Занятие №8 содержание занятия

ХИРУРГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. Подразделения, оснащение, организация труда. Санитарная обработка помещений хирургических отделений. Виды, последо-вательность, техника уборки отдельных помещений с применением дезинфектантов. Санитарная обработка мебели и оборудования. Вентиляция, очистка, ультрафиолетовое облучение и другие методы обработки воздуха. Гигиенический контроль состояния окружающей среды хирургического отделения. Особенности санитарно-гигиенического режима в гнойном хирургическом отделении.

Цель занятия. Студенты на занятии изучают структуру, размещение и планировку хирургического отделения, значение этих факторов, меры по профилактике госпитальной инфекции; основные гигиенические требования и нормативы, предъявляемые к различным помещениям хирургического отделения и меры их поддержания; организационные меры по дезинфекции в стационаре; осваивают основные методы санитарной обработки объектов окружающей среды в хирургии: воздух, помещения, мебель, сантехника, медицинское оборудование.

План занятия. Занятие проводится в хирургическом отделении, причем студенты должны побывать во всех его помещениях и подразделениях. Там они знакомятся с основными типами объектов окружающей среды, применяемым оснащением и методами уборки, средствами дезинфекции и способами приготовления рабочих растворов этих средств.

Оснащение. Таблицы, схемы, ведра, ветошь, дезсредства, моющие средства.

Содержание занятия.

Одна из основных отличительных черт ухода за хирургическими больными – это предупреждение внутрибольничной инфекции (в первую очередь – раневой). Окружающая больного в отделении среда должна рассматриваться как потенциально опасный резервуар сохранения и передачи этой инфекции. Человек, страдающий хирургической болезнью и ожидающий операции, тем более уже перенесший ее, особенно чувствителен к неблагоприятным условиям окружающей среды, более предрасположен к инфекционным осложнениям.

При длительном пребывании в помещении людей происходит медленное изменение микроклимата, в воздухе увеличивается содержание водяных паров, повышается его температура, появляются неприятные запахи. Все эти изменения неблагоприятно сказываются на самочувствии больных. Кроме того, человек является источником бактериального загрязнения воздуха, тем более в больнице, где возникает и существует своя, особенно устойчивая различным антибактериальным средствам и весьма патогенная флора. Все это объясняет повышенные требования к разделению и планировке хирургического стационара. При этом уделяется внимание осуществлению принципа изоляции, т. е. раздельного размещения больных, являющихся источником инфекции и особо к ней восприимчивых. Соблюдение принципа изоляции является основным гигиеническим и эпидемиологическим проектом планирования отделения. Это в полной мере относится к хранению и транспортировке различного материального оснащения и средств.

Подразделения, оснащение, организация труда

Обычно хирургические отделения рассчитаны на определенное количество (60–75) коек, имеют в своем составе палаты, обособленные помещения для перевязочной и процедурной, буфетную, ванные комнаты, санитарный узел, сообщающийся с отделением посредством тамбура, бельевую, отдельное помещение для разборки грязного белья, комнаты медперсонала, при наличии кафедры – кафедральные помещения.

Обязательной частью хирургического отделения является пост медсестры, который располагается так, чтобы видеть и слышать сигналы из палат, контролировать движения больных, посетителей по отделению.

Санитарная обработка помещений хирургических отделений. Виды, последовательность, техника

уборки отдельных помещений с применением дезинфектантов.Санитарная обработка

мебели и оборудования

В хирургическом стационаре различают следующие виды уборки: ежедневная двукратная плановая уборка вместе с находящимися в помещениях предметами, текущая уборка после отдельных мероприятий (смена белья, перевязки и т.д.), еженедельная, генеральная. При проведении уборки руководствуются несколькими правилами. Уборка всегда должна быть влажной, с применением мыльно-содового раствора. В случаях возникновения внутрибольничной инфекции в палатах для больных с гнойно-септическими заболеваниями после смены белья обязательно применение моющих и дезинфицирующих средств.

Следует сочетать влажную уборку с проветриванием помещений и дезинфекцией воздуха бактерицидными лампами. При уборке перевязочной, палат целесообразно, а при уборке туалетов, обработке суден и мочеприемников обязательно использование персоналом резиновых перчаток.

Для эпидемиологической и для дезинфекции помещений хирургического стационара применяются следующие средства: осветленный раствор хлорной извести (0,2–10%), 1% раствор хлорамина Б, 0,75% раствор хлорамина с 0,5% моющим средством, 3% раствор перекиси водорода с 0,5% моющим средством, 0,2% раствор дезоксона-1, препарат С-4 и др. Для приготовления осветленного раствора хлорной извести в 10 л воды добавляют 1 кг хлорной извести и раствор отстаивают в течение 12 ч, затем сливают и из этого раствора готовят нужные разведения. Для приготовления препарата С-4 к 85 мл 100% муравьиной кислоты добавляют 170 мл 33% раствора перекиси водорода, оставляют на 1 ч в холодильнике для реакции восстановления и готовят рабочий раствор добавлением к смеси 10 л воды.

После выписки больного кровать, прикроватную тумбочку, подставку для подкладывания судна протирают ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором.

Вентиляция, очистка, ультрафиолетовое облучение и другие методы обработки воздуха

Исходя из задач создания оптимального микроклимата и предотвращения вторичного инфицирования определяются требования к освещению, отоплению, вентиляции помещений хирургического стационара. Оптимальная температура в палатах – около 20°С, в перевязочной и иных комнатах несколько выше – до 25°С.

Солнечный свет оказывает благотворное влияние на жизнедеятельность человеческого организма, губительно действует на болезнетворные микроорганизмы. Палаты должны хорошо освещаться, поэтому окна их ориентируют на юго-восточную, юго-западную или южную сторону. Оптимальное соотношение площади окон к площади пола в палатах 1:6, в перевязочной – 1:4 и 1:5.

Оптимальная относительная влажность воздуха составляет 55–60%, подвижность воздуха – 0,15 м/сек.

Хорошая вентиляция – непременное условие содержания палаты. Самая совершенная вентиляция достигается установками кондиционирования воздуха, а при отсутствии их – систематическим проветриванием помещений через окна и фрамуги. Регулярное проветривание помещений значительно снижает микробную обсемененность воздуха. Воздухообмен должен быть не менее, чем 4-х кратным в течение часа. Гигиенические нормы воздуха в палате на одного больного составляют 27–30 м3. Вентиляция через форточки или фрамуги трудно поддается измерению и зависит от метеорологических условий, поэтому в современных больницах широко используется искусственная приточно-вытяжная вентиляция с применением воздушных фильтров.

Дезинфекция является вторым (наряду с изоляцией) важнейшим принципом профилактики внутрибольничной инфекции и соблюдение основных ее принципов сказывается на количестве осложнений в хирургии.

С целью искусственной дезинфекции воздуха применяется облучение ультрафиолетовыми лучами. Бактерицидная лампа в перевязочной включается за час до начала операций и перевязок, в перерывах, после окончания процедур и после уборки. Не следует включать бактерицидные лампы во время нахождения в помещениях людей, поскольку это может привести к лучевым ожогам. Возможна, но реже применяется химическая дезинфекция воздуха распылением специальных аэрозолей (10–20% растворы перекиси водорода).

Гигиенический контроль состояния

окружающей среды хирургического отделения

Гигиенический контроль состояния окружающей среды имеет немаловажное значение в организации работы хирургического отделения. Санитарно-эпидемиологической службой проводится бактериологическое исследование воздуха 1 раз в квартал из помещений хирургического отделения (перевязочная, процедурная, гипсовая и др.). При необходимости исследование проводится чаще.

Особенности санитарно-гигиенического

режима в гнойном хирургическом отделении

В практической деятельности в гнойном хирургическом отделении отмечаются особенности санитарно-гигиенического режима.

Оптимальным и важным санитарно-эпидемиологи-ческим аспектом является разделение отделений для «чистых» больных и больных с гнойными хирургическими заболеваниями. К сожалению, такой принцип достигается не во всех лечебно-профилактических учреждениях. В гнойном хирургическом отделении придерживаются принципа полной закрытости для доступа помещений, запрещается свободное перемещение больных в другие отделения, ужесточается режим работы перевязочной и операционной, в которых запрещено выполнение «чистых» манипуляций и операций.

При невозможности выделения отделений для гнойных больных, прибегают к мероприятиям, разделяющим эти группы в палатах, операционной и перевязочной. Больных с гнойно-септическими заболеваниями и послеоперацион-ными гнойными осложнениями в обязательном порядке изолируют в отдельные палаты. В этих палатах устанав-ливают ультрафиолетовые бактерицидные обтекатели закрытого типа. Ужесточается режим посещения этих больных родственниками, запрещается перемещение их в другие палаты хирургического отделения, особенно в «чистые» палаты или отделения стационара.

Контрольные вопросы:

1. Какие гигиенические принципы профилактики госпитальной инфекции предъявляются к размещению и планировке хирургического стационара?

2. Перечислите подразделения хирургического стационара и основные помещения хирургического отделения.

3. Укажите оптимальный температурный режим в помещениях хирургического отделения.

4. Каковы требования, предъявляемые к планировке палат?

5. Какими способами осуществляется вентиляция в подразделениях хирургического стационара?

6. Какие существуют естественные и искусственные способы дезинфекции воздуха в хирургическом отделении?

7. Назовите правила пользования бактерицидными лампами.

8. Назовите мероприятия по дезинфекции, применяемые после выписки больного из стационара.

9. Как проводится уборка палат?

10. Укажите растворы, применяемые для дезинфекции помещений хирургического стационара.

11. Как проводится гигиенический контроль состояния окружающей среды хирургического отделения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: