Обряды и уставы Церкви: праздники

Через почитание святых икон Господа, Богоматери и святых всех представляется и неученым людям наглядно, воспоминательно и поучительно наша святая, высочайшая и всеспасительная вера; она, так сказать, реализуется, осуществляется через них (то есть святые иконы), как и через богослужение, молитву, чтение слова Божия, догматы, заповеди и церковные каноны. Разумно, правильно и спасительно употребляются в Православной Церкви честные иконы, животворящий Крест и всякое благолепие, как и каждение фимиамом, кропление святой водой, благословение крестным знамением. Все это апостольское и святых отцов предание и дело богоугодное, доказанное относительно богоугодности, истины и спасительности и разумом, и словом Божиим, и бесчисленными опытами над верующими православными.

Мы праздновали Благовещение Пресвятой Богородице, священное событие бесконечной важности – послание от Бога с небес величайшего и святейшего из архангелов, Гавриила, во град Назарет к Пречистой Деве Марии для благовестия о зачатии от Нее Предвечного Сына Божия по плоти. Какого чудного, нежнейшего, любвеобильнейшего попечения удостоил Отец Небесный погибающий во грехах род человеческий! Какое чрезвычайное средство даровано людям ко спасению от грехов, от проклятия и вечной погибели!

25 декабря 1899 года. Благодарю Господа, сподобившего меня и еще узреть день славного Рождества по плоти Бога Слова ради всемирного спасения, и еще, и еще даруй за премногую Твою, Господи, благость, узреть день сей и сладостно воспевать и прославлять Твое безмерное, Христе, благоутробие. Аминь.

Бог пришел в мир и соединился с человеками; призывает и нас к соединению с Собою! Какая милость, какая честь и достоинство! Какое блаженство, к которому мы призываемся, которое хочет даровать нам великодаровитый Бог! Какое чудесное единение Бога с человеками! Какое должно быть единение людей между собою, народов, племен, происшедших от одной крови!

Ежегодный крестный ход на Иордан не есть только великолепный обряд, Церковь не занимает никого и не занимается праздными зрелищами, но священный, воспоминательный обряд, вызываемый крайней потребностью самой природы или естества стихий воды и воздуха, оскверняемых и растлеваемых непрестанно грехами человеческими; и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии. Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий. Не замечаете ли, что особенно нынешний год творится нечто недоброе у нас на земле: то совершенная беззимица зимой, или дожди, или снег, тотчас тающий, или вдруг зима только на несколько дней и потом опять не то осень, не то зима, то опять что-то неопределенное – нет постоянства, частые смены дождя и снега, тепла и холода, сухоты и влаги; дыхательные органы страдают, весь телесный организм потрясается в основании от непостоянства погоды; больных нет числа взрослых и малых – оттого что нет постоянства и правильного воздушного течения. А это от того, что природа, по повелению Творца, через себя показывает нам наше непостоянство, наш неправильный, извращенный образ жизни. Гряди же, гряди, Церковь Божия, святая и освящающая всех нас, на воды, как бы Иорданские, и освяти данною тебе от Бога благодатью естество воздушное и водное и даждь нам в окроплении и питии освященной воды очищение и освящение нам и жилищам нашим и здравие душам и телам!

Всеблагий и всемощный Освятитель, Душе Святый, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй, прииди всех нас очистить, освятить, уврачевать, укрепить, просветить и утешить пречудным, живоносным и пресладким Твоим осенением!

Как вы думаете, дорогие братья и сест ры, крайне ли важно дело, которое исполнил для всех и за всех нас Господь Иисус Христос, сшедший с небес нашего ради спасения, поживший на земле тридцать три года с половиной, непрестанно поучавший людей спасению, и Сам, и через апостолов; пострадавший ради нас, умерший и воскресший из мертвых? Чем же Он начал Свое слово и дело? Постом и тем, что подвергся искушению от диавола, победив его; и затем – словом о по каянии.

Время Четыредесятницы – время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его словом Божиим.

Прощеное воскресенье. Изгнание Адама и Евы из рая за невоздержание. Сколько бед неисчислимых произошло от невоздержания первых людей! Сколько ныне бед от лакомства, пресыщения и пьянства! Как необходим пост для спасения и примирения с Богом!

Смиренно и вместе торжественно вошел Господь во Иерусалим, сидя на молодом осленке; торжественно Его встретили евреи и дети еврейские; но те же евреи вскоре распяли Его на кресте; так изменчивы люди, непостоянны, злы! И мы подобные, так же непостоянны и изменчивы в вере и добродетели и скоры на зло и на всякие страсти; и мы распинаем Его многократно каждый день, вместо того чтобы распинать себя, свои страсти, своего ветхого человека и обновляться на всякий день, делаться новыми людьми. О, как необходима была для нас крестная жертва Сына Божия, жертвовавшего для нас, для нашего искупления и примирения Отцу Небесному, Собою Самим; как Крест Христов необходим для нас, чтобы всякий день прибегать под сень его! Не напрасно Святая Церковь заповедала нам частое изображение креста Господня на себе, на своих членах телесных и на всех чувствах! Чем мы всякий день спасаемся, как не Крестом, как не заслугами Христа, распятого за нас! Без Креста мы все погибли бы, были бы добычей диавола и ада! О, Христе Боже, слава Тебе, пострадавшему за нас и искупившему нас Крестом Своим от греха, проклятия и смерти!

Пасха Христова. Благодарю Господа, спо добившего меня дожить и еще до сего Свет лого Праздника и в радости, при добром здоровье встретить его славословиями Воскресшему. Сподоби и общего всех воскресения и к Тебе, Источнику живота нашего, преселения!

Воскресение Христово. Благодарю Гос пода, сподобившего встретить и в нынешний год Светлый Праздник Воскресения Его. Дай, Господи, проводить Светлую седмицу всю достойно и всю жизнь мою – во славу Твою!

Тезоименитство наше означает тесную связь членов Церкви земной с Церковью небесной; оно внушает нам подражать членам Церкви небесной, коих имя мы носим, и жить по духу их и призывать их в молитвах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: