О пище земной и духовной

Евангелие от Иоанна, гл. 6 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

То, что сегодня читалось в Евангелии, указывает нам на перелом в жизни Христа–Спасителя. В начале Он идет, приветствуемый людьми, и многие Его слушают, многие идут за Ним. Но после того, что случилось на берегу озера, в тот день, когда были умножены хлебы, многие отошли он Него. Многие разуверились в Нем, испугались, не решились принять тот трудный подвиг, который Он предлагал всем, идущим за Ним. А было это так, как вы хорошо помните и знаете.

После долгих трудов, когда апостолы узнали о смертной казни, об убийстве Иоанна Крестителя, Господь Иисус сказал им: «Пойдите все вместе на другой берег в уединенное место и там отдохните». И они были рады отдохнуть после всех трудов, тревог, огорчений и радостей. Пошли в пустынное место и думали, что наконец–то смогут побыть со своим Господом наедине, обо всем его расспросить, просто успокоиться сердцем. Но не тут–то было. Когда люди увидели их удаляющимися, они пошли за ними вереницей, а поскольку приближался праздник Пасхи, то десятки, сотни паломников в конце концов собрались на том берегу, и ученики с горечью увидели: нет, не отдохнуть им, не избежать толпы, не избежать народа, и Учитель опять будет окружен людьми.

В это время Господь взглянул на этих людей, которые шли за Ним. Шли молча, ничего не прося, ни о чем не спрашивая, но у всех на лицах было написано утомление сердца и тела и жажда чего–то необыкновенного. Они шли за Ним, шли упорно по безлюдному, пустынному месту. Остановившись, Господь оглянулся, и жалость проникла в Его сердце.

Евангелист так и говорит: «Он посмотрел на них и увидел, что они были, как овцы без пастуха, которые брели неведомо куда и неведомо зачем». И тогда Он остановился, сел и начал говорить с народом.

В который раз Он начал говорить им о Царстве Божием, которое близко, которое здесь, оно доступно каждому, кто его примет, захочет принять в свое сердце. И так Он говорил, говорил с ними, они слушали, забыв обо всем на свете. Спустился вечер, и ученики встревожились, что делать с этой толпой. Большая толпа, несколько тысяч, и все усталые и голодные.

Они говорят Ему: «Учитель, отпусти их в деревню, место здесь пустынное. Пусть пойдут туда и купят себе поесть».

И вдруг Господь говорит им: «Вы их накормите!» [43]

Как же они накормят их, когда здесь столько народа, а у них всего несколько хлебов и несколько рыбешек?

«Дайте всем это!»

Ученики повиновались, рассадили народ рядами, взяли корзинку и пошли по рядам, повинуясь слову Господню и раздавая хлебы, которых чудом хватило для всех. И народ обрадовался, закричал, потому что это было какое–то удивительное чудо. Всем хватило хлеба, все подкрепили свои силы, и это показалось для них более дорогим, чем любые Его слова, чем то, что Он молился с ними, когда преломлял этот хлеб, чем то, что Он научил их быть братьями между собой, чем то, что Он открыл им путь на Небо. Для них самым главным оказался этот хлеб.

И сразу, как только спустилась ночь, между ними пошел разговор: давайте принудим Его стать нашим вождем, нашим царем, а если Он откажется, поставим насильно. Как это было печально для Господа.

Потом Он скажет этим людям: «Вы Меня ищете не потому, что видели знамение, а потому, что ели хлеб и насытились».

Им на самом деле, оказывается, нужен был не Господь, а этот хлеб. Не Бог, а Его дары. Повторяю: не Бог, а Его дары. Вот с чем они пришли. И когда Господь после этого сказал: «Я — хлеб жизни. Кто хочет быть со Мной, будет питаться Мною, как хлебом, Мною, Моей плотью и кровью», они смутились, они не поняли Его слов и спрашивали друг друга, как это Он может дать нам пить Свою кровь.

А Он–то хотел сказать вообще другое. Он хотел сказать, что отдает Себя, что Он есть духовная пища для каждого человека, духовная пища для нашего сердца, что только Он может напитать людей, духовно алчущих. Для них хлеб земной как бы заслонил все, затмил им глаза, слова Его показались им нелепыми и дикими, и многие, как говорит евангелист, даже из апостолов, повернулись и пошли, говоря: «Какие странные слова! Невозможно это слышать!».

Но вот рассеялась толпа, и Господь спросил Своих двенадцать: «Ну что ж, может, и вы Меня бросите? И вы отойдете?»

На это Петр сказал: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни».

Вот как он ответил. Он понял, что этот Небесный хлеб есть слово вечной жизни, что оно больше всего нужно человеку, и если человек это слово услышит, если он его поймет, если он его вложит в свое сердце и будет жить по этому слову, тогда и хлеб земной ему приложится.

Ибо сказал Господь: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам» [44].

Разве не приложится? Разве у человека, живущего по Евангелию, не будет и труд лучше, и жизнь совсем другой? Он будет жить и трудиться по правде Божией. И будет хлеб, и все будет. А самое главное, чтобы был хлеб Небесный, питающий душу. Вы сегодня, которые причащались и которые молились, только присутствуя на этом таинстве, подумайте, что этот хлеб остался на земле. Это кровь и плоть Господа, который отдает нам Себя, Свое спасение, Свою силу, Свою любовь.

И только остается вопрос: с кем мы? С теми, которые не поняли и соблазнились, кто это слово отверг от своего сердца, испугавшись, что оно слишком жесткое, или же с апостолами, которые сказали: «К кому нам идти? Ты, Господи, имеешь слова вечной жизни!»

Аминь.

5 августа 1984 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Итак, дорогие мои, мы с вами проводили праздник Крещения. Господь уже вышел на проповедь, возвещая Царство Божие и показывая его Своими чудесами, показывая людям воочию, что когда Он пребывает с людьми, тогда исчезают болезни, отираются слезы, тогда радость воцаряется на земле. И даже пост в те дни Господь отменил, сказав: это время как бы брачного, свадебного веселья, поэтому не будет никакого поста, а «когда отнимется Жених, тогда будут поститься и печалиться» [45]. А сейчас, пока Господь с ними, — это время радости! И на нас с вами падает далекий отблеск той радости. Множество людей с замиранием сердца слушали слова Господни. Эти слова произносили и раньше… Древние, знакомые слова, и в то же время они казались новыми!

«Заповедь новую даю вам, — говорит Господь, — да любите друг друга» [46]. Весь мир наполнен ненавистью и злобой, «а Я говорю вам, — продолжает Господь, — молитесь за гонящих вас… Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними».

Люди шли толпами посмотреть на чудеса Господа. А некоторые только ради этого поднимались на горы, где Он проповедовал. И в тот день, когда люди собрались в пустынном месте, чтобы послушать Его, Он умножил им хлебы, и ни один не ушел голодным: раздавали ученики, раздавали из небольшой корзины — казалось, там хватит лишь на малое число людей, но не иссякал источник! И все, кто здесь был, сотни, тысячи людей насытились. Тогда люди побежали за Иисусом, тогда они захотели, сговорившись тайно, схватить Его и сделать царем. Какой будет прекрасный царь, который может чудесным образом накормить своих подданных!

Но Господь предпочел, как вы все знаете, ночью тайно скрыться, чтобы этого не произошло. Он так спешил, так хотел уйти с этого места, что пошел по водам и перешел ночью на тот берег, отправив учеников на лодке.

А народ? Народ бежал за Ним, обежал берег и с другой стороны встретил Его, удивляясь: как Ты пришел сюда?

И тогда Господь начал им говорить о другом хлебе! С горечью сказал Он: «Потому вы ищете Меня, что ели хлеб и насытились, только ради хлеба… Но есть хлеб иной, есть хлеб Небесный, который Я вам принес. Хлеб, вкушая который человек никогда не будет испытывать голода. Хлеб, который дает жизнь вечную».

Господь сказал странные, страшные слова, непонятные окружающим Его людям: «Аз есмь хлеб», «Я хлеб, который пришел с Неба» — сказал Он. Это пища душе, алчущей душе! Кто хлеб? Сам Христос–Спаситель, Сам Бог, явившийся в мир.

Но людей это смутило, и многих учеников Христовых смутило: что это Он называет Себя хлебом Небесным?!

«Тогда, — говорит апостол–евангелист, — многие из учеников отошли от Него». Многие слушатели повернулись к Нему спиной и стали расходиться. Он остался один, и возле Него только двенадцать апостолов. И Господь спросил их: «Не хотите ли и вы отойти?»

И Петр–апостол за всех ответил: «Господи, к кому нам идти?! Ты имеешь глаголы жизни вечной».

Они преодолели это искушение. Преодолели и остались с Ним. Для нас с вами в этом великий урок. Ведь им было нелегко остаться. Они же видели, что почти все отошли, что народ отошел, что ученики отошли.

Это было первое искушение. А второе искушение было не менее трудным. Вы думаете, им легко было понять Его слова: «Я есмь хлеб, который сошел с Неба»?

Они Его, конечно, не поняли, но доверяли Господу, любили Его и остались, надеясь, что когда–нибудь эти слова откроются им, станут им понятны.

И мы с вами также должны сделать этот выбор. Когда мы видим, как мир отходит от Господа, поворачивается к Нему спиной, не хочет Его слушать, многих это соблазняет. Многие говорят: большинство людей не веруют, как же нам веровать?

Точно так же и тогда было: большинство отошло. Апостолы остались. И они показали свою подлинную веру именно в этот час искушения.

Не будем же и мы смотреть на людей отошедших, отпавших, отвернувшихся. Будем стоять верно на страже рядом с нашим Господом. Слабые и недостойные, мы хотя бы сохраним свою верность кресту и Господу Иисусу.

Многих из нас подстерегает и третье искушение. Когда мы слышим слово Евангелия, слово богослужения, слово Церкви, многое, наверное, нам бывает непонятно. И некоторые люди, соблазняясь, уходят от веры или уходят куда–нибудь в секты, ищут где–то еще истину. А на самом деле мы должны со смирением ждать, пока откроется нам глубокий смысл, содержащийся в Слове Божием, в таинствах Церкви и в том, что нам дано для спасения. Не все сразу может человек познать.

Когда апостолы услышали слова: «Аз есмь хлеб, сходящий с Неба», наверно, сердце их и разум смутились. А разве потом они не познали, что Он есть истинная пища? Разве они не познали, что они действительно не могут жить без Него, как человек не может жить без хлеба? Они в этом убедились, и так глубоко это вошло в них, что они и жизни свои отдали за этот Небесный хлеб и за Того, от Кого все отошли. Поэтому и мы должны ждать и надеяться.

И если что–то нам сейчас неясно, учение и вера непонятны, — откроются когда–нибудь глаза, просветится разум, и мы поймем, как бесконечна глубина Божиих тайн, которые нам даются. Она подобна звездному небу: когда вечером зажигается одна звездочка, другая, третья; вглядываясь в темное небо, мы видим их все больше и больше.

Бесконечен мир… Также бесконечна тайна Божия. Сколько бы мы в нее ни вглядывались, мы всегда в ней будем находить все новое и новое. И будет наша вера освещать все, с чем нам придется в жизни встречаться. И будут освещаться наше сердце и наш ум.

Вот сегодня, когда вы шли к Литургии, было темно: темные дороги, темный снег, темные улицы вокруг. Но взошло солнце, и все осветило, и стало совсем светло.

Так и мы можем осветить и свою жизнь, и жизнь других людей светом Христовым.

Аминь.

«…И осветит тебя Христос!»

Послание к Ефесянам 5:14–28 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

]Мы много слышим в церкви молитв и песнопений. И каждый век, каждое время прибавляло к этой сокровищнице новые и новые творения людей, посвятивших себя гимнам, молитвам и псалмам, которые звучат в стенах храмов. Покойный патриарх Сергий, покойный митрополит Никодим составляли службы и молитвословия. Вы все хорошо знаете акафист Страстям, который мы читаем Великим постом, — его составлял сто лет тому назад Иннокентий Херсонский, архиепископ. Итак, каждое время имело своих гимнотворцев и слагателей молитв.

Сегодня мы с вами читали послание апостола Павла, в котором святой апостол приводит слова из одного из самых древних песнопений Церкви. Оно все целиком не сохранилось, но первые строки его остались в памяти верных, потому что апостол Павел приводит эти слова: «Встань, спящий, воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

Вот три призыва, три обетования, обращенные ко всем нам: пробудись, спящий, ибо слово Христово есть голос Божий, который будит человека заснувшего, живущего как бы в полуобмороке, во тьме; человек не отдает отчет своим поступкам, он бредет по жизни до могилы, не зная, как ему нужно жить, куда он идет, для чего живет, что он принесет в эту жизнь и с чем предстанет перед Богом в конце своей жизни. Поэтому древний, не ведомый нам по имени гимнотворец призывает нас и говорит: «Встань, спящий!»

Через века проходит голос неизвестного молитвенника Церкви, через 20 веков обращается он к каждому из нас: «Посмотри на свою жизнь, загляни в свое сердце, подумай о том, к чему ты готовишь себя; пробудись, спящий! довольно спать; можно ли жить так, как ты живешь? Пусть укорит тебя твоя совесть. Пусть манит тебя свет Христов! Пусть ревность Господня наполняет твое сердце! Пробудись, спящий!» — вот что говорит нам это песнопение.

Больше того, оно намекает на то, что наша дрема, наш сон — на самом деле означает смерть. Человек живет и не знает, зачем и почему. Может быть, ты христианин или христианка; может быть, ты считаешь себя верующим, но все как во сне: утром встаешь, пробормочешь молитвы бездумно, бессвязно, идешь на свой труд и поступаешь так, как поступают язычники — в злобе, зависти, ненависти, клевете — во всем том, что нам Господь запретил в нашей жизни.

Мы спим и никогда не задумываемся над тем, что же нам нужно изменить в своей жизни, чтобы стать настоящими христианами. И вот тогда–то нам нужен этот голос,

ГОВОрЯЩИЙ:

«Встань, пробудись, спящий».

Ты мертв. «Воскресни из мертвых» — вторые слова. Воскресни! потому что это мертвенная жизнь, она только называется жизнью. Мы живем, дышим, едим, спим, о чем–то думаем, о чем–то хлопочем, но это не настоящая христианская жизнь, в ней нет горения духа, нет стремления быть по–настоящему достойным чадом Церкви Христовой, достойным учеником нашего Господа.

Но мы скажем: «Как нам быть? Кто нас пробудит? Кто даст нам эту силу?!» И конец этих строк объясняет: «И воскресит, и осветит тебя Христос». Он делает это, Он это совершает.

Вы все знаете притчу о десяти девах, которые должны были в брачную ночь торжественно со светильниками встретить жениха. И Господь Иисус каждого из нас уподобляет этим девам. Они ждут праздника, они ждут жениха, торжества, они должны держать светильники зажженными.

Так же и мы должны не спать, а бодрствовать. Светильники нашей совести, нашего разума, нашей воли, всей нашей жизни, посвященной Христу, — должны быть всегда готовыми! Господь говорит: «Бодрствуйте!» Не спите, а бодрствуйте.

И вот когда эти девы заснули, у половины из них, как вы помните, погасли светильники, потому что там не было масла. И когда пришел жених, они уже не могли его встретить, пошли покупать, вернулись, но двери были закрыты. Они стучались, а жених, оскорбленный их нерадением, не пустил их в дом [47].

Что же означает масло освященное, что значит «светильник» и его свет для всех нас? Священное Писание уподобляет Церковь Христову светильнику. В Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова говорится о семи светильниках, горящих у Престола Божия, и объясняется, что это Церкви Христовы. Почему они называются светильниками? Они светят, они изливают вокруг свет истины и Божественной любви, которую дал им Господь.

И мы с вами, будучи членами Церкви, должны нести этот свет в жизни, не дремать, не спать. Всегда быть готовыми, держать светильник полным елея!

А елей? Он означает многое: и наше терпение, и нашу верность, и наш труд, в том числе духовный; желание сосредоточиться на молитве, углубиться в слово Божие, в Священное Писание, желание побороть свой грех, обновиться и действительно бодрствовать в ожидании Небесного Жениха. И Он приходит! Он приходит, чтобы осветить нас.

Он приходит всегда. Когда нас с вами сражает болезнь и мы оказываемся растерянными и жалкими, Бог посещает нас и проверяет: готовы ли мы встретить Его!?

Когда перед нами открывается возможность поступить так или иначе, выбрать себе дорогу, пойти по правому пути или по левому, — это значит, Господь рядом с нами и ждет нашего выбора.

Когда перед нами нуждающийся, когда перед нами человек, который ждет от нас подкрепления и поддержки, когда перед нами возможность делать дело Божие в жизни — это всегда означает близость Христа. Он здесь, в нашей жизни, Он освещает нас, посещает нас в радости и скорби.

И, наконец, когда завершатся отпущенные нам годы, тогда мы должны быть готовы встретить своего Господа, встретить, держа в руках свои светильники. А в них будет елей — все то, что мы собрали за свою жизнь. Тогда поистине мы воскреснем из мертвых, умирая, вернемся к Господу.

Тогда поистине и окончательно, если мы будем достойны этого, осветит нас Христос. Только бы мы приложили все свои усилия, чтобы на протяжении жизни служить Ему — всегда, везде, во всем.

Аминь.

23 ноября 1980 г.

«У Бога все живы»

Слово после отпевания Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

От лица умерших, ушедших из этой жизни, я благодарю всех, родных и близких, за то, что вы сделали для них. Потому что это самое дорогое для людей — чтобы можно было в последний час, когда они уже уходят из нашей жизни, о них помолиться. Кто как может. Кто как понимает. Кто как умеет. Потому что в это время подводится черта под всей человеческой жизнью: что человек успел сделать? Что он вложил в эту жизнь? Что он думал, чувствовал, говорил? Все это уходит на Небеса. Ибо человек есть единственное существо на земле, которое несет ответственность за свою жизнь.

Мы стоим здесь у порога таинства, у порога смерти, утех ворот, которые должны перед нами открыться, — может быть, довольно скоро. Это я говорю не для того, чтобы вы омрачались в своей печали, которая и так уже есть у гроба, а для того, чтобы смотреть в глаза правде, чтобы около смерти думать о жизни!

Думать о том, как правильно жить; как жить так, чтобы послужить людям и выполнить свой долг, свое земное предназначение. И когда мы его выполним, наше тело вновь вернется в круговорот природы, мы отдадим его обратно матери сырой земле. А дух вернется к Тому, Кто его нам дал. Не в землю он пойдет, а пойдет в мир невидимый, духовный. И там наступает суд. Поэтому Церковь будет молиться за них, чтобы Господь простил им грехи.

Господу помолимся!

Слово после отпевания младенца Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Провожая с молитвой младенца, который как бы и не жил, который не видел жизни — впрочем, не только радостей жизни, но и множества того, что переживает человек: разочарований, горечи, обид, болезней, страдания, — все это он миновал, и чистая душа у него остается навеки. Для нас, оставшихся здесь, утешения нет. И не будем поэтому смягчать горе — разлука есть разлука, потеря есть потеря. Но вы все помолитесь сейчас о том, чтобы Господь дал родителям силу все это пережить и дал им в дальнейшем утешение и милость, чтобы безгрешное дитя, как ангел, молилось за них.

Аминь.

Слово после отпевания Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Итак, душа возвращается к Богу. Эта мысль должна нас сегодня навести на размышления не просто о смерти, но о жизни! Сколько нам осталось жить? Мы должны прожить оставшиеся годы так, как достойно надлежит человеку — творению Божию, образу и подобию Божию! Сегодня вы дети, завтра молоды, а послезавтра уже смерть серебрит виски, а еще через день — за вами уже пришли. Мы не знаем ни дня, ни часа своей смерти, и это сделано мудро, ибо Христос говорит нам: «Всегда будьте готовы!» Берегите каждый день и каждый час — времени мало для настоящей жизни. Болезнь, война, беда может обойти человека, но ни одного, кто бы он ни был: нищий, генералиссимус, — кто бы он ни был, — ни одного не обойдет этот час.

И праведники, и грешники, и злые, и добрые — все одинаково возвратим свой долг, свои кости земле. Но человек состоит не только из плоти и крови и из костей. В нем есть то, чего нет ни у одного живого существа, — в нем есть дух, совесть, мысль, чувства, вера, любовь, надежда! Нельзя это положить в могилу, нельзя это засыпать песком и землей. Мы с вами люди — единственные на земле существа, которые отвечают за свои мысли, за свои слова, за свои поступки. Христос говорит нам: «Блаженнее давать, нежели брать» [48]. Сколько мы отдали своего труда, своей любви, своего терпения — столько мы и приобрели для вечности. Человек, который живет для себя, проживает пустую, бездарную, ненужную жизнь.

Только две заповеди дает нам Священное Писание: любовь к Богу и любовь к человеку. Даже тот, кто не понимает, что такое Бог, должен почувствовать, что есть великая тайна, к которой восходит все наше мироздание, которая управляет всей Вселенной! Как не любить ее, потому что это есть сама жизнь, все прекрасное, сокровенное и совершенное, явленное нам. Любить жизнь, любить Божию природу, любить тварь — все, что есть! Красота Божия — во всем, в каждом цветке, в каждой звезде. У Бога нет мертвых! Все живы.

«У Бога все живы»[49].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: