Руководитель должен:
• начать вовремя;
• сообщить о регламенте, о стоимости минуты;
• согласовать правила работы, уточнить повестку дня;
• назначить ответственного за регламент и протокол;
• предупредить о прекращении выступления в случае, если оно не соответствует существу вопроса (например, эмоциональные оценки людей и событий вместо конструктивных предложений);
• если используется критика, то требовать ее конструктивности (называть конкретные факты и их причины, не переходить на личность, высказываться по поводу ошибок, предлагать пути решения проблемы);
• жестко вести совещание к намеченной цели путем йодного вовлечения в него каждого участника;
• регулировать деловитость выступлений, не допус-|сая их затягивания, стимулируя конкретность, содержательный анализ, выработку реальных предложений jh решений;
• соблюдать корректность дискуссии;
• использовать разнообразные приемы для активизации внимания участников совещания;
• подводя итоги, обобщить все сказанное, сформулировать выводы, определить задачи на будущее;
|
|
• завершить совещание точно в назначенное время;
• в заключение оптимизировать ситуацию, настроить персонал на эффективную работу.
Психологи рекомендуют руководителю использовать следующие приемы для управления ходом дискуссии:
а) для сохранения единства участников совещания:
· в случае возникновения инцидента разрядить обстановку, сделать паузу;
· не принимать чью-то сторону до окончательного подведения итогов;
· не высказывать первым (если ты руководишь совещанием) свою точку зрения;
· не позволять нападать на новых работников, молодых специалистов, плохо ориентирующихся в ситуации, и всячески поддерживать их;
б) для активизации участников делового совещания:
· иметь оптимальную стратегию принятия решения; создать условия для творческой работы;
· не использовать самому и не позволять другим оперировать деструктивной критикой;
· не давать участникам совещания возможности выключаться из работы;
· не оставлять без внимания даже самые незначительные предложения;
· умело осуществлять руководство групповым взаимодействием в процессе принятия решений;
в) для фокусирования внимания на обсуждаемой проблеме:
· основываться на конкретных фактах и веских доказательствах;
· записывать все вносимые предложения;
· прогнозировать возможность внедрения предлагаемых идей, решений, проектов исходя из наличия и расхода времени и ресурсов;
г) для активизации обсуждения предложений:
· задавать основные вопросы и дополнительные по ходу ответов на них;
|
|
· высказывать одобрение тем участникам совещания, кто вносит конструктивные предложения;
· побуждать возникновение альтернативных точек зрения;
· не допускать резких выпадов в чей-либо адрес;
· чем выше «температура» дискуссии, тем хладнокровнее должен себя вести ее организатор;
· оказывайте всестороннюю поддержку новым прогрессивным идеям;
· будьте готовы к отрицательному исходу коллективного обсуждения вопроса;
· если невозможно выработать консенсусное решение, тогда идите на компромисс;
· не подавляйте мнения меньшинства, так как оно часто бывает позитивным.