Четаса кхалу йат сакшад-чакшуша даршанам харех

Возникникает вопрос: бхагавад-даршана, созерцание Господа в сердце достигается дхйаной, и, если йог достигает такого уровня, разве он видит Его не глазами? Тогда зачем оставлять Таполоку, чтобы увидеть Господа?

Можно ответить, что когда человек видит Шри Хари непосредственно своими глазами, то ум его становиться кристально чистым. Дело в том, что во время созерцания Господа ни одна посторонняя мысль не может посетить наш ум.

(Видеть Шри Бхагаван-мурти в уме, погруженным в глубокую медитацию, считается равнозначным возможности видеть Его непосредственно глазами.)

манах сукхе’нтар-бхавати сарвендрийа-сукхам сватах

тад-вриттишв апи вак-чакшух-шрутй-адиндрийа-вриттайах

Кто-то может возразить, что все это так, но всеже непосредственное созерцание Господа приносит гораздо больше удоволетворение. На, что ответ будет следующий: «Почему только глаза? При наслаждении в уме все чувства ощутят удовлетворение. Функции всех чувств, включая язык, глаза, уши зависят от ума».

мано-вриттим вина сарвендрийанам вриттайо ’пхалах

критапиха ’критаива сйад атманй-анупалабдхитах

Без работы ума они не могут функционировать. Даже если чувства реагируют на какие-либо объекты, но ум не откликается, то душа не воспринимает объекты чувств. Происходит это из-зи умственной пассивности.

(Поэтому, появление Господа в чистом зеркале ума - вишуддха-чхитта-вритти-вишеша – настоящий даршан. Видение непосредственно глазами не является даршаном, так как Господь не доступен восприятию материальных чувств.)

кадачит бхакта-ватсалйад йати чед-дришйатам дришох

джнана-дриштайаива тадж-джатам-абхиманах парам дришох

Здесь может возникнуть другой вопрос: «Мы слышали, что Дхрува, Прахлада и другие преданные видели Господа непосредственно своими глазами, как это объяснить?» В ответ на это говорится: «Когда Господь, благодаря качеству бхакта-ватсалйа (сильной привязанностьи к Своим преданным), является перед преданными, то созерцание Его формы происходит посредством тонкого видения. (Глаз принадлежащих уму). Здесь слово кадачит (иногда) указывает, что Его явление не привязано к каким-либо строго регулируемым правилам. Этот даршан – результат озарения, джнана-дришти – внутреннего видения (глаз ума), а не физического зрения. Так происходит потому, что внешние чувства полностью поглащены восприятием временных вещей и не способны воспринимать объекты, которые по своей природе трансцендентны. Следовательно, не нужно уповать на материальное зрение. Получив даршан Господа внутри своего ума (очищенного до состояния шудха-саттвы), преданный с гордостью думает, что видит Его своими глазами, хотя в действительности глаза в этом процессе не участвуют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: