В силу антагонистичности особую роль в матричных играх играет понятие доминирования.
Для первого игрока:
Если при сравнении двух некоторых строк матрицы
оказывается, что элементы первой меньше либо равны соответствующих элементов второй строки, то это означает, что первая строка доминируется второй строкой (это можно сказать о соответствующих ходах).
Ясно, что для этой игры (при любом поведении соперника) доминируемые ходы не следует выбирать и их можно исключить (соответствующую строку вычеркнуть из матрицы
). А в случае наличия доминирующей строки первый игрок всегда должен выбирать такой ход.
Для второго игрока:
Если в матрице
имеется два столбца такие, что элементы первого больше либо равны соответствующих элементов второго столбца, то ему ни при каком поведении соперника нет смысла выбирать первый столбец. И этот столбец называется доминируемым (вместе с ходом) и может быть исключен (вычеркнут) из матрицы
.
После исключения доминируемых ходов первого и второго игроков получаем матрицу выигрышей эквивалентную исходной, а в смешанных стратегиях доминируемых ходов первого и второго игроков соответственно
,
, т.е. доминируемые ходы игроков пассивны.
Пример 3.1.5. Пусть задана матрица игры. Найти цену игры.

Найдем
.
Ход
доминируется
(вычеркиваем
). Ход
доминируется
(вычеркиваем
).
и
не доминируют друг друга. Ходы
доминируются
(вычёркиваем
).
В результате упрощения получаем игру эквивалентную исходной:

В оптимальной смешанной стратегии первого игрока
:
; второго игрока
:
. Соответствующие ходы будут всегда пассивны.
Решение игр
. Геометрическая интерпретация
Справедлива следующая теорема:
Теорема: пусть первый игрок выбирает
- оптимальную смешанную стратегию, тогда его средний выигрыш все равно будет
, если другой игрок выбирает любую смешанную стратегию, не выходящую лишь за пределы активных ходов из
. Аналогичное утверждение справедливо для второго игрока.
Замечание. Если ко всем элементам матрицы
некоторой игры прибавить одну и ту же константу
, то это не окажет никакого влияния на оптимальные смешанные стратегии первого и второго игроков, лишь цена новой игры будет равна
. Поэтому будем считать, что
. Тогда и
, i=
, j=
.
Такие две игры будут эквивалентными.
Пусть
и задана матрица игры.
(3.1.6)
Пусть в этой игре нет седловой точки, т.е.
, тогда очевидно, что оба хода и для первого и для второго игроков будут активными.
Пусть первый игрок придерживается своей стратегии
, а второй игрок постоянно выбирает чистый ход
. Тогда по теореме получаем
(3.1.7)
Если второй игрок все время выбирает
, то
(3.1.8)
Добавляя сюда условие
(3.1.9)
получаем систему

т.е. нахождение оптимальной смешанной стратегии первого игрока и цены задачи сводится к системе (3.1.7), (3.1.8), (3.1.9).
Пусть второй игрок придерживается
.
Тогда, если первый игрок выбирает
, то его средний проигрыш будет определяться формулой,
(3.1.10)
Если же первый игрок придерживается хода
(постоянно), то
(31.11)
и
(3.1.12)
Получаем систему
(3.1.3)
Таким образом, для решения матричной игры
достаточно составить две системы (3.1.7) – (3.1.9), (3.1.10) – (3.1.12) и их решить.
Замечание. При решении этих двух систем, если вначале решить (3.1.7) – (3.1.8) – (3.1.9) и найти цену игры
, то
можно подставить в (3.1.10) – (3.1.11) – (3.1.12) и останется система с двумя неизвестными. При таком решении либо формулу (3.1.10) либо формулу (3.1.11) можно исключить.
Пример 3.1.6. Пусть игра
задана матрицей:

Составим систему уравнений для первого игрока: 
Решением игры будет:
,
,
.
Составим систему уравнений для второго игрока: 
Решением игры будет:
,
.






