Международные избирательные стандарты

Избирательное право в субъективном смысле. Принципы избирательного права.

Избирательное право в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.).

Говоря о субъективном избирательном праве, следует различать активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным). В своей совокупности они составляют главное содержание субъективного избирательного права российских граждан. Наряду с ними в структуру субъективного избирательного права входят и другие правомочия. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права граждан включают в себя не только право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, предусмотренном законодательством о выборах.

Принципы избирательного права:

1) свободы выборов – принцип, согласно которому выборы должны осуществляться на основе свободного волеизъявления избирателя. Данный принцип имеет два аспекта: свобода волеизъявления при голосовании и свобода участия в выборах;

2) всеобщности избирательного права – принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов (это условие участия в выборах). Избирательные цензы:

а) возрастной (обычно 18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет и выше в зависимости от уровня органа или должности для пассивного избирательного права;

б) вменяемости;

в) оседлости (т. е. проживания в течение установленного законом срока на территории).

Менее распространены: образовательный ценз; религиозный ценз (ряд мусульманских стран); морально-этические цензы;

3) равенства избирательного права – принцип, согласно которому:

а) каждый избиратель наделен таким же числом голосов;

б) «вес голоса» одного избирателя равен «весу голоса» другого избирателя;

4) прямых выборов – означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов, непрямые – при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы: косвенные (голосует коллегия выборщиков – США) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий – Казахстан, Куба, КНР);

5) тайного голосования – принцип, согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателей (распространен повсеместно).

Международные избирательные стандарты.

МИС - признанные на международном уровне, основанные на реальном опыте проведения демократических выборов в государствах-участниках и носящие универсальный для этих государств характер кодифицированные в международных правовых актах принципы и нормы избирательного права, гарантирующие реализацию прав и свобод в электоральной сфере. Т.е. это нормы и принципы международного права, относящиеся к избирательным правам граждан, к организации и проведению выборов.

Общепризнанными принципами явл-ся (согласно Уставу ООН и Декларации о принципах международного права) – суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав и основных свобод человека; сотрудничество между государствами; добросовестное исполнение обязательств по международному праву.

Конституция РФ закрепляет в ст. 15 положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явл-ся составной частью ее правовой системы. При этом, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Важнейшими источниками международных стандартов явл-ся:

I). Универсальные МИС:

1) Всеобщая декларация прав человека (1948). Ст 21 устанавливает: Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, кот-е должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством др. равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

2) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)., гарантирующий право и возможность принимать участие в ведении гос-ных дел как непосредственно, так и через посредством свободно избранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

3). Конвенция о политических правах женщин (1952);

4). Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979);

5). Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965);

6). Декларация о критериях свободных и справедливых выборах (1994г.), кот-я говорит об избирательных правах граждан, о правах и обязанностях кандидата, партии в ходе избирательной кампании, а также о правах и обязанностях государств;

7). Всеобщая декларация о демократии (1997), кот-я называет ключевым элементом в осуществлении демократии -проведение свободных и честных выборов через регулярные интервалы времени, кот-е обеспечивали бы возможность выражения воли народа».

II). Региональные:

1). Они изложены в документах, принятых СБСЕ на Конференции по человеческому измерению, проходившей в три этапа: в Париже в 1989 г., в Копенгагене в 1990 г. и в Москве в 1991 г. Напр., в пункте 7 Документа указано, что разумная периодичность проведения свободных выборов должна устанавливаться законом; подсчет голосов должен быть честным и официальные результаты опубликованы; закон и государственная политика должны обеспечивать проведение выборов в атмосфере свободы и честности, беспрепятственного доступа к СМИ всех политических группировок и отдельных лиц, участвующих в избирательном процессе и т.д.

2 ). В документах Совета Европы:

А). Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет свободу выражения мнения (статья 10), свободу собраний и объединений (статья 11), запрещение дискриминации (статья 14), ограничение на политическую деят-ть иностранцев (статья 16). Все эти положения Конвенции имеют существенное значение при реализации избирательных прав граждан.

Б). Решения Европейского суда по правам человека. Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюции «О кодексе надлежащей практики в избирательных вопросах (2001г.), «Об ограничениях на деят-ть политических партий в государствах–членах Совета Европы (2002), «О своде рекомендуемых норм при проведении выборов (2003 г.).

3). Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ. Указанная Конвенция состоит из преамбулы и 26 статей: ст. 1–10 определяют основные принципы современного избирательного права и организации избирательного процесса – стандарты демократических выборов, а также гарантии их реализации, в том числе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; ст. 11–17 содержат организационно-правовые основы статуса участников избирательного процесса, основы информационного и финансового обеспечения выборов, избирательной кампании и предвыборной агитации. Указанная Конвенция представляет собой попытку кодификации и содержательного обогащения международных правовых норм в области организации избирательного процесса. В документе впервые даны определения избирательных стандартов, механизмы их реализации, закреплены положения, касающиеся организации международного наблюдения за выборами, конкретизирован правовой статус международных наблюдателей, определены основные их полномочия. В рамках этой Конвенции предусматривается создание специального органа – Межгосударственного государственного совета, на который возлагается оказание, в частности, содействия по подготовке и проведению наблюдения за выборами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: