. Если ко всем элементам матрицы некоторой игры прибавить одну и ту же константу , то это не окажет никакого влияния на оптимальные смешанные стратегии первого и второго игроков, лишь цена новой игры будет равна . Поэтому будем считать, что . Тогда и , i= , j= .

Такие две игры будут эквивалентными.

Пусть и задана матрица игры.

(3.1.6)

Пусть в этой игре нет седловой точки, т.е. , тогда очевидно, что оба хода и для первого и для второго игроков будут активными.

Пусть первый игрок придерживается своей стратегии , а второй игрок постоянно выбирает чистый ход . Тогда по теореме получаем

(3.1.7)

Если второй игрок все время выбирает , то

(3.1.8)

Добавляя сюда условие

(3.1.9)

получаем систему

т.е. нахождение оптимальной смешанной стратегии первого игрока и цены задачи сводится к системе (3.1.7), (3.1.8), (3.1.9).

Пусть второй игрок придерживается .

Тогда, если первый игрок выбирает , то его средний проигрыш будет определяться формулой,

(3.1.10)

Если же первый игрок придерживается хода (постоянно), то

(31.11)

и

(3.1.12)

Получаем систему

(3.1.3)

Таким образом, для решения матричной игры достаточно составить две системы (3.1.7) – (3.1.9), (3.1.10) – (3.1.12) и их решить.

Замечание. При решении этих двух систем, если вначале решить (3.1.7) – (3.1.8) – (3.1.9) и найти цену игры , то можно подставить в (3.1.10) – (3.1.11) – (3.1.12) и останется система с двумя неизвестными. При таком решении либо формулу (3.1.10) либо формулу (3.1.11) можно исключить.

Пример 3.1.6. Пусть игра задана матрицей:

Составим систему уравнений для первого игрока:

Решением игры будет: , , .

Составим систему уравнений для второго игрока:

Решением игры будет: , .


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: