double arrow

О святости


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Совсем недавно Москву посетил американский космонавт. Выступая перед москвичами, он рассказывал о том, как впервые со своим спутником ступил на почву Луны. Рассказывал о своих переживаниях, о том, как удалялась от него Земля, как она уменьшалась, постепенно становилась небольшим шаром. Бездна, наполненная звездами, пустынная безмолвная Луна, коричневые скалы, камни, где никогда не было ни одного человека, ни одного живого существа.

И находясь в этом далеком пустынно–безжизненном мире, этот космонавт молился и чувствовал себя ближе к Богу, чем даже когда был дома на Земле. Он сам говорил слушателям, с которыми беседовал: «Мне казалось, что я нахожусь в непосредственном общении с Богом, что каждый мой шаг, каждое мое движение — все управляется и направляется Им. Все, что я видел вокруг, немедленно вызывало в моей памяти и сознании слова из Священного Писания. Когда я видел вдали безжизненные лунные скалы, они напоминали мне слова псалма: «Возвожу очи мои к горам, откуда приидет помощь моя» [50]. Когда я оглядывался на нашу далекую маленькую Землю, которая сама, как космический корабль, летела в пустоте, я думал о первых словах Книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю»».

Вот эти переживания нашего современника, оторванного от Земли на многие сотни километров, напоминают нам о том, что человек, живущий с Богом, человек, посвятивший свое сердце Ему, может ощущать Его присутствие в любом месте, в любой точке Вселенной. Нет такого места на Земле и на небе, где бы человек не был близок к Богу.

Другой космонавт, когда поднимался далеко в безвоздушное пространство, брал с собой Святые Тайны, чтобы там причаститься. Далеко над Землей Сам Христос был с ним во плоти!

И когда мы задумываемся над такими людьми, мы действительно понимаем, что хотел сказать апостол, призывая каждого из нас: «Подражайте вере их» [51]. Он имел в виду святых, праведников, имел в виду каждого человека, у которого есть живая и действенная вера.

Эта вера означает, дорогие мои, святость, к которой призван каждый из нас. Нам это не всегда понятно, потому что святые представляются нам в ореоле непрестанных чудес; святые кажутся вам необыкновенными, сверхъестественными существами.

Но ведь когда они жили на земле, они были такими же, как и мы. Они были обременены теми же немощами и слабостями человеческими. Однако они выбрали путь святости, для того чтобы всегда быть с Богом. А теперь в незримых небесных чертогах они молятся за нас и ходатайствуют о нас перед Господом, Христом–Спасителем.

Если человек хочет пойти по пути святости, в этом нет никакой гордыни, никакого заблуждения или ослепления. Ибо Сам Господь призвал нас к этому. В Ветхом Завете, обращаясь к избранному народу, Господь сказал устами пророка: «Ты будешь народом святым и царством священников» [52].

Это же обетование, это призвание распространяется на всех членов Церкви, всех, кто хочет действительно принадлежать Господу! Мы должны быть «народом святым и царством священников», служащих Богу (священник — это значит служащий Богу). Каждый из нас посвящен Господу, но только при условии, если сам захочет посвятить свою жизнь, свои мысли и чувства, свой труд, свою радость и печаль, все посвятить Ему.

Не Бог от нас отдаляется, а мы от Него отдаляемся. Человек, который принимает в свое сердце Его Дух, Его силу, Его любовь, живет с Ним всегда, где бы он ни находился! Как видите, Господь не покидает человека даже в космическом пространстве.

Нас всегда подстерегают трудные обстоятельства, когда мы можем быть выбиты из колеи, можем попасть в незнакомое и трудное положение. Но если Господь с нами, то мы всегда спокойны. Он всегда протянет нам руку за которую мы можем ухватиться и которая нас поддержит.

Путь святой жизни — это путь человека, который хочет все делать для Бога и всегда быть с Ним, все отдать Богу и ничего для себя не оставить. Если человек что–то оставляет для себя — он не пошел по пути святости. Если человек говорит: «Я принес Господу молитву — что же еще? Остальное буду делать для себя», — этот человек не пойдет по пути Царства Божия, не приблизится к Творцу.

Только тот, кто стремится идти под знаком Божиим, тот действительно обретет чувство уверенности, что Господь всегда с ним. И тогда пропадет у него и страх, и ужас перед силами мира сего, страх и ужас перед одолевающим грехом, постоянной мнительностью и унынием от того, что мы так немощны, что не способны выполнить Его волю.

Да! Мы слабы! но Господь силен! И если мы это вложим в сердце, Он всегда будет с нами.

Мы еще не святы лишь потому, что не захотели это принять и не захотели с этим жить.

Конечно, человек, идущий по пути святости, не избавлен от искушений. Вспомните, что Сам Господь Иисус прошел через искушения сразу после того, как Дух Божий осенил Его на Иордане. И мы с вами после молитвы, после причастия, после того как нас тоже коснулся (в малой степени) Дух Божий, — мы тоже можем споткнуться, оказаться перед лицом искушения.

Но есть Помогающий! Есть Тот, Кто не даст нам погибнуть, Кто не даст зверю греха и зла поглотить нас! И эта убежденность, эта надежда делают нас мужественными и стойкими.

Человек мира, человек, который живет вне близости Божией, склонен к унынию и отчаянию. В самом деле, есть от чего отчаиваться и унывать. Потому что коротка жизнь, она наполнена обидами, разочарованиями, скорбями и болезнями, коротка жизнь и уходит в ничто, в небытие. Но мы с вами, зная, что спасение в руках Божиих, зная, что мы тоже в руках Божиих, получаем от Него мир, мир и радость, мир и тишину сердца, уверенные в том, что Господь — наш Спаситель!

И мы не зря повторяем в прокимне слова псалма: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?» [53]

Кого мы боимся? Нам нечего бояться, ни зла, ни греха, если Господь с нами. Надо только просить Его и молиться, чтобы Он не уходил от нас! Только призывать Его, всегда стоять на страже и быть Его учеником, Его последователем, Его святым, Его посвященным. Тогда нам будет молитва в радость и в сладость! Тогда Священное Писание станет излюбленной нашей книгой! Тогда в храм во время евхаристии мы будем приносить свою любовь и свое переживание близости и силы спасающего Бога!

И холодное, равнодушное, бесчувственное наше сердце растает, оживет, немощи наши будут побеждены силой Господней! И мы как драгоценный сосуд пронесем дар Божий! — всепобеждающий, сопровождающий нас так, как светильник сопровождает человека на темной дороге, светильник заботливого проводника, который не даст нам заблудиться, не даст упасть, не даст сбиться с пути.

«С нами Бог!» — эти слова звучат в храмах не случайно. Бог–Господь явился нам! В этих словах правда, истинная правда, и об этом знает каждый из нас!

[Обрыв записи.]

26 октября 1980 г.


Сейчас читают про: