Святого Киприана Карфагенского

13 сентября Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь празднует память священномученика Киприана. Не все знают об этом святом, однако это был великий учитель Церкви, мученик, пастырь, подвижник, писатель, богослов — Киприан Карфагенский. Он жил давно, я помню, когда я только начинал служить, Церковь праздновала 1700–летие со дня его кончины. Жил он на севере Африки, где теперь Марокко, Алжир. Там были римская власть, латинский язык, римское образование. Сам он был язычником, богатым, высокообразованным, окончил высшую школу, стал преподавателем высшей школы, преподавал язык, красноречие, мудрость, философию и жил, как все знатные богатые люди: нив чем себе не отказывал, не задумывался о завтрашнем дне.

Однажды ему пришлось беседовать с человеком по имени Цецилий. Это был христианский священник, который сказал ему: вот сегодня у тебя все есть и ты в расцвете своих сил, но завтра этого может не быть, и каждого человека неизбежно подкарауливает смерть. Задумывался ли ты над тем, что ждет тебя впереди? На что Киприан ответил: многие ваши мудрецы говорят, что смертью все не кончается, что человек будет жить в вечности. Верно, отвечал ему Цецилий, верно, но разная будет судьба у людей, у злых и добрых она будет не одинаковой.

И тогда Киприан постарался найти христианские книги, стал читать Евангелие и понял, что здесь правда, здесь истина, здесь настоящая жизнь. Он пришел в церковь и сказал: я хочу креститься. В те времена крестили не сразу, долгие месяцы, иногда даже годы готовились люди к этому — крестились тогда почти только взрослые, детей почти не крестили. Но он настаивал, просил, и поскольку был в городе человеком известным, то всех верующих радовало, что к Церкви присоединится Киприан, что знаменитый оратор станет слугой Божиим. Он принял крещение, но не прошло и двух лет, как весь народ того храма, куда он ходил, главного храма в городе Карфагене, потребовал, чтобы его сделали епископом.

Это, конечно, редкий случай: через два года после крещения он принимает сан епископа. Но в то время это место было ответственное и опасное, потому что каждый новый правитель по–новому относился к Церкви — одни ее терпели, другие объявляли вне закона, подвергая репрессиям, казням. Так что, принимая епископский жезл и омофор, Киприан принимал и возможность мученического венца.

Всего 12 лет служил Церкви святой Киприан. За это время он много пережил: было гонение, при котором пострадали многие христиане. Рим больше года не имел епископа, казнили одного, другого не могли найти, и Киприану приходилось посылать в Рим пастырские послания, руководить через море — а ведь тогда не было быстрых пароходов, и было нелегко через море руководить христианским Римом.

В это время вышло постановление императора: всем людям приносить жертву изображению императора и богам. Конечно, истинные христиане делать этого не могли.

Но ведь человек есть человек — слабое существо, и многие недавно крещенные поколебались, а в некоторых городах отрекшихся было так много, что их не успевали принимать местные власти — в очереди стояли, чтобы отречься от своей веры.

Это было очень горькое время, и народ настоял на том, чтобы епископ Киприан скрылся в уединенном месте. Он уехал и оттуда писал письма, страдая за то, что происходит с народом, страдая об отрекающихся. Некоторые люди шли на хитрость — они доставали справки, что совершили жертвоприношение, и эти справки представляли местным властям — так они как будто бы не отрекались и в то же время оставались чистыми. В общем, большое смятение было в Церкви и отпадение.

Когда это тяжелое время прошло, когда к власти пришел другой правитель, стали разбираться, как же быть с теми, кто отказался от веры, особенно с теми, кто принес жертву идолу. И вот тут мнения разделились, одни говорили: они же по слабости отказались, теперь они снова наши. Другие говорили: нет, кто один раз отпал, навсегда погиб и в Церковь ему нет доступа.

Все обратились к Киприану чтобы решить этот спор, который грозил привести к расколу. И он сказал, что наша Церковь — это не Церковь святых, а Церковь кающихся, мы собраны Богом для того, чтобы идти к спасению, и не можем рассчитывать, что у нас будут только безгрешные люди. Но кто пал, тот должен принести покаяние, кто публично отрекся от веры, должен публично покаяться перед Церковью, потому что Церковь — это его семья, объяснял он, и «кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», — говорил он.

Эти слова Киприана потом, через много веков, часто повторялись. Что они означают? Они означают, что Церковь — это не какая–то организация или союз людей, а это души, собранные во имя Христово. Мы собираемся вместе, это и есть Церковь, даже если нет храма. А в то время еще не было храмов, люди молились вместе в катакомбах, и епископ совершал богослужение. Это уже была Церковь, и держаться за нее значит держаться за Господа.

Создание Церкви — это воля Христа–Спасителя. Он сказал: «Я создам Церковь Мою на камне, и врата ада не одолеют ее» [54].

Так вот, мы все можем о себе сказать, что если мы публично не отрекались, то часто унижали свою веру поступками, жизнью, вели себя так, как будто находимся вне христианства, вне веры. Поэтому Церковь не отталкивает нас, а призывает: придите, принесите покаяние и будьте чадами Моими, ибо я есть Церковь, Церковь Христова.

В 258 году святой Киприан был арестован. Одно время он был в ссылке, потом был вызван к правителю, который сказал ему: я желаю тебе добра, отрекись, и все увидят — так как ты человек авторитетный, — что вы проповедовали ложь. На что он ответил: я христианин, христианский епископ и служу только своему Богу. Тогда ты будешь предан смерти, сказал правитель. И он ответил, коротко: Богу слава.

Когда его вели на казнь, за ним шли толпы, тысячные толпы народа, и власти до конца надеялись, что, может быть, в последний момент он устрашится и отречется. Но в последний момент он сказал: то, что положено палачу, заплатите ему, потому что у меня нет с собой денег. Я умираю с радостью, потому что Господь принимает меня в Свои объятья, в Свое Царство. Так умер святой Киприан Карфагенский.

В течение многих столетий Церковь молится ему, сохраняя его произведения, письма, труды, мысли. И когда сегодня мы празднуем его память, мы все должны подумать именно о том, о чем он думал более всего: что есть Церковь, чадами которой мы являемся. Грешники, собранные здесь, недостойные, стоящие перед Богом, но в то же время спасаемые не своими добродетелями и заслугами, а милостью и благодатью распятого и воскресшего Господа.

Аминь.

13 сентября 1987 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: