Альтернативы интеграции

Существует несколько альтернатив интеграции, как то: долгосрочные контракты, соглашения об эксклюзивном дилерстве, владение актива­ми партнеров, стратегические альянсы, лицензирование и франчайзинг. Например, винодельня может заключить долгосрочный договор с ви­ноградником, что будет выгодно обеим сторонам. Соглашения об экс­клюзивном дилерстве, связывающие производителя и дистрибьютора или розничную сеть, могут обеспечивать необходимый обмен инфор­мацией, координацию стратегий, эффективное оформление сделок и движение товара. Автопроизводитель может иметь в собственности спе­циализированное оборудование, используемое его поставщиками, в результате чего между ними формируются технологические и финан­совые взаимосвязи, гарантирующие стабильность поставок. В то же время большинство альтернатив сопряжено с собственными пробле­мами, особенно если учесть происходящие со временем изменения си­туации и баланса власти; но при этом они обеспечивают преимущества интеграции при меньшем объеме присущих ей недостатков. Рассмат­ривая вопрос о вертикальной интеграции, в большинстве ситуаций сле­дует проанализировать и альтернативные пути.

Хотя при вертикальной интеграции показатель чистой прибыли как доли выручки от реализации увеличивается, о норме возврата инвес­тиций (ROI) этого сказать нельзя (возрастает объем инвестиций). В од­ном исследовании 1650 компаний был сделан вывод о том, что наибо-


Глава 13. Стратегии роста: проникновение на товарный рынок... 379


лее прибыльными являются предприятия с крайней (либо полной, либо вообще отсутствующей) степенью вертикальной интеграции.7

Было показано, что зависимость между уровнем вертикальной ин­теграции и прибыльностью имеет V-образный характер. Отсюда мож­но заключить, что производителям следует избегать промежуточного положения. Компания, объединяющая в себе системы, но доверяющая производство внешним фирмам, стремится к минимизации инвести­ций, снижает цены и максимизирует гибкость. Высокоинтегрирован-ная фирма максимизирует преимущества вертикальной интеграции.

Идея

Мы рассмотрели пять путей роста. Каждый из них содержит несколько вариантов стратегий, варьирующихся от инкрементальных прираще­ний до действительно грандиозных идей (рис. 13.3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: