Вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии заблокировано.
Естественные барьеры связаны с тем, что монополия представляет собой производство большого масштаба, вследствие чего имеет низкие издержки производства (положительный эффект масштаба).
Существование естественных барьеров связано с функционированием естественных монополий.
Естественная монополия - это отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занимались не одна, а несколько фирм. К таким монополиям относятся предприятия общественного пользования: газовые и электрические компании, предприятия водоснабжения, связи, транспорта. Очевидно, что существование в этих сферах конкурентов экономически нецелесообразно, т.к. в этих ситуациях единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны делать несколько конкурирующих между собой фирм. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии являются государственными или действуют под строгим контролем государства. Это позволяет уменьшить возможные негативные эффекты, вызванные монопольным положением фирмы на рынке.
К искусственным барьерам входа на рынок монополиста относятся:
- обладание монополистом патентами на продукт или технологию;
- предоставление государством исключительных (монопольных) прав на производство и/или на торговлю определенной продукцией только одной фирме (такие исключительные права обычно предоставляются по соображениям национальной или общественной безопасности);
- проведение монополией масштабных научно-исследовательских работ, что создает ей технические преимущества;
- приобретение монополией собственности на сырье, что позволяет ей не допускать конкурентов к источникам сырья;
- недобросовестная конкуренция (использование демпинга с целью вытеснения конкурентов, давление на банки и поставщиков сырья с целью лишения конкурентов кредитов и сырья, антиреклама товаров других фирм).
Анализ чистой монополии важен по двум причинам:
1. Определенный объем экономической деятельности (особенно в региональном масштабе) ведется в условиях, которые приближаются к чистой монополии (местный банк, кинотеатр и книжный магазин может относиться к монополии в географически изолированном населенном пункте).
2. Изучение чистой монополии дает возможность понять более реальные рыночные структуры: монополистической конкуренции и олигополии. Эти две рыночные ситуации сочетают в различной степени черты чистой конкуренции и чистой монополии.
Частные случаи монополии:
1. Монопсония – ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель.
2. Двусторонняя монополия - рыночная структура, при которой одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист.






