Эффективность любого совещания во многом зависит от соблюдения его участниками определенных поведенческих норм:
· На совещание нельзя опаздывать. Опоздавший человек проявляет неуважение к собравшимся, отвлекает внимание присутствующих, дезорганизует работу совещания. Рекомендуется приходить чуть раньше указанного времени.
· Следует удерживаться от замечаний и высказываний, не имеющих отношения к вопросам повестки дня.
· Необходимо своевременно представлять имеющуюся информацию. Она должны быть точной, объективной и уместной.
· Важно критически оценивать информацию, поступающую в ходе обсуждения; тщательно взвешивать приводимые доводы; отмечать плюсы и минусы выдвинутых положений.
· Желательно посмотреть на вопрос с позиции говорящего; уметь уловить то, что сказано «между строк»; понять отношение к проблеме других участников совещания.
· Нельзя увлекаться обсуждением какого-либо вопроса со своим соседом. Это создает шум в аудитории, мешает присутствующим участвовать в дискуссии.
|
|
· Нужно увязывать свои размышления икомментарии с развитием мысли группы, т.е. научиться осмысливать проблему совместно с группой.
· Целесообразно стимулировать высказывание коллег, позитивно поддерживать их предложения.
• Надо представиться перед выступлением.
• говорить «я» вместо «мы» или безличной формы; когда выступающий говорит «мы», он, как правило, избегает возможности взять на себя ответственность за то, что говорит;
• вопросы не должны оставлять сомнений в том, почему они задаются; целесообразно после прослушанной информации ставить вопросы: на уточнение, понимание, на развитие и на отношение; вопросы, начинающиеся со слов «как», «что», «почему», предпочтительнее вопросов закрытого типа; не рекомендуется на совещаниях задавать провокационные вопросы или вопросы-ловушки, они провоцируют конфликты и заряжают людей отрицательной энергией, стано-1 вятся причиной ухода от проблемы;
• в высказываниях быть конкретным, ясно излагатьсвои мысли, отвечать за свои ошибки, выдвигать новые идеи, отстаивать личную точку зрения, быть терпеливым к инакомыслию;
• не играть роль, ожидаемую от вас другими, оставаться самим собой; если не считаете нужным высказываться — помолчите;
воздерживаться, насколько возможно, от интерпретации чужих идей и мыслей; выражайте собственную позицию; старайтесь не делать неоправданных обобщений;
• говорите не о поступках и мыслях других, а о вашем восприятии этих поступков и мыслей, т. е. формулировать суждения на языке «я-сообщений», а не «вы-утверждений» (например, вместо «вы ошиблись», скажите «я думаю, что здесь вкралась ошибка»).