Основной товарооборот (важнейший фактор, поскольку от него зависит структура затрат) приходится на относительно небольшую группу покупателей. «Золотые» конкуренты являются ведущими поставщиками главных потребителей продукции отрасли, хотя, конечно, не обходят вниманием и остальных. Их оружие — огромнейшая известность торговой марки среди конечных пользователей и тесные связи с наиболее активными (по объему реализуемых товаров) каналами распределения. Они успешно адаптируются и к изменениям значения различных каналов. Компания Owens Corning Fiberglass, например, осознав возросшую важность розничных каналов сбыта, в дополнение к программе взаимодействия с оптовой торговлей разработала мероприятия по стимулированию покупок конечными пользователями. В отраслях,
Глава 15. Стратегии действий на враждебных рынках
в которых каналы распределения отсутствуют, «золотые» конкуренты пытаются создавать крупных покупателей из нескольких средних по размеру фирм. FedEx, к примеру, разработала программу банка запасных частей: участвующие в ней фирмы поддерживают необходимые запасы на случай срочных поставок.
|
|
Поскольку «серебряные» конкуренты обычно не имеют необходимой для обслуживания крупнейших покупателей инфраструктуры, они концентрируются на развитии тесных отношений со средними покупателями (Freightline, например, продает свои грузовики небольшим компаниям-перевозчикам). Для покупателей «второго уровня» самое главное — надежный сервис и разумные цены. Таким образом, «серебряные» компании могут обслуживать их без ущерба для маржи прибыли. Чтобы привлечь к себе «вторых» покупателей, они обычно становятся специалистами в своей отрасли. Компания Ball, например, стала ведущим поставщиком кувшинов с широким горлом для пищевой промышленности.