О памяти смертной

Евангелие от Луки 12:13–21 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня вы слышали притчу Христову которая возвращает нас к мысли о том, как человек должен относиться к своей жизни, к своему труду, к своему настоящему и будущему.

Напомню тем, кто забыл, эту притчу. Некий богатый человек, узнав, что у него в этом году большой урожай и что зерно не влезает в его амбары, велел сломать старые и построил новые, наполнил их зерном и сказал себе: «Ну теперь я могу быть спокоен; веселись, душа моя, ешь, пей, отдыхай; впереди у меня много времени, беспечного и беззаботного». Но в эту же ночь он умер…

И Господь заключает эту притчу словами, что так бывает с теми, кто собирает для себя, «а не в Бога богатеет».

Притча эта говорит о двух вещах: о памяти смертной и о «богатении» для Бога. Прежде всего, что значит «богатеть для Бога»? Это значит, что все, что нам дается в этой жизни, все силы, все возможности, все то, что нам посылается и что изначально, при рождении нам было дано как дар, — все это человек должен употреблять для служения ближнему и тем самым исполнять волю Христову.

Вы знаете, что люди рождаются на свет с неравными дарами. Один умеет делать одно, другой другое, третий ничего не умеет, но у него доброе сердце и он может иному человеку сострадать, помочь. У каждого есть свой дар, и нет человека на земле, который был бы лишен дара. Именно для того и сделал так Господь, чтобы мы нуждались друг в друге, чтобы каждый мог чем–то поделиться с другим! И отдавая себя, свое, мы тем самым духовно богатеем, совершаем что–то для ближнего, а значит, и для Господа.

Этот богач не потому осужден в притче, что он строил себе житницы: было зерно — можно было и строить, беды здесь не было. Беда его была в другом, что он все это делал для себя, думал только о себе и был совершенно спокоен и уверен. Но оказалось, что он делал ни для кого.

Здесь нам приходит на помощь память смертная. Конечно, не всякому человеку кажется приятным помнить о смерти. Однако уже у древних был такой девиз: «Помни о смерти!»

Что же это за девиз — призыв к мрачности? Что же это за слова, которые должны отравлять нам жизнь? Для чего помнить о том, что неизбежно? Может быть, лучше стараться отгонять от себя мысли о смерти? Кажется, так естественно поменьше думать об этом, и легче будет на душе. Однако Господь говорит нам о другом. Если бы этот богач помнил о смерти, он, может быть, подумал бы о том, что придет день, когда ему придется дать отчет за свою жизнь! И тогда он ничего не принесет Богу кроме своего эгоизма и своих набитых амбаров, которыми он не успел воспользоваться.

Память смертная протрезвляет нас, когда мы с вами слишком увлечены временным. Память смертная говорит нам о том, что мы находимся у ворот Вечности! Многие вещи, которые нас терзают, мучают, чрезвычайно волнуют, станут, быть может, не такими болезненными и не такими терзающими нас, если мы будем помнить о смерти.

Память смертная помогает человеку ценить время. Не разбазаривать его, а ценить каждый день и даже каждый час. Память смертная собирает наши мысли на жизни, именно на этой жизни. Ведь то, что мы в этой жизни заложили, мы понесем с собой в Вечность…

Часто, когда вы стоите здесь во время службы и молитесь, открываются двери храма и вносят умершего. И вот он здесь с нами телом находится последний раз. Не только телом, но и душой. Душа человека, когда он только что умер, находится близ тела.

Какое горе для человека, который всей своей душой прилепился к временному, который жил только для себя, который весь был опутан страстями, мелкими и большими. Как трудно ему идти дальше, как трудно справиться с неизбежным моментом перелома — уходом в другую жизнь.

И как радостно человеку, который заранее, уже здесь, в этой жизни готовился и знал, что смерть есть переход в вечность, знал, что мы понесем свою жизнь в вечность, понесем все, что мы в ней сделали!

Человек, который здесь полюбил Бога, — он уже и туда понесет эту вечную любовь. Человек, который, напротив, жил только собой, терзался страхом, постоянной завистью, какими–то темными чувствами, не любил окружающих его людей, — ему будет очень трудно, потому что он все это понесет за собой. Поэтому каждый из нас может помнить о смерти во благо себе! Она нас сразу как–то возвышает и примиряет со многим. Она побуждает нас к действию!

Великая вещь — память смертная. Недаром святые Отцы постоянно к ней возвращают. И многие из них считают, что человек может спастись, то есть прийти к Господу, только тогда, когда будет иметь память смертную.

Повторяю: это не имеет ничего общего со страхом смерти, с унынием, отчаянием, малодушием, маловерием. Память смертная — это здравый, благоговейный, трезвый взгляд на вещи. Память смертная — это смирение, это готовность принять ту судьбу, которую Господь нам дает.

Поэтому, дорогие мои, не бойтесь в трудные минуты вспоминать о смерти. Не думайте о ней просто как о конце жизненного пути. Всегда помните, что у Бога нет конца, что Он создал человека бессмертным и мы в вечность понесем все то, что здесь собрали и накопили. Но накопили не для себя, а «богатели в Бога».

Благословенна жизнь, проходящая при памяти смертной. Потому что тогда смерть, «последний враг», как ее называл апостол Павел, самое страшное, чего боятся люди, — она теряет свое жало, она теряет свою отравляющую силу, она становится тоже служительницей Божией. Она утрачивает свой черный сатанинский характер.

Мы верим, что придет время, когда каждый из нас будет поднят из праха и Господь восставит нас. Он восстановит все лучшее и прекрасное, и тогда все уродство жизни минует и зло будет преображено в добро. Поэтому для нас слова Священного Писания звучат радостной вестью:

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»*

Если мы веруем в Господа, то нет для нас ни конца, ни поражения. Есть только надежда, восхождение ввысь к Богу. И когда искушения и грехи нас сбивают с дороги, мы видим эту надежду как путеводную звезду в темноте, и она нам не даст сбиться с пути.

Аминь.

5 декабря 1982 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: