Диалектическая философия Г. Гегеля

1. Немецкая классическая философия конца XVIII - начала XIX веков представлена именами И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Ге­геля, Л.Фейербаха. Главное ее достижение - разработка идеалисти­ческой концепции диалектики. В центре немецкой философии - че­ловек как активный субъект исторического процесса. Сделав субъект исходным пунктом философствования, представители немецкого иде­ализма поставили вопрос об источнике активности познающего субъекта и творческой роли человеческого сознания.

Эммануил Кант (1724-1804) - основоположник классической немецкой философии - совершает переворот в философии, суть ко­торого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекаю­щей по своим собственным законам. В творчестве Канта выделяют два периода - докритический (до 1770 г.), в котором он отдает дань естественнонаучным проблемам, и критический (после 1770 г.), ког­да были написаны его главные произведения - «Критика чистого ра­зума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение) и «Критика способности суждения» (эстетика).

Проблемы теории познания стоят в центре философской систе­мы Канта: впервые в науке и философии он поставил вопрос о воз­можностях познавательных способностей субъекта.

В «Критике чистого разума» Кант исследует условия получения всеобщих и необходимых, т.е. истинных, знаний. Главный вопрос тео­рии познания - как получить новое звание? - он решает путем пре­одоления крайностей эмпиризма и рационализма: научное знание мож­но мыслить как синтез чувственности и рассудка. Как же тогда обо­сновать необходимость и всеобщность знания как продукта такого синтеза, если эмпирическое знание, как известно, единично, а потому случайно? Ключом к решению этой проблемы становится понятие «ап­риорных форм познания». Кант доказывает, что в нашем уме изна­чально, до опыта присутствуют «пустые» (т.е. не заполненные никаким конкретным чувственным материалом) формы мышления.

В человеческом знании философ различает две стороны - содержание и форму. Содержание определяется опытом - действием внешнего мира на органы чувств. Формы знания не зависят от опыта, они имманентны сознанию, имеют априорный (доопытный), врожден­ный характер.

Процесс познания включает три этапа: чувственное познание, рас­судочное и разумное. Начинается познание с опыта, с работы органов чувств, на которые воздействуют находящиеся вне человека, т.е. су­ществующие объективно, предметы внешнего мира.

Первыми, исходными доопытными формами сознания, согласно Канту, являются изначально присущие каждому человеку формы чувствен­ности или созерцания - пространство и время. Все, что познает че­ловек, он познает в формах пространства и времени. Эти формы принад­лежат субъекту и характеризуют структуру чувственного восприя­тия: вещам «самим по себе» они не присущи. Посредством пространства и времени упорядочивается поток ощущений, пространство при этом сис­тематизирует внешние ощущения, время - внутренние.

От чувств познание переходит к рассудочному пониманию. Рас­судку также присущи априорные формы. Однако, это уже не формы чувственного восприятия, а формы рассудочного мышления. К ним от­носятся общие понятия или категории, характеризующие структуру мышления. К априорным формам рассудка Кант относит категории качества, количества, отношения и модальности. Для получе­ния научного знания необходимы как чувственность, так и рассудок: без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Рассудок в процессе познания вы­полняет функцию синтеза - подведения многообразия чувственных данных под единство понятия. При этом Кант отстаивает идею актив­ности сознания: сознание не просто пассивно отражает объект, а ак­тивно «творит» его. Эта способность сознания получила название про­дуктивное воображение (или творческая интуиция).

Возникает вопрос: почему предметы согласуются с нашим зна­нием о них? Что именно служит последним основанием единства, без которого рассудок не может осуществлять свою функцию объеди­нения многообразия. До Канта это объединение находили в субстан­ции: субстанция была тем последним основанием, исходным принци­пом, под который подводилось все многообразие. Кант единство ви­дит в субъекте - последним основанием единства является акт самосознания («Я мыслю»), который сопровождает все наши пред­ставления и делает их возможными. В акте мышления чувственный образ как бы «переплавляется» в понятие, теряет свою наглядность, в результате получается научное понятие - всеобщее и необходи­мое знание.

Введение априорных форм чувственности и рассудка закрывает доступ к «вещам самим по себе», они становятся непознаваемыми или, как называет их Кант, «вещами в себе». Кант считает, что мы можем знать лишь мир явлений (данные опыта и формы познания, в которых они закреплены), но не то, что в нем является.

Рассудочное мышление всегда переходит от одного обусловленно­го (конечного) к другому обусловленному; перейти к последнему безус­ловному (абсолютному), рассудок не может, ибо в опыте нет ничего безус­ловного. Человеку же свойственно стремление к знанию безусловному (абсолютному), чтобы из него, как из некоей первопричины, вытекал весь ряд явлений, и объяснялась бы сразу вся их совокупность. Рассудок все время стремится выйти за границы опыта. Рассудок, переходящий за свои границы (опыт - граница рассудка), - это уже разум.

Разум выполняет регулятивную функцию в познании: он побужда­ет рассудок к деятельности, ставит перед ним задачи, направляет к определенной цели, доводит рассудочный категориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения, выходящие за границы опыта, порождает теоретические идеи.

Идеи разума являются предельными идеями, целью познания. Для них в созерцании не может быть найден адекватный предмет. Кант на­зывает три такие идеи - о душе, о мире, о Боге. Эти идеи выражают стремление разума постичь «вещь в себе», выйти за пределы опыта. Однако, в «Критике чистого разума» Кант приходит к выводу, что чело­веческому разуму положен определенный предел: стремясь объять весь мир как целое, разум неизбежно впадает в антиномии. Антиномии - это противоречащие, несовместимые друг с другом положения, каж­дое из которых, по мнению Канта, может быть доказано логически бе­зупречно. Разум, таким образом, диалектичен (противоречив). Проти­воречия - неизбежный спутник мышления, они свидетельствуют о бес­силии разума, о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта. Кант первым в философии показал сложность и проти­воречивость процесса познания.

Выяснив теоретические возможности разума, Кант перешел к рас­смотрению проблемы практического применения разума. По его мне­нию, практический разум (нравственность) обладает приоритетом пе­ред теоретическим: к оценке событий, даже к фактам истины, человек должен подходить в первую очередь с нравственных позиций. Нрав­ственные принципы не выводятся из природы человека и не даются ему Богом - их формирует разум. В основе любых нравственных оце­нок лежит категорический императив - основной закон этики Кан­та, обязывающий каждого человека поступать так, чтобы правила его личного поведения стали правилами поведения для всех. Этот закон должен быть присущ каждому индивиду и обладать принудительной силой. Свобода, в понимании Канта, есть добровольное подчинение человека нравственному закону.

Главный вывод, следующий из кантовской этики, - человек для себя сам есть своя последняя цель (а не средство).

2. Венцом идеалистической диалектики является философия Гегеля (1770-1831). Гегель впервые в систематической форме изложил диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектичес­кий метод исследования. Гегель считал, что на всем лежит печать развития, а противоречие и есть то, что на самом деле движет миром. Развивая идею Канта о том, что разум без обращения к опыту может познать только формы своего мышления, Гегель приходит к заключению, что если это так, то истинно-сущим в окружающем нас мире следует считать формы мышления, - мысль сама по себе «абсолют­ная идея», а весь мир есть не более чем ее «оболочка». На этом основании он формулирует свое знаменитое положение о тождестве бытия и мышления, ставшее исходным принципом его философии. Из этого принципа в рамках всеобъемлющей системы Гегель стре­мился вывести обобщенное выражение истории человеческого духа, представить путь развития культуры как единство индивидуального познания и духовного развития всего человечества.

Основой всего существующего у Гегеля выступает некий «Мировой разум», который он называет Абсолютной идеей или Мировой душой. Абсолютная идея - основное понятие философской системы Гегеля. В ней содержится некая духовная энергия, которая изначально присутствует в мире в качестве духовной субстанции. Именно она придает миру органическую целостность и динамику, задает логику его развития. В свернутом виде она содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления.

Мировой разум мыслит - мысль же всегда есть процесс - она су­ществует только пока действует. Логика мышления мирового разума ве­дет к образованию системы понятий, в соответствии с которой он со­здает природу, а затем и человека. Все действительное, по Гегелю, разум­но, постижимо средствами логики, т.е. постижимо в понятиях. Мир разумен, потому что он создан разумом. Природа есть царство «окаменевших по­нятий». Человек наделен способностью мыслить по тем же логическим (конам, что и абсолютная идея). Изучая разумно устроенную природу и я самого, он постепенно познает логику деятельности абсолютной идеи, она (идея), таким образом, с помощью человека познает себя. Человек - лишь орудие во власти мирового разума, хотя он этого не осознает. Ход мирового развития в основе своей обусловлен движением аб­солютной идеи, которая стремится в процессе превращений к самой себе как к цели. Конечный результат уже дан в начале. Абсолютная идея в своем развитии проходит ряд последовательных ступеней, соот­ветствующих трем частям гегелевской философской системы.

Первая ступень - логика - представляет чисто логический про­цесс становления абсолютной идеи: в ней дается систематическое из­ложение всех категорий мышления в их взаимной связи и движении от простых к сложным. Каждая категория (понятие) обладает вполне оп­ределенным содержанием и предполагает наличие своей собственной противоположности. Мышление способно выявленные противоречия разрешать посредством перехода к новому понятию. Противоречие - движущая сила системы и всякого развития. Процесс развития трие­дин: тезис - антитезис - синтез.

Вторая ступень - природа - в системе Гегеля представляет «инобытие» абсолютной идеи. На этой ступени идея «отчуждает» сама себя и развертывается в телесной (материальной) оболочке, т.е. при­роде. Человек - завершение круга природы, в нем ее оболочку про­рывает дух.

Третья ступень движения абсолютной идеи - идея в духе. Идея в духе - есть философия культуры. Дух в своем саморазвитии также проходит три ступени: субъективный дух (индивидуальное сознание), объективный дух («объективация» духа в форме права, морали, се­мьи, государства), абсолютный дух (формы общественного созна­ния - искусство, религия, философия). Трем ступеням восхождения идеи соответствуют три работы Гегеля - «Наука Логики», «Филосо­фия природы», «Философия духа». Вместе они составляют «Энцикло­педию философских наук».

Поскольку вся действительность и история культуры пронизаны разумом и закономерны, - человек обладает возможностью их позна­ния. Задача философии - вооружить познание методом. Свой метод Гегель назвал диалектическим, рассматривая диалектику как логику идей, как восхождение от абстрактных идей к все более конкретным. Диалектика идей выступает как редуцирование - вывод одних идей из других. В исходной идее (Мировом разуме), согласно Гегелю, в свер­нутом виде представлена вся исторически развивающаяся действитель­ность. Идея содержит все свои противоположные определения, поэто­му она внутренне противоречива - диалектика как движение идей так­же, по сути своей, есть противоречие.

Противоречие - движущая сила развития. Гегелевский диалек­тический метод природу развития усматривает в саморазвитии по­нятий - диалектика понятий у Гегеля определяет диалектику вещей, т.е. природных и социальных процессов. Диалектика вещей, таким об­разом, лишь отражение («отчуждение») подлинной диалектики - диа­лектики идей. Такая мировоззренческая позиция в философии получи­ла название объективного идеализма. Гегелю удалось доказать, что противоречивость разума - не слабость его (как полагал Кант), а сила, ибо противоречия пронизывают весь мир.

Разработка идеалистической концепции диалектики способство­вала утверждению в европейской культуре диалектической карти­ны мироздания, в которой господствующим принципом является идея единства мира и его саморазвития. Развитие пронизывает мир: он пред­стает перед познающим сознанием изменяющимся, находящимся в со­стоянии вечного движения. Открытие идеи развития - великая заслу­га немецкой классической философии.

Направленность общественного развития - прогресс, который, как считал Гегель, состоит в неуклонном, необходимом движении об­щества от состояния несвободы к свободе.

Тема: Этапы и содержание отечественной философии.

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: