Непреодолимые входные барьеры

Вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии заблокировано.

Естественные барьеры связаны с тем, что монополия представляет собой производство большого масштаба, вследствие чего имеет низкие издержки производства (положительный эффект масштаба).

Существование естественных барьеров связано с функционированием естественных монополий.

Естественная монополия - это отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занимались не одна, а несколько фирм. К таким монополиям относятся предприятия общественного пользования: газовые и электрические компании, предприятия водоснабжения, связи, транспорта. Очевидно, что существование в этих сферах конкурентов экономически нецелесообразно, т.к. в этих ситуациях единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны делать несколько конкурирующих между собой фирм. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии являются государственными или действуют под строгим контролем государства. Это позволяет уменьшить возможные негативные эффекты, вызванные монопольным положением фирмы на рынке.

К искусственным барьерам входа на рынок монополиста относятся:

- обладание монополистом патентами на продукт или технологию;

- предоставление государством исключительных (монопольных) прав на производство и/или на торговлю определенной продукцией только одной фирме (такие исключительные права обычно предоставляются по соображениям национальной или общественной безопасности);

- проведение монополией масштабных научно-исследовательских работ, что создает ей технические преимущества;

- приобретение монополией собственности на сырье, что позволяет ей не допускать конкурентов к источникам сырья;

- недобросовестная конкуренция (использование демпинга с целью вытеснения конкурентов, давление на банки и поставщиков сырья с целью лишения конкурентов кредитов и сырья, антиреклама товаров других фирм).

Анализ чистой монополии важен по двум причинам:

1. Определенный объем экономической деятельности (особенно в региональном масштабе) ведется в условиях, которые приближаются к чистой монополии (местный банк, кинотеатр и книжный магазин может относиться к монополии в географически изолированном населенном пункте).

2. Изучение чистой монополии дает возможность понять более реальные рыночные структуры: монополистической конкуренции и олигополии. Эти две рыночные ситуации сочетают в различной степени черты чистой конкуренции и чистой монополии.

Частные случаи монополии:

1. Монопсония – ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель.

2. Двусторонняя монополия - рыночная структура, при которой одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист.




double arrow
Сейчас читают про: