Характерной для рынка медицинских услуг

Рынок совершенной конкуренции Рынок медицинских услуг
Большое количество продавцов Число продавцов ограничено, существуют ограничения входа на рынок, возможны даже ситуации, близкие к естественной монополии.
Однородность товара Неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность.
Хорошая информированность покупателей Несовершенная информация
Возможность сопоставления цены товара и его качества Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества.
Производители стремятся к максимизации прибыли Наличие большого числа государственных или частных "бесприбыльных" организаций.
Реализация продукции осуществляется, как правило, напрямую. В большинстве случаев требуется участие "третьей стороны" - компетентного посредника, который и оплачивает значительную часть медицинских услуг.

Исходя из приведенного сравнения, можно утверждать, что рынок медицинских услуг, с точки зрения организационной структуры, является рынком несовершенной конкуренции. При этом по своим основным характеристикам он в большей мере приближается к структурам, которые в экономической теории классифицируются как рынок монополистической конкуренции и монополия. Эти обстоятельства неизбежно накладывают свой отпечаток на поведение производителей, изменение их первоочередных целей, систему ценообразования, что также требует специфического регулирования происходящих процессов в этих рыночных структурах со стороны государства.

В связи с этим чрезвычайно важно обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг. Ключевую роль здесь играет цена, которая, с одной стороны, определяет спрос и предложение, а с другой стороны, в условиях свободного ее изменения балансирует их. Для того чтобы строить прогнозы относительного изменения величины спроса или предложения при изменении цены, необходимо знать количественные параметры этих изменений. Наиболее распространенной количественной характеристикой спроса является так называемая эластичность спроса. Различают три вида характеристик эластичности спроса. Это ценовая эластичность, эластичность по доходу, перекрестная эластичность по различным товарам.

Ценовая эластичность измеряется как отношение процентного приращения объема спроса на товар к процентному уменьшению цены данного товара при прочих равных условиях. Она показывает, на сколько процентов увеличится объем спроса при уменьшении цены товара на один процент. Спрос на большинство медицинских услуг обладает низкой эластичностью, это и означает, что коэффициент эластичности меньше единицы. Так, по оценкам ряда специалистов США коэффициент ценовой эластичности спроса на стационарную медицинскую помощь в среднем равен 0.7 (исключение – косметическая хирургия), а во многих случаях он колеблется от 0.2 до 0.7. Это означает, что при повышении цен на медицинские услуги спрос уменьшается в меньшей степени, чем растет цена (при повышении цены, скажем, на 10% спрос сократится на 2-7%).

Количественное выражение эластичности спроса отражает особенности потребительского поведения именно данной страны, так как она определяется совокупностью потребительских предпочтений, уровней дохода населения, свойствами национального характера, общим развитием экономики. Поэтому переносить характеристику эластичности, полученную по данным одной страны, на условия другой страны обычно неправомерно. Однако общее правило заключается в том, что чем настоятельней потребность, которую удовлетворяет данная услуга, и чем меньше заменителей у нее, тем ниже будет эластичность по цене.

В нашей стране пока отсутствуют расчеты этого коэффициента, что связано с меняющимися условиями жизни населения, однако можно предположить следующее. Во-первых, низкий средний уровень жизни подавляющей части населения не позволяет ему отвлекать заметные средства на оплату медицинских услуг, во-вторых, отсутствие имиджа здорового образа жизни не ведет к увеличению удельного веса в доходах населения затрат на поддержание и сохранение своего здоровья. Таким образом, определяя стратегию развития здравоохранения, трудно использовать изменение цен на медицинские услуги как метод сбалансированности спроса и предложения.

Кроме цены, на спрос и предложение оказывают воздействие и неценовые факторы. Спрос определяется количеством покупателей (населения), средним доходом отдельного человека, семьи, ценой заменяемой медицинской услуги. Само количество пациентов будет определяться уровнем заболеваемости населения, качеством его здоровья.

Предложение медицинских услуг также будет зависеть не только от цены, но и от других факторов: цена используемых ресурсов, налоги и дотации, количество производителей данных услуг. Последнее обстоятельство имеет особое значение. Не случайно американские экономисты, учитывая асимметричность информации, присущей здравоохранению, говорят о своеобразном законе. Суть этого закона: чем больше хирургов, тем больше производится операций, то есть медицинские работники уже самим своим присутствием порождают дополнительный спрос.

Формирование спроса и предложения на медицинские услуги, а также ценообразование находятся в определенной зависимости от многих факторов. При этом охрана здоровья населения зависит не только от эффективного функционирования рынка медицинских услуг, но и от целого ряда других рынков, тесно связанных между собой. Если рассматривать только функционирование медицинских учреждений, то они, прежде всего, выступают на двух основных рынках: рынке ресурсов и рынке медицинских услуг.

Рынок ресурсов включает в себя рынок трудовых ресурсов и рынок материальных ресурсов. Этот рынок снабжает медицинские учреждения медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, инструментами. Действуя на этом рынке, медицинские учреждения покупают необходимые ресурсы и совершают платежи, которые выступают в виде заработной платы и доходов владельцев ресурсов. На рынке ресурсов медицинские учреждения выступают в роли покупателей, на рынке медицинских услуг – продавцами.

В условиях широкого использования медицинского страхования рынок услуг может быть представлен следующими видами: страховым рынком, рынком медицинских услуг по системе страхования и свободным рынком медицинских услуг. Что же касается рынка ресурсов, то он также может быть определенным образом классифицирован. Это рынок медицинского оборудования, рынок лекарственных препаратов, рынок труда.

Рынок медицинских услуг и рынок ресурсов связаны между собой самым тесным образом. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений. Поэтому не случайно уровень профессиональной подготовки медицинских работников, наличие лекарственных препаратов, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения стали наиболее острой проблемой наблюдаемого у нас в стране кризиса здравоохранения. Господствовавший долгие годы в этих сферах государственный монополизм, незначительная сумма средства, выделяемая из государственного бюджета, преобладание экстенсивных методов развития являются основными причинами возникших затруднений

Появившиеся в этих условиях первые медицинские кооперативы, малые предприятия во многом имели успех благодаря доступу к современному оборудованию, дефицитным лекарствам, привлечению наиболее квалифицированных специалистов. Это привело к еще большей дифференциации качества медицинского обслуживания, усилило социальную напряженность в обществе. Поэтому государство было вынуждено пойти на усиление государственного контроля в производстве лекарств и медицинской техники.

В любом случае большинство этих проблем могут быть успешно решены только с расширением финансовой базы всей системы охраны здоровья в стране. Развитие рыночных отношений сегодня делает эту возможность реальной. Наряду с традиционным источником финансовых средства, каким является государственный бюджет, возникают новые. Ими могут быть средства государственных и общественных организаций, предприятий, доходы от ценных бумаг, кредиты банков и других кредиторов.

Для того чтобы эти перечисленные источники реально функционировали, необходимы условия, делающие финансовые инвестиции в охрану здоровья населения достаточно привлекательным направлением. С этой целью, на наш взгляд, необходимо дифференцировать инструменты финансового рынка и обеспечить им соответствующую государственную поддержку. И хотя основную роль в этих процессах будут играть государственные и частные страховые организации, все же медицинские учреждения и соответствующие органы управления здравоохранением могут привлекать к себе дополнительные свободные денежные средства. Это может достигаться различными путями:

1. Выпуск собственных долговых обязательств;

2. Участие в капитале и прибыли медицинского учреждения, путем выпуска акций;

3. Получение займов в коммерческом банке.

Например, Комитет по здравоохранению мог бы выступить инициатором инвестиционного проекта, связанного со строительством крупного многоотраслевого комплекса. Не рассчитывая на бюджетные средства, акимат города выпускает среднесрочные (3-4 года) долговые обязательства, которые размещаются среди населения и предприятий, прежде всего близлежащих районов. Возвратность этих средств и выплаты соответствующих дивидендов могут быть реализованы благодаря как будущей эффективной работе данного комплекса, так и будущим доходам городского бюджета (экономия средств). Что же касается медицинских учреждений акционерного типа, то здесь существенное значение могут иметь дополнительная эмиссия акций и получение займов у коммерческих банков.

В отношениях с коммерческими банками дополнительной гарантией обеспечения возвратности кредитов может служить залог недвижимости и, особенно земельных участков, которыми могут располагать государственные медицинские учреждения, расположенные в районных центрах и небольших городах.

Кроме таких традиционных способов финансирования, могут быть использованы и иные способы финансирования здравоохранительной деятельности, которые могут оказаться заметно выгоднее банковского кредита. Одним из способов такого финансирования является лизинг.

Лизинг – это операции по размещению движимого и недвижимого имущества, которое специально закупается лизинговой фирмой, остается ее собственностью, но отдается в аренду предпринимателям. Обычно лизинг трактуется как долгосрочная аренда машин и оборудования. В настоящее время по лизингу можно получить самые разнообразные факторы производства и различное имущество – от суперсложного до конторского оборудования. Лизинговая фирма выступает своеобразным посредником между производителями соответствующего оборудования и его потребителями.

Известно, что лизинг особенно привлекателен при временной потребности в оборудовании. Предприятия прибегают к нему, если у них нет возможности использовать кредит для закупки необходимого оборудования. А с учетом того, что лизинговая сделка не предполагает гарантийного и авансового залога, предприятия, применяя один и то же капитал, приводят в движение большее количество ресурсов. Оборудование, полученное по лизингу, не фиксируется на балансе предприятия, следовательно, не увеличивает его задолженности, не ухудшает финансового положения.

В настоящее время, когда идет процесс формирования многоукладности в здравоохранении и существует острая нехватка финансовых средств, создание лизинговых фирм, на наш взгляд, могло бы заметно улучшить материально-техническую базу медицинских учреждений. На первом этапе это могут быть государственные лизинговые фирмы, которые могли бы выполнять своеобразную роль распределителя скудных объемов современного медицинского оборудования, добиваясь, чтобы оно попало в хорошие руки. К тому же, как показывает мировой опыт, применять лизинг предпочтительно там, где имеется особенно сложное и редко оборудование, которое обслуживается лизингодателями лучше, чем это может сделать использующее его медицинского учреждение.

Воздействие рынка на изменение экономических процессов

в здравоохранении.

Развитие рыночных отношений в целом не могло не ска­заться на развитии экономических процессов в здравоохране­нии. Наблюдается коммерциализация дела охраны здоровья населения. Хотя государство, согласно Конституции, является гарантом обеспечения права граждан на охрану здоровья, од­нако, в настоящих условиях экономической нестабильности проблема получения качественной медицинской помощи все в большей степени становится частной проблемой граждан.

Государство не только реально не обеспечивает полностью всю систему здравоохранения, но и отказывается от стопро­центного финансирования той ее части, которая продолжает входить в государственный сектор. Отсюда и неизбежный пе­ревод здравоохранения на коммерческие рельсы.

Одним из проявлений коммерциализации является возрас­тающее увеличение объема платных медицинских услуг. Пря­мая оплата предполагает непосредственный расчет пациентов с производителем услуг, как это имеет место в частной медици­не. В системе страховой медицины плательщиками могут быть и пациенты, и предприятия, и государство.

В условиях рыночных отношений происходит также изме­нение статуса медицинского учреждения в направлении его сближения с предприятием: на медицинское учреждение рас­пространяется вся совокупность экономических прав, обязан­ностей и ответственности, присущих ранее предприятию.

Само экономическое содержание хозяйственной деятельно­сти медицинских учреждений в условиях рыночных отношений ставит его в разряд самостоятельных хозяйствующих субъек­тов, специализированных на медицинских услугах. Следствием изменения статуса медицинских учреждений является измене­ние характера экономических связей медицинских учреждений.

Здравоохранение, как сложная система, включающая ряд подсистем, имеет многообразные по содержанию, взаимному расположению, иерархии экономические связи. Их можно объ­единить в несколько групп.

Прежде всего, это связь по линии: медицинская организация – государство. В современных условиях медицинская организация не всегда являются субъектами государственной собствен­ности, государство не в полной мере финансирует медицинские учреждения, которые остаются в его собственности. Медицин­ское учреждение интересует государство как налогоплатель­щик.

В условиях рынка развиваются связи по линии: медицинская организация – партнеры. Партнерами являются поставщики различных материальных условий деятельности в здравоохра­нении: лекарственных препаратов, медицинского оборудова­ния, и др. В настоящее время медицинским учреждениям самим приходится искать партнеров, которые согласятся осуществить необходимые поставки по ценам, приемлемым для обеих сто­рон. Особую группу партнеров составляют финансово-кредитные учреждения, а также учебные заведения, готовящие кадры.

Связь по линии медицинская организация – аналогичные им организации предполагает как совместные решения однотипных проблем в производстве медицинских услуг, так и конкурент­ную борьбу.

Большое значение приобретает в последнее время развитие связи по линии: медицинская организация – потребитель меди­цинских услуг. Если раньше пациент рассматривался как «клинический случай», то теперь он потенциальный источник прибыли ЛПО со всеми вытекающими отсюда возможными последствиями в области дифференциации пациентов. При этом пациент думает не только о своей болезни но и о затратах на лечение.

Нельзя обойти вниманием и дальнейшее развитие и изме­нения внутрихозяйственных связей внутри медицинских организаций: между руководством и персоналом, коллективами раз­личных составных звеньев ЛПО.

Наконец, воздействие рынка сказывается на появлении многообразных форм собственности, а, следовательно, и видов хозяйствования в здравоохранении: от частных клиник до ак­ционерных форм. Множество разнообразных производителей медицинских услуг образуют конкурентную среду, без которой рынок не может существовать. Результатом осуществления экономической деятельности в разнообразных формах, являет­ся изменение экономического положения самих работников здравоохранения, в частности их дифференциация по стажу, уровню дохода: от безработного до кооператора, акционера и даже владельца, собственника медицинского учреждения, использующего труд наемного персонала.

Стратегическое планирование в управлении.

Бизнес-план – основа стратегического управления организацией.

Планирование – главная функция менеджмента. Этопроцесс разработки организационных целей и выбора курса действий для их достижения.

Ключевая роль планирования.

Роль планирования в менеджменте:

1. Планирование помогает организациям целенаправленно добиваться успехов в их действиях.

2. Планирование обеспечивает организациям целенаправленно добиваться успехов в их действиях.

3. Планирование помогает менеджерам работать в постоянно меняющихся условиях.

4. Планирование обеспечивает возможность осуществления всех остальных управленческих функций менеджмента: организация, мотивация и контроль.

Решения, которые принято относить к плановым могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределени­ем и перераспределением ресурсов, определением стандартов, в соответствии с которыми должна действовать организация.

Цели в организации – это конечный результат деятельности, который достигается посредством назначения и функционирования организации.

Характеристика целей:

* Цели предопределяются и разрабатываются заранее;

* Цели определяют желаемый результат, на выполнение которого направлены текущие усилия организации.

При определении целей необходимо исходить из следующих критериев: востребованность, реалистичность, согласованность.

Сама цель должна состоять из 3-х компонентов: сроки достижения, ограничения/лимиты, результаты.

Цели выступают в качестве ориентиров направления деятельности. Они определяют параметры стратегического планирования, распределения ресурсов и разработки продуктов, а также определяют назначение организации и обосновывают ее действия, становятся источником легальности.

При правильной постановке – цели становятся стандартами, мерилом работы организации. Толковый менеджер всегда закладывает цели таким образом, чтобы они становились стимулом к конкурентной работе.

Цели становятся также источником мотивации, если они отражают как организационные, так и индивидуальные стремления.

Формальные организации определяют цели через процесс планирования.

Миссия – в планировании основная общая цельили задача организации.

Стратегия в планировании – общий всесторонний план достижения целей.

В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы.

Такая концепция включает в себя несколько элементов:

* система целей, включая миссию, общеорганизационные и специфические цели;

* приоритеты – ведущие принципы распределения ресурсов;

* правила осуществления управленческих действий (например, оценки работы персонала, регламентация внутренних отношений и т.д.).

Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед и конкретизируется в проектах, программах, планах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения.

Виды стратегии: функционирования и развития.

Стратегия функционирования относится к рыночным. Можно выделить три ее варианта:

1. Лидерство в снижении издержек. На практике встречается чаще всего. Получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных издержках.

2. Стратегия дифференциации - концентрация организацией своих усилий в нескольких приоритетных направлениях.

3. Стратегия фокусирования основывается на выборе какого-то из сегментов отраслевого рынка и достижения в нем конкретных преимуществ путем реализации одной из двух выше описанных стратегий.

Стратегия развития имеет 4 вида: роста, умеренного роста, сокращения и комбинированная.

1. Стратегия роста присуща молодым организациям, стремящимся занять лидирующие позиции.

2. Умеренного роста – присуща организациям твердо стоящим на ногах и действующим в традиционных сферах.

3. Стратегия сокращения масштабов деятельности возникает в периоды перестройки деятельности организации.

4. Комбинированная стратегия, включающая в себя элементы предыдущих, чаще встречается на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: