Тасйа карунйа-шактйа ва дришйо ’ствапи бахир-дришйох

татхапи даршананандах сва-йонау джайате хриди

Очень редко, по Свей беспричинной милости, Господь становится видимым для внешних глаз преданного. Но даже при этом чувство блаженства проявляется только в сердце, так как сердце и ум являются местом, где возникает ананда.

анантарам ча татрайва виласам парйавасйати

мана ева маха-патрам тат-сукха-граханочитам

Когда преданный видит Господа, а затем теряет Его, то блаженство, рожденное видением, разливается по всему сердцу и дарит озарение. Поэтому, бхагавад-даршан – созерцание Господа – происходит только в уме. Ум ощущает блаженство от созерцания Господа, поэтому нет необходимости пытаться увидеть Бога своими материальными глазами.

тат-прасадодайад-йават сукхам варддхета манасам,

тавад-варддхитум-ишита на чанйад бахйам-иннрийам

Кто-то может сказать, что ум, подобно все другим внешним чувствам, также ограничен и способен воспринимать только временные материальные вещи, а значит, и он не способен получить даршан трансцендентного Господа, бхагават-мурти. Можно ответить, что несмотря на то, что ум ограничен материей, по милости Господа (прасада), он может очиститься, для того чтобы с блаженством созерцать Бога. Следуя по этому пути, ум постепенно очищается и увеличивает свою способность видеть Его. Никакие другие чувства, кроме ума, не могут очиститься до такой же степени. Чистый ум настолько тонок, что действительно способен воспринимать форму духа. Всем известно, что человек обретает знание о предмете переработов полученную информацию в уме. Ни одно другое чувство не обладает такой способностью и связанно жесткими материальными ограничениями.

антар-дхйанена дришто ’пи сакшад-дришта ива прабхух

крипавишешам тануте праманам татра падмаджах

Кто-то может сказать, что даршан в уме превосходит восприятие материальных глаз, но только во время созерцания Господа глазами, можно испытать блаженство беседы с Ним.

Ответ таков, что когда прозрачный ум погружается в непрерывную медитацию, и Господь проявляется в сердце, то данное видение подобно непосредственному восприятию глаз. В это время Прабху – Всемогущий Господь – испытывает больше удовольствие и проявляет Свою особую милость, проливая благословения на Своих гьяна-бхакт. Лучшим доказательством тому, является рожденный на цветке лотоса Господь Брахма.

На заре творения, Господь Брахма - первое созданное существо, рожденное из лотоса, выросшего из пупка Господа, с целью создать потомство в пустой вселенной - погрузился в медитацию на Создателя. Когда он достиг самадхи, Господь благословил его Своим даршаном. Обретя видение Господа в самадхи, Брахма почтительно склонился перед Ним, и Господь лично взял его за руку и сказал: «Я очень доволен твоими аскезами, теперь ты можешь просить благословения». После вознесения молитв Брахма получил непосредственно от Господа чатур-шлока бхагават – четыре ключевых стиха Шримад Бхагватам. Эта история показывает, как в состоянии самадхи Брахма удостоился бхагавад-даршана. Он созерцал Господа, получил благословеня, беседовал с Ним, ощущал Его прикосновение и т.д. Более подробно об этом можно узнать из девятой главы Второй Песни и восьмой главы Третей Песни Шримад Бхагаватам.

Все философские описания превосходства антар-даршана над созерцанием Господа посредством материальных глаз понятны только гьяна-бхактам – преданным, практикующим аскезу и медитацию. Они предпочитают уединение и глубокую концентрацию на Сверхдуше - Господе в сердце. Позже мы узнаем, что в своем комментарии к шестому стиху Дамодараштаки, Шрила Санатана Госвами приводит цитаты из Брихад Бхагаватамриты, и доказывает, чтов конечном счете лучшим даршаном Господа является даршан, обретенный прямыми чувствами, как в случае с Его шуддха-бхактами, или чистыми преданными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: